Анна Чулкова
Проектная деятельность как метод речевого и коммуникативного развития детей третьего года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Мы избрали для исследования метод проектов, поскольку он обладает уникальными возможностями в развитии речевых и коммуникативных навыков у его участников.
Основной целью этого этапа нашей работы было экспериментально проверить целесообразность и эффективность применения метода проектов в раннем возрасте для речевого и коммуникативного развития детей.
Публикация «Проектная деятельность как метод речевого и коммуникативного развития детей третьего года жизни» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Поскольку в раннем и младшем дошкольном возрасте особо актуальными являются проблемы развития речи и коммуникации, то выбор нами театрализованной деятельности представляется целесообразным, так как она дает большой эффект в речевом и коммуникативном развитии.
Мы разработали проект, в котором предусмотрели особенности развития игр-драматизаций у детей на разных этапах становления этого вида деятельности.
Первый этап театрализованной деятельности был посвящен углубленному художественному восприятию литературного текста. Целью этапа является обогащение познавательного и эмоционального опыта детей, предназначенного для театрализации.
На первом этапе мы сначала многократно читали и слушали сказку, затем фрагментарно обыгрывали ее, делили на эпизоды, занимаясь поиском выразительных интонаций и движений вместе с детьми.
Второй этап театрализованной деятельности был посвящен освоению специальных умений для становления основной позиции актера. Цель второго этапа: развитие специальных игровых умений передавать образы с помощью средств вербальной и невербальной выразительности. Ребенок 2-3 лет овладевает быстрее действием, чем словом, поэтому создание образа мы начинали с поиска и выполнения характерных движений, действий персонажа. Поскольку создание образа – задача нелегкая, необходима была специальная работа - образно-игровые этюды.
Третий этап театрализованной деятельности был посвящен самостоятельной творческой деятельности детей. Его цель - освоение ребенком игровых позиций: «зритель», «артист», «сценарист-режиссёр». На третьем этапе детям уже доступна игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам.
Для выявления эффективности использования метода проектов, нам необходимо было определить критерии и подобрать диагностические методики, выявляющие динами-ку коммуникативного и речевого развития детей. Подбирая критерии, мы исходили из следующих соображений:
1. Для детей раннего возраста характерным является совместное протекание основных видов их активности - общения и предметной деятельности. С ними тесно пере-плетена и речевая активность ребенка, которая начинает выступать как одно из средств общения с взрослыми. Поэтому нецелесообразно расчленять в эксперименте взаимосвязанные друг с другом виды деятельности.
2. После 2-х лет у ребенка, наряду с предшествующими формами общения (ситуативно-личностным и ситуативно-деловым общением, возникает внеситуативно-познавательное общение. Важно то, какую форму общения инициирует сам ребенок.
3. Общение ребенка со взрослым и со сверстниками – различно по характеристикам этой деятельности, но оба вида общения формируют свои, важные для развития ребенка коммуникативные навыки.
Таким образом, мы подбирали критерии и методики диагностического исследования, характеризующие следующие виды деятельности детей : общение со взрослым; общение со сверстниками; игровые действия; речь.
Эти виды деятельности присутствуют в театрализованной игре и могут служить показателями развития детей, а значит эффективности применяемого метода.
Далее мы подобрали методики оценки развития этих видов деятельности у детей. Приведем перечень используемых методик и критерии оценки развития детей.
Методика «Определение уровня развития общения со взрослым» включала анализ развития детей по следующим критериям: инициативность ребенка в общении; чувствительность к инициативным воздействиям взрослого; уровень эмоциональной вовлеченности в общение; умение развивать коммуникативную ситуацию - репертуар коммуникативных действий; средства общения; речь. Дети оцениваются по каждому из критериев, приведенных в таблице к данной методике, в соответствии с четырьмя параметрами (от 0 до 3-х баллов). При этом нулевые показатели свидетельствуют о грубой задержке в развитии общения. Оценка в 1 балл свидетельствует о сниженной потребности ребенка в общении со взрослым и отставании в развитии его компонентов. Оценки в 2 и 3 балла находятся в пределах нормы. На основании набранных баллов, делается вывод об уровне развития общения со взрослым и уровне развития речи : высокий уровень 13-18 баллов, средний уровень 7-12 баллов, низкий уровень 1-6 баллов.
Сравнительные результаты обследования детей на начало нашего исследования (первичная диагностика) и в конце нашего исследования (повторная диагностика) показа-ли, что повысился уровень общения со взрослыми: высокий уровень – с 17% в первичной диагностике до 33% в повторной. За счет низкого и среднего уровней развития речи повысился высокий уровень с 17% до 28% (рис. 1-2).
Методика «Определение уровня развития игровых умений у детей раннего возраста» Н. Н. Серовой включала анализ развития детей по следующим критериям: содержание игры; выполнение взятой на себя роли; реализация игровых действий; взаимодействие детей в игре. Дети оцениваются по каждому из критериев, приведенных в таблице к данной методике, в соответствии с тремя параметрами (от 1 до 3-х баллов). На основании набранных баллов, делается вывод об уровне развития общения со сверстниками и уровне развития игровых действий : высокий уровень 9-12 баллов, средний уровень 5-8 баллов, низкий уровень 1-4 балла.
Сравнительные результаты обследования детей на начало нашего исследования (первичная диагностика) и в конце нашего исследования (повторная диагностика) показа-ли положительную динамику развития коммуникативных навыков (общения со взрослым и сверстниками) и речевого развития. Кроме того, отмечается повышение уровня развития игровых действий. Это свидетельствует о том, что проводимая в системе проекта работа была эффективной.