Наталья Головлева
Проектная деятельность по экологическому воспитанию «В чистом и здоровом доме — мы здоровыми растём!»
▼ Скачать + Заказать документы
Для первой младшей группы.
Автор: Головлева Н. В.
Давайте, дошколята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки,
Это все для нас навечно!
Люди! Не нужно сорить на планете,
Она ведь жизнь нам дает.
Планета, такая одна на всем свете,
Давайте ее сбережем!
Актуальность темы.
Публикация «Проектная деятельность по экологическому воспитанию „В чистом и здоровом доме — мы здоровыми растём!“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Человек тесно связан с окружающей его природой. Она – его колыбель, дом и мир, богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу эмоций, радостных переживаний, развивает любознательность. Первый результат экологического воспитания проявляется в удивлении, интересе, чувстве радости, восторге, эстетическом удовольствии, восхищении при восприятии природы, действенной готовности детей участвовать в создании жизненно необходимых условий для живых существ, находящихся в ближайшем окружении, готовности предотвратить их гибель. Поэтому приобщать детей к богатому и разнообразному миру природы необходимо прежде всего через их чувства, затрагивая сердце и душу ребенка.
Приобщение к миру природы детей раннего возраста – это первая, начальная ступень в системе непрерывного экологического образования. В необходимости формирования основ экологической культуры с дошкольного возраста теперь уже никто не сомневается. На практике же нередко случается так, что дети усваивают определенный объем экологических понятий и знаний о природе механически, не используя их в практической деятельности. Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому я не только учитывала, но и значительное внимание уделяла работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это. Именно потому, прежде чем начать экологическую работу с детьми, следует привлечь родителей к данной проблеме.
Воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту - одна из важных задач детского сада. В этой работе его первыми помощниками должны стать родители.
Цель проекта :
1. Формирование у детей знаний о природе родного края, воспитание бережного отношения к ней
2. Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.
3. Знакомство с разными объектами живой природы.
4. Благоустройство и озеленение территории детского сада для осуществления экологического и нравственного воспитания дошкольников.
Основные задачи проекта:
1. Формировать у детей бережное отношение к объектам природы.
2. Формировать у детей потребность видеть и понимать прекрасное в природе, в природоохранной деятельности.
3. Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
4. Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.
5. Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.
6. Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.
7. Создание экологически благоприятной среды на территории ДОУ.
8. Содействие к сотрудничеству детей и взрослых. Привлечь родителей для создания комфортной ландшафтной зоны.
9. Осуществление трудового воспитания детей в процессе ухода за зеленными насаждениями.
10. Обогатить словарный запас детей.
Тип проекта: познавательный.
Участники проекта:
• Педагоги - воспитатель Головлева Н. В.
• Воспитанники группы №1 (первая младшая группа).
• Родители воспитанников группы № 1 .
Длительность: краткосрочный (2 недели).
Предполагаемые результаты:
1. Умение детей вести себя экологически правильно в природе.
2. Совместная исследовательская и трудовая деятельность по экологическому воспитанию.
3. Создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды.
4. Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству
и взаимодействию.
5. Формирование и обогащение представления о значении природы.
6. Обогащение активного и пассивного словаря детей.
Формы работы по реализации проекта:
• познавательное чтение;
• наблюдения и экологические экскурсии;
• Лаборатория (опыты и эксперименты).
[u]Этапы реализации проекта[/u]
Подготовительный этап:
1. Цикл бесед о природе «Мои зеленые друзья», «Это кто живет в лесу?», «Тучка и солнышко», «Рыбка золотая (водоём и его жители)» .
2. Подготовка стихотворений, потешек, загадок, игр, иллюстративный материал экологической направленности.
3. Оборудовать в группе уголок природы.
Основной этап:
1. Чтение стихотворения «Прогулка» автор: С. Михалков, стихотворения «Галка» автор: Г. Трутневой, потешки «Сорока».
2. Подвижная игра «Воробышки и автомобиль», «Раз, два, три к березе, еле, тополю беги»
3. Дидактическая игра «Рассели животных (растения)», «Кому какой дом нужен?»
4. Рассматривание тематических иллюстраций о природе.
5. Разучивание и проведение пальчиковой гимнастики «Расскажу про кошку»
6. Проведение физкультминутки «Одуванчик».
7. Экскурсия вокруг детского сада «Зеленый детский сад» с целью наблюдения за растительным миром,закрепить понятия «трава», «цветы», «куст», «дерево».
8. Наблюдение на участке за трудом детей в старшей группе,показать общественно - полезную значимость труда (Какой был и каким стал участок после уборки? Как после уборки будут расти трава, цветы? Какой инвентарь использовался).
9. На своем участке показ приемов и обучение правильного использования инвентаря (обогащение словарного запаса детей).
10. Приобщение к труду на участке - посадка новых растений воспитателем с детьми, полив, уход.
11. Незапланированный эксперимент. Найденный сорванный цветок принести в группу. Попросить детей ответить на вопросы - каким он был когда рос (рос, цвел) и что с ним стало, когда его сорвали (завял? Вывод : нельзя рвать цветы, веточки и т. д. - они живые.
12. Наблюдения и уход за растениями в уголке природы в группе.
13. Передача впечатлений от полученных знаний, умений и навыков в художественном творчестве:
рисование «Золотистый одуванчик» ;
лепка «Веселая лужайка», для создания коллективного панно.
А также в продуктивной деятельности:
конструирование «Уголок природы».
14. Запланированные эксперименты «Какой ты, песок?»(сыпучий, бывает сухой и мокрый, из мокрого можно строить башенки,куличики и т. д.) и «Волшебная вода»(мокрая, бывает горячая, теплая и холодная (лед, грязная и чистая, течет,разливается и т. д.).
15. Наблюдение за работой родителей по благоустройству и эстетическому украшению ландшафтной зоны.
Заключительный этап:
• Подведение итогов проекта.
• Создание фоторепортажа «В чистом и здоровом доме — мы здоровыми растём!»
• Размещение фоторепортажа в папку – передвижку в «Уголке родителей».
Беседа «Мои зеленые друзья»- «Они тоже живые!»
«Мы теперь все знаем сами - и рыхлим и поливаем, а немножко подрастем - сами и сажать начнем!
Во время экскурсии «Зеленый детский сад» приятной неожиданностью была «встреча» с цветочками….
Наблюдение на участке за трудом детей в старшей группе.
Показ приемов и обучение правильного использования инвентаря.
Полученные навыки тут же применяем в действии….
«Ай да мамы!»- наблюдаем….опыт перенимаем!
Создание эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, наблюдения в природе, экскурсии по территории детского сада. Это позволяет, не покидая территории детского сада, познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней относиться, учить ценить ее красоту и помогать ей.