Наталья Ситчихина
Проектная деятельность «Мусор Земле не к лицу»
▼ Скачать
Проектная деятельность «Мусор Земле не к лицу»
Автор проекта: воспитатель МБДОУ детский сад № 388
Ситчихина Наталья Николаевна
г. Самара
«Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету -
Публикация «Проектная деятельность „Мусор Земле не к лицу“» размещена в разделах
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Мусор. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ведь другой похожей нету!»
(Я. Аким).
Цель: Формирование представлений детей, что такое мусор. Уточнение представлений детей об источниках возникновения мусора. Знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов. Развитие умения анализировать экологическую проблему. Развитие потребности соблюдения чистоты на улицах, дома, в детском саду. Воспитание гуманной, социальной активности, экологической грамотности, бережного отношения к окружающему миру.
Вид, тип проекта: творчески – информационный, долгосрочный.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, музыкальный руководитель.
Сроки проведения: сентябрь – апрель.
Проблема:
Загрязнение окружающей среды мусором и бытовыми отходами ведет к нарушению экологического равновесия всей планеты.
Актуальность:
Чем лучше живет человек, тем больше мусора на планете! Мы привыкли к легким и удобным одноразовым упаковкам. Нашествие одноразовой тары превратилось в настоящее мусорное бедствие для России.
Первыми нашествие мусора ощутили города, сёла, в том числе и наш родной посёлок Красная Глинка города Самары. Люди очень часто устраивают свалки прямо около своих домов, в парке, на берегу Волги. Маленькая кучка мусора кажется незначительной, но, соединяясь с другими - становится стихийным бедствием. Дело не только в том, что мусор выглядит не эстетично, он в прямом смысле слова, отравляет нашу жизнь. Накапливается огромное количество твердых, жидких и газообразных отходов. Жидкие отходы просачиваются через грунт и загрязняют источники питьевой воды. Систематическое использование загрязненной воды приводит к резкому снижению иммунитета, люди чаще болеют.
В России на протяжении тысячелетий человек жил в тесном контакте, с окружающей природой. В народе существовали неписаные правила охраны природы, которые наши предки свято выполняли, заботясь о том, чтобы их потомкам, т. е. нам, хватило и рыбы в воде, и ягоды в лесу, и леса, и воды, и воздуха, и солнца. Но, приходя с детьми на лесную поляну, на берег реки Волги, мы видим бутылки и пакеты, след от кострища. Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, дети ведут себя и поступают так же, как ведут себя и поступают их родители - развернув конфету, бросит фантик на тротуар и спокойно пойдет дальше, в рассказах наших детей нет и мысли о том, чтобы после пикника взрослые и дети убрали за собой мусор.
Ежедневно во время прогулки дошкольники принимали участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т. д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить «мусорную проблему», я разработала проект «Мусор Земле не к лицу».
В связи с большой загрязнённостью нашего посёлка и довольно низкой экологической культурой населения, мы решили создать проект, направленный на работу с родителями и детьми, посещающими дошкольное учреждение. Мы понимали, что если родители проникнутся данной проблемой, то и у детей будут воспитывать интерес к родному посёлку, стремление к поддержанию чистоты на улицах и во дворах, соблюдение правил поведения в природе. Мы уверены, что родители своим примером смогут донести до своих детей важность проблемы содержания окружающей природы в чистоте, а мы постараемся им в этом помочь. Метод проекта позволяет сочетать интересы всех участников образовательного процесса: родителей, детей и педагогов.
Задачи:
• способствовать развитию у детей интереса к природе родного края, двора; видеть красоту окружающего их мира;
• способствовать развитию потребности принимать личное участие в сохранности окружающей среды;
• формировать понятие о разнообразии отходов человеческой деятельности, научить детей утилизировать бытовой мусор;
• поддерживать у детей инициативу в создании благоприятной окружающей обстановки;
• формировать бережное отношение к природе, экологическую ответственность;
• вызвать желание научиться бросовым вещам давать вторую жизнь.
Содержание работы над проектом по этапам:
1-й этап: целеполагающий
Беседы: «Помогите природе», «Мусору – нет!». Воспитатель выносит проблему на обсуждение детям, рассказывает о путях реализации проекта.
Экскурсии по улицам поселка.
Сбор литературных источников, изучение опыта других образовательных учреждений, составление теоретической концепции.
Составление плана работы по реализации проекта «Мусор Земле не к лицу».
Создание творческой группы в помощи реализации проекта: родители, дети,
сотрудники детского сада.
Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта.
