Татьяна Михайлова
Проектная деятельность как механизм повышения профессионального уровня педагогов ДОУ.
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность как механизм повышения профессионального уровня педагогов ДОУ.
Сташевская И. С.
Михайлова Т. Н.
В настоящее время дошкольное образование является неотъемлемым и полноценным звеном в системе непрерывного образования. Многие исследования показывают, что чем раньше ребенок начинает получать образование, тем успешнее он будет во взрослой жизни. Дошкольное образование направлено на реализацию права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе. Исходя из этого, одной из приоритетных задач дошкольной ступени образования, можно назвать достижение нового современного качества дошкольного образования. Обновление содержания дошкольного образования диктует необходимость повышения профессиональных компетенций воспитателя и специалистов ДОУ. Современные дети дошкольного возраста имеют высокий умственный потенциал, на достаточном уровне владеют знаниями из разных областей, но не всегда не могут применить их в практической деятельности. Учитывая данный факт, педагоги и психологи работают над изменением подхода к содержанию и построению образовательного процесса в дошкольных учреждениях.
Публикация «Проектная деятельность как механизм повышения профессионального уровня педагогов ДОУ,» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Проекты
- Темочки
Одним из эффективных средств решения данной проблемы может стать интеграция содержания образования, способствующая формированию у дошкольников представления о целостной картине мира. Целесообразность реализации принципа интеграции в дошкольном образовании объясняется природой мышления детей, законами психологии и физиологии. Ребенок в этом возрасте за короткий период проходит все стадии развития, у него интенсивно развивается интерес к окружающему миру и формируются познавательные интересы.
Одним из перспективных методов интеграции содержания дошкольного образования является метод проектной деятельности. В настоящее время метод проектов рассматривают как интегрированный метод развития дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, воспитанника, семьи. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. В связи с этим в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер взаимного сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. С детьми дошкольного возраста можно реализовывать следующие виды проектов.
• Исследовательско-творческие: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде творческого продукта.
• Творческие проекты могут не иметь детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Итогом творческого проекта могут быть праздник, спектакль, коллаж.
• Игровые: это проекты с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы.
• Информационные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников
Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо помочь ребенку увидеть проблему или инициировать проблемную ситуацию, вызвать к ней интерес и привлекать детей в совместный проект. Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, основной руководитель проекта, который направляет и сводит в единую линию старания детей в решении проблемы. Важно, чтобы педагог занимал позицию партнера ребенка. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участие в совместном общем деле помогает дошкольнику ощущает себя значимым в группе сверстников. Он видит свой вклад, радуется своим успехам и успеху коллектива, это способствует созданию комфортного психологического климата, развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. В процессе проектной деятельности ребёнок экспериментирует, обобщает полученные знания, развивает творческий потенциал, совершенствует коммуникативные навыки.
Немаловажное значение оказывает проектный метод в повышении профессионального уровня педагогов ДОУ. Организация проектной деятельности в условиях дошкольного учреждения требует определенной подготовки педагога к активному взаимодействию с его участниками: детьми, коллегами, родителями; знания и соблюдения этапов проекта и требований к использованию данного метода в образовательной работе с дошкольниками. Использование проектной деятельности в практике работы ДОУ ведет к изменению позиции педагога. Он перестает выступать в роли носителя готовых знаний и превращается в организатора творческой, познавательной или другой деятельности в зависимости от типа проекта. В силу возрастных особенностей дошкольников, педагог от задумки темы проекта до его завершения является координатором, генаратором идей коллективного творчества. В реализации проекта могут активно взаимодействовать все специалисты ДОУ: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, педагоги дополнительного образования. Такое сотрудничество приводит к повышению профессиональной компетенции самого педагога и как следствие, к повышению качества образовательного процесса.
Опыт работы нашего дошкольного учреждения показал, что метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основанный на интересах детей, предполагает высокую активность воспитателей и семьи. Внедрение и использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает педагогу выработать собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, научиться работать в команде, побуждают к самообразованию.
Таким образом, проектная деятельность способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов обучения и воспитания, позволяющих совершенствовать качество современного дошкольного образования.