Наталья Богданова
Проектная деятельность как одна из форм организации партнёрства между детским садом и семьёй
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование актуальности
В Законе "Об образовании" говорится, что одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка".
Дети – это будущее страны. И от них зависит, будет ли наша страна сильной и процветающей. Сумеют ли выросшие дети социализироваться, адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни, максимально приносить пользу обществу.
Темочки:
Ребёнок растёт и развивается не в изолированном пространстве. На развитие его личностных качеств, знаний, умений влияют воспитатели, учителя, родители, сверстники… Но, если детский сад, школа, средние и высшие учебные заведения – это лишь этапы развития ребёнка, то семья – это то, где ребёнок находится от рождения. Именно в семье закладываются те ростки, из которых вырастает личность.
Поэтому в детском саду одним из самых важных и ближайших партнёров являются семьи наших воспитанников.
Содержание практики
За годы существования нашего детского сада выстроена система работы с семьёй. Мы используем как традиционные методы (родительские собрания, конференции, консультации, индивидуальные беседы, так и новые технологии (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). А одна из новых технологий, которая стала визитной карточкой нашего детского сада, – проектная деятельность. Она выходит за рамки детского сада и образовывает единую площадку – детский сад – семья и позволяет родителям стать непосредственными участниками образовательного процесса.
Любой проект – это продукт сотрудничества детей, воспитателей, специалистов детского сада и родителей. Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, для более успешной социализации в обществе.
Первым стартовал экологический проект «Мы дети твои, дорогая Земля» в 2015 году. Работа над проектом шла в течение трёх лет. Тема нам показалась актуальной, так как мы часто видим безответственное отношение людей к природе. Многие взрослые не акцентируют внимание детей на бережное отношение к окружающему миру. А как раз бережное и доброе отношение к природе - это залог выживания человека на планете.
Проект содержал комплекс мероприятий, позволяющий не только дать новые знания всем участникам педагогического процесса, развить их творческие способности, обогатить духовно, но и повысить их экологическую грамотность и активную жизненную позицию.
За этот период проведена большая работа:
- совместно с родителями создана экологическая тропа на территории ДОУ (Фото1);
- дети и родители приняли участие в творческих конкурсах: «Мир насекомых», «Пернатые друзья», «Прилетели снегири», «Как прекрасен этот мир!»;
- проведены природоохранные акции, такие, как «Добрая зима для птиц», «Каждому певцу по дворцу!», «Посадим деревце», «Украсим планету цветами», «Берегите лес и его жителей от пожара!» и другие. В ходе акций дошкольники получили природоведческие знания, у детей сформировались первоначальные навыки экологической культуры. Каждая акция имела наглядную агитацию и служила хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Все экологические мероприятия проходили под общим девизом: «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!».
Интересна совместная работа родителей и детей по подготовке индивидуальных экологических проектов. Ребята ответственно относились к презентации своего проекта, рассказывали товарищам о той информации, которую подготовили дома.
Таким образом, мы постоянно привлекали детей и их родителей к тесному общению с природой, познанию мира флоры и фауны.
Нами была проведена диагностика в начале работы над проектом и по его завершению. Она показала, что у детей возрос интерес к природе, возросло стремление к деятельности в ней, пополнились знания о природе. А так же возросло положительное отношение к природным объектам. И родители воспитанников отметили, что работа над проектом повысила их экологическую грамотность.
В 2017-18 учебном году детский сад начал работу над новым проектом «Театральная весна», который преследовал цель: создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, речи, развитие позитивных качеств личности каждого ребенка. Во время работы над проектом родители готовили костюмы для музыкальных спектаклей (Фото 2, проводили с детьми беседы о театре, посещали театр вместе с детьми, сами становились участниками представлений, участвовали в творческих выставках: «Театр своими руками», «Театральная маска».
Для выявления у дошкольников уровня развития познавательных и творческих способностей мы использовали диагностику Н. С. Варенцовой. По сравнению с данными начала работы над проектом, отмечается положительная динамика уровня развития способностей детей и их общей осведомлённости. Много тёплых и благодарных слов было со стороны родителей в адрес детского сада за организацию интересной работы над проектом.
В 2018–2019 учебном году в ДОУ шла работа над проектом «Жизнь прекрасна, когда безопасна». Проект был посвящён «Году культуры безопасности в России».
Цель проекта: Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
В детском саду прошла акция «Азбука безопасности», во время которой во всех группах были организованы тематические беседы, занятия по ОБЖ, тренинги, просмотр обучающих мультфильмов. Педагоги вместе с детьми и родителями создавали плакаты по ОБЖ, организовывали выставки рисунков по темам: «Машины на нашей улице», «01 спешит на помощь», «Ездим, плаваем, летаем». Силами родителей создан мини-музей по пожарной безопасности (Фото 3).
На занятия к дошкольникам приходили родители наших воспитанников: инспектор пожарной безопасности и сотрудник ГИБДД.
Нами была проведена диагностика «Знание правил безопасности жизнедеятельности дошкольниками нашего ДОУ», которая показала рост детской компетентности по данному вопросу.
И важное добавление: завершая работу над каким-либо проектом, работа ДОУ в данном направлении не заканчивается, она вплетается в каждодневный образовательный процесс. И родители с удовольствием продолжают эту работу в семье.
Результаты практики
Итак, как показала практика, внедрение и реализации метода проектов расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.
Наше партнёрство с семьёй позволяет выпускникам детского сада легче адаптироваться к школьной жизни. Администрация МБОУ «Магистральная СОШ» и учителя начальных классов отмечают, что детсадовцы имеют достаточно обширные и крепкие знания по окружающему миру. Им знакома работа с проектами, они охотно её выполняют дома и защищают в классе. Родители воспитанников продолжают принимают активное участие в общественной жизни, но только теперь не детского сада, а школы.