Ольга Тарасова
Проектирование в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Актуальность.
Дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка. Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу.
Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия. Реализация этих задач связана с формированием педагога, способного работать с ребенком на результат, воспитывать у него коммуникативные навыки и умения, отходить в организации учебно-воспитательного процесса от авторитаризма, развивать стремление к самостоятельной мыслительной деятельности. Одним из эффективных средств решения данных задач является метод педагогического проектирования как одна из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы, влияющая на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающую качество воспитательно-образовательного процесса.
Публикация «Проектирование в детском саду» размещена в разделах
ПРОБЛЕМА
Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой участники проектной деятельности приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Так же метод проектов в перспективе можно будет рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но так же стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проекта способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.
Согласно основным принципам дошкольного образования ребенок должен быть активным в выборе содержания своего образования, субъектом образовательного процесса, быть инициативным в различных видах деятельности. На сегодняшний день педагог не может отойти от авторитарной модели взаимодействия, когда окружающие ребенка взрослые в основном все делают и решают сами, требуя от ребенка воспроизведения уже готовых истин.
Внедрение в практику указанной технологии, предъявляет к педагогу определенные требования, как к творческой личности, и специального обучения для повышения педагогического профессионализма.
Мы рассчитываем, что благодаря предлагаемому проекту, педагоги смогут освоить новую технологию - метод проекта, что позволит изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
ПРИЧИНЫ:
1. Недостаточная информационная грамотность педагогов по проблеме.
2. Отсутствие методических рекомендаций по методу проектов.
3. Нормативно-правовой аспект.
ЦЕЛЬ: Повысить уровень методической готовности педагогов к использованию метода проектов в образовательной работе ДОУ.
Задачи:
1. Проанализировать уровень готовности педагогов к внедрению метода проектов;
2. Организовать работу проблемной группы по внедрению метода проектов в образовательный процесс; Организовать систему из семинаров, консультаций, тренингов по освоению педагогами метода проектов;
3. Разработать и внедрить методические рекомендации для педагогов ДОУ в рамках освоения технологии проектной деятельности.
Участники проекта : педагоги ДОУ.
Срок реализации проекта : май 2013 года - май 2014 года.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Положительная динамика уровня готовности педагогов к использованию метода проектов.
80% педагогов владеют технологией проектного метода;
Разработка методической продукции по вопросам использования метода проектов при организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ (перспективное планирование проектной деятельности)
Произойдет активное обогащение, совершенствование материально-технической базы ДОУ.
РЕСУРСЫ:
Кадровый потенциал (педагоги и специалисты ДОУ)
Программно-методическое обеспечение (приобретение новинок методической литературы по инновационной деятельности)
Финансовое обеспечение (привлечение спонсорских средств для обучения педагогов на различных курсах)
Материально-техническое (интерактивное оборудование, компьютеры, принтер, сканер)
Инетернет -ресурсы
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, педагоги должны строить свои отношения на основе партнерства, психологии доверия.
Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.
Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.
Работа в данном направлении реализуется через обучение педагогов, просветительскую работу, создания предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.
Внедрение в практику указанной технологии, предъявляет к педагогу определенные требования, как к творческой личности, и специального обучения для повышения педагогического профессионализма, потому что научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.
План реализации проекта
«Мы проекты изучаем, а потом их в жизнь внедряем» на 2013-2014 год.
Этап. Наименование мероприятий. Сроки реализации. Ответственные.
I. Организационно-диагностический.
Цель: сбор информации и создание проблемной группы по внедрению метода проектов (анкетирование, наблюдение, отбор педагогов, способных стать наставниками)
1.1. Обновление нормативно-правовой базы функционирования МКДОУ разработка положения о проблемной группе детского сада. Май 2013г. Заведующая МКДОУ, старший воспитатель
1.2. Разработка анкет для педагогов по вопросам отношения к инновационной деятельности в системе дошкольного образования. Май 2013 г. Старший воспитатель,
социальный педагог.
1.3. Отбор педагогов, способных стать наставниками; создание проблемной группы Июнь-август 2013г. Заведующая МКДОУ, старший воспитатель
1.4. Составление и обсуждение плана реализации проекта Июнь-август 2013 г. Проблемная группа
1. 5 Организация работы методического кабинета по направлениям:
Нормативные материалы;
Методическая справочная литература;
Методические материалы, рекомендации
Июнь- август 2013 г. Заведующая МКДОУ, старший воспитатель
II. Основной (сентябрь 2013 – апрель 2014)
Цель: поэтапное решение проблем педагогической грамотности педагогов ДОУ по использованию технологии метода проектов.
2.1 Ознакомление педагогов с особенностями и возможностями использования метода проектов
Сентябрь-ноябрь
2013 г. старший воспитатель
2.2 Оформление информационного стенда «Общие основы проектирования. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология». Сентябрь 2013 г. Проблемная группа
2.3 Консультация «Методические проекты и познавательное развитие дошкольников».
Декабрь
2013 г. Проблемная группа
2.4 Семинар-практикум «Проектные методы организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ».
Январь
2014 г. Проблемная группа.
Педагоги ДОУ
2.5 Педсовет «Использование проектного метода в ДОУ – фактор успешности взаимодействия участников образовательного процесса» Февраль
2014г.
Проблемная группа,
Педагоги ДОУ
2.6 Проведение консультаций по запросам воспитателей. Сентябрь 2013г. – апрель 2014 г. Проблемная группа
2.7
Разработка перспективных планов проектов Февраль –
Апрель
2014 г.
Воспитатели всех возрастных групп
2.8 Оформление материалов по организации проектной деятельности (проекты, конспекты занятий, фотографии) Сентябрь
2013г. –
Апрель
2014 г.
Старший воспитатель
Воспитатели групп
2.9 Знакомство с опытом работы других педагогических коллективов, посещение семинаров, открытых просмотров в других ДОУ Сентябрь
2013 г. –
Апрель
2014 г. Заведующая МКДОУ, старший воспитатель
ІІІ. Заключительный.
Цель: определение эффективности проведенной работы и коррекция состояния и результатов работы.
3. 1 Анкетирование воспитателей по теме: «Выявление удовлетворенности педагогов возможностью проявления и реализации