Создание слайд – программы «Здесь были люди», «Жалобная книга природы».
Разработка консультаций и газет для родителей «Прикоснись к природе сердцем», «Зачем нужно детям знать, что такое экология».
Изучение особенностей территории ДОУ
Анкетирование детей и родителей «Окружающая среда. Умеем ли её беречь?».
Приобретение необходимого материала и оборудования для реализации проекта.
2-й этап: практический
Показ фильма «Здесь были люди…»
Беседа с детьми на тему: «Воскресный отдых в лесу, на реке».
Оформление фотогазет: «Загрязнения нашего края. Что мы знаем о природе и ее охране».
«Здесь были люди», «Жалобная книга природы».
Зеленый патруль «Чистый участок детского сада».
Занятие «Мусор – это хорошо или плохо?»
Экологическая акция «Мой чистый двор».
Рисуем плакаты «Детям — чистую планету».
Изготовление коллажей: «Здоровая планета», «Планета заболела».
«Правила поведения в природе»
Составление и изготовление лозунгов:
«Мусор - в урны!»
«Не губите Природу!»
«Мусор земле не к лицу!»
Творческая мастерская «Затейники»:
- «Кораблик» (изделие из пластиковой бутылки).
- «Волшебный декупаж» (из ненужных баночек делаем нужные вещи, карандашницы, вазочки, конфетницы).
- Браслет для девочки из пластиковой бутылки.
- «Цветы для мамы» (изделие из пластиковой бутылки).
- Изготовление панно из одноразовых ложек, стаканов, тарелок.
- Конструирование из спичечных коробочек «Светофор».
- Аппликация из атласных ленточек на одноразовой тарелочке «Подарочек для любимой мамочки».
- Изготовление коллажа из конфетных фантиков «Вместо мусора цветы».
- «Рисуем песком».
- «Кукла-оберег» (поделки из бросового материала).
Придумай и нарисуй или сделай своими руками «Экознак».
Экологическая сказка «Мастерская лесовика».
Открытие галереи «Мусорный вернисаж»
Выставка поделок из бросового материала «Подари предмету вторую жизнь».
Опытно-экспериментальная деятельность:
«Рассортируем мусор»,
«Как переработать мусор»,
«Изготовление новой бумаги»,
«Если закопать в землю мусор, что произойдет?»
Конкурс стихов на тему: «Мусору – нет!»
Выпуск экологических газет для родителей: «Прикоснись к природе сердцем», «Меньше мусора - больше здоровья».
Итоговое занятие «Спасём планету от мусора».
3-й этап: итоговый
Презентация проекта: Дефиле «Мусорная мода» - экологический праздник.
Ожидаемые результаты:
- Осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее.
- Успешной работе по реализации проекта способствовало тесное сотрудничество педагогов с родителями воспитанников по следующим направлениям:
Экологическое просвещение. Информация по темам «Зависимость здоровья детей от состояния окружающей среды», «Правила поведения в экстремальных условиях»;
Совместная деятельность с детьми: участие в походах, экскурсиях, экологических акциях, субботниках, деловых играх;
Работа в творческой мастерской (изготовление игрушек и музыкальных инструментов из бросового материала);
Агитационная работа: помощь в оформлении фотогазет «Здесь были люди», «Жалобная книга природы».
Дальнейшее развитие проекта:
• создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;
• совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов
по теме проекта;
• участие 100% детей и сотрудников ДОУ в работе по созданию чистой
экологической зоны на территории ДОУ.
• привлечение к благоустройству и озеленению территории родителей.
Используемая литература:
1. Э. К. Гульянц «Что можно сделать из природного материала»- М., «Просвещение», 1984.
2. Горькова Л. Г., Кочергина А. В. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» - М., ВАКО, 2005.
3. Интернет-ресурсы.
4. «Как знакомить дошкольников с природой»: Пособие для воспитателей дет сада /Л. А. Каменева; Под ред. П. Г. Саморуковой. - М., «Просвещение», 1983
5.. «Концептуальные подходы к дошкольному экологическому воспитанию и образованию»/ Под ред. Дпн. Профессора Т. М. Носовой. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2003.
6. Мазурина А. Ф. «Наблюдения и труд в природе» - М., «Просвещение», 1976.
7. Николаева С. Н. «Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве» - М. : Новая школа, 1995.
8. Филенко Ф. П. «Поделки из природного материала» - М., «Просвещение», 1976.
9. Шишкина В. А. «Прогулки в природу» - М., «Просвещение», 2003.