Юлия Курбатова
Проектная деятельность «Давайте поиграем» (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«Давайте поиграем»
Вторая младшая группа
Продолжительность – 1 учебный год (сентября 2013 г. – май 2014 г.).
Участники – воспитатели: Курбатова Ю. В., Княжева Т. В., дети, родители детей второй младшей группы.
Публикация «Проектная деятельность „Давайте поиграем“ (вторая младшая группа)» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Интеграция образовательных областей – все образовательные области, так как игра, о которой пойдёт речь далее, является основной формой осуществления разных видов детской деятельности, в том числе организованной образовательной деятельности, методом воспитания и развития младших дошкольников, формой организации жизни детей в детском саду.
Актуальность.
Взаимодействие и взаимоотношения людей друг с другом зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее социально-личностное развитие ребенка.
На четвертом году жизни развивается интерес к общению со сверстниками, а так же начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми. Поэтому доброжелательные отношения ребенка в группе сверстников, доверие и привязанность к воспитателю – необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. В течение всего времени пребывания в детском саду дошкольников сопровождает игра, которая является любимой и естественной деятельностью младших дошкольников.
Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку».
Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия (совершаемые во внутреннем плане, в «уме»).
Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями,
сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.
Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.
Если говорить о современных детях, то нужно сказать, что дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют мало. Во-первых, современное общество требует от детей ранних успехов и достижений, забывая о том, что ведущая деятельность дошкольника – игровая. Во-вторых, дети современных детей сами принадлежат к неиграющему поколению. Именно поэтому родители тоже не могут играть со своими детьми.
Новизна проекта заключается в привлечении родителей к данной проблеме посредством использования интерактивного метода взаимодействия семьи и ДОУ - организация работы «Игровой гостиной», назначение которой заключается в том, чтобы научить родителей общаться и играть с детьми, стать партнерами.
Цель: способствовать развитию у детей младшего дошкольного возраста игровых умений в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками посредством сюжетно – ролевой игры.
Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:
Исследовать уровень игровых умений детей второй младшей группы, их представления о себе, сверстниках, взрослых.
Создать обогащенную игровую среду, соответствующую возрасту детей.
Способствовать развитию игрового опыта детей, познавательной активности, обогащать их представление об окружающем мире.
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему, эмоциональную отзывчивость.
Пробуждать у детей интерес к творческим проявлениям и самостоятельности в игре и игровому общению со сверстниками.
Содействовать активности родителей и становлению у них устойчивого интереса к игровой деятельности детей, как средству их воспитания, обучения и развития.
Продукт проектной деятельности (реальный результат) :
Оформление фотоальбома «Играем вместе» с описанием сюжетно – ролевых игр.
Предполагаемый результат проектной деятельности.
Повысится уровень игровых умений детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры (ребенок отражает в играх разные сюжеты; активно осваивает способы ролевого поведения: называет свою роль и обращается к сверстнику по имени игрового персонажа; охотно вступает в ролевой диалог с воспитателем и сверстником; меняет интонацию голоса в зависимости от роли; у ребенка есть любимые игры и роли, которые он охотнее всего выполняет; использует разнообразные игровые действия, называет их в ответ на вопрос воспитателя; дружелюбно настроен, спокойно играет рядом с детьми, а также вступает в общение по поводу игрушек, игровых действий).
Воспитанники научатся партнёрскому взаимодействию в рамках общего дела, будут задавать больше вопросов, чтобы понять суть происходящего.
Повыситься активность родителей в вопросах воспитания и развития своего ребёнка.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный (организационный)
II этап – внедренческий
III этап – итоговый (обобщающий)
План поэтапной реализации проекта :
№
п/п Содержание Сроки Ответственные
I этап. Подготовительный (Организационный)
1 Изучение и анализ методической литературы по теме. сентябрь 2013 г. Воспитатели группы
2 Проведение мониторинга предпочитаемого детьми вида деятельности и сформированности игровых умений
у детей младшего дошкольного возраста. октябрь 2013 г. Педагог - психолог,
воспитатели группы
3 Оснащение игрового центра оборудованием для сюжетно – ролевых игр, соответствующего возрасту детей. октябрь 2013 г. Воспитатели группы, родители
4 Разработка плана работы в триаде «педагоги - дети - родители» октябрь 2013 г. Воспитатели группы,
II этап. Внедренческий
1 Проведение работы с детьми по повышению уровня игровых умений. ноябрь 2013 г. - апрель 2014 г. Воспитатели группы
2 Привлечение родителей в работу по реализации проекта. ноябрь 2013 г. - апрель 2014 г. Воспитатели группы
III этап. Обобщающий
1 Определение эффективности проведённой работы, анализ результатов мониторинга на контрольном этапе. май 2014 г. Воспитатели группы
2 Оформление фотоальбома
«Играем вместе». май 2014 г. Воспитатели группы, родители
3 Отчёт о проделанной работе – презентация проекта. июнь 2014 г. Воспитатели группы, родители
Описание проекта
Началом работы стало проведение мониторинга с целью исследования предпочитаемого детьми вида деятельности, (методика Прохоровой Л. «Выбор деятельности»). Результаты показали, что дошкольники проявляют устойчивый интерес к игровой деятельности. (60% (14 из 24 чел.) детей на первое место поставили игру) (рис. 1).
Рис. 1. Результаты мониторинга «Выбор деятельности»
на констатирующем этапе (сентябрь 2013 г.)
(количество детей в %)
Для мониторинга сформированности игровых умений у детей младшего дошкольного возраста были использованы критерии, разработанные Н. Ф. Губановой.
1. Выявления уровня взаимодействия друг с другом в непродолжительной совместной игре.
2. Выявления умения разыгрывать простейшие сюжеты в сюжетно-ролевой игре.
Расшифровка каждого уровня:
Высокий уровень. Ребенок проявляет яркие эмоциональные действия в игровом взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими; называет себя именем героя; использует предметы–заместители, самостоятельно подбирает игровой материал.
Средний уровень. Ребенок проявляет эмоциональные действия в игровом взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими. Затрудняется в использовании предметов заместителей, не всегда может самостоятельно подобрать игровой материал.
Низкий уровень. Ребенок достаточно сдержан в эмоциях, с трудом взаимодействует с окружающими. Пытается отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими. Затрудняется в использовании предметов заместителей, не всегда может самостоятельно подобрать игровой материал.
Отобранные диагностические задания дают возможность определить критерии сформированности игровых умений.
Для проведения диагностики предлагается 10 игровых ситуаций, на основании которых выявляют сформированность игровых умений у детей младшего дошкольного возраста:
1. Уложим спать куклу Катю
2. Сварим суп для куклы Кати
3. Мама стирает белье
4. Мама лечит дочку Катю
5. Мама и дочка гладят белье
6. Мама и дочка идут в магазин за продуктами
7. Мама и дочка идут на прогулку
8. Мама и дочка встречают гостей
9. Мама играет с дочкой Катей
10. Мама и дочка убирают комнату
Данные, полученные в ходе диагностики, обрабатывались и вносились в таблицу.
Анализ результатов мониторинга, проведённого на начальном этапе реализации проекта, показал, что интерес дошкольников к игре достаточно высок, так как это ведущий вид деятельности в данном возрасте, однако дает возможность говорить о недостаточном уровне сформированности игровых умений у детей младшего дошкольного возраста (рис. 2).
Рис. 2. Результаты мониторинга сформированности игровых умений
у детей младшего дошкольного возраста
на констатирующем этапе
(количество детей в %)
Поэтому возникает необходимость целенаправленной работы по развитию игровых умений у детей младшего дошкольного возраста посредством организации сюжетно-ролевых игр.
Учитывая полученные результаты, был разработан план и определены направления работы, формы, методы взаимодействия в триаде «педагоги - дети - родители»
Дети - Родители Дети - Педагоги
Анкетирование родителей:
«Умеете ли вы играть с ребёнком?». Проведение мониторинга предпочитаемого детьми вида деятельности и сформированности игровых умений
у детей младшего дошкольного возраста.
«Игровая гостиная (семейный клуб)
Тематика:
Я и мой ребенок.
Игра в жизни, воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста.
Игрушка в игре и жизни ребенка.
Игровое взаимодействие с ребенком.
Игра как досуг и развлечение
Играют мальчики, играют девочки…
Конфликты в игре.
Игра как средство эмоционального и социального развития ребенка дошкольного возраста.
Экскурсии:
В парикмахерскую
В магазин
В поликлинику
Оснащение игрового центра необходимым оборудованием.
Оформление фотоальбома
«Играем вместе».
Отчёт о проделанной работе – презентация проекта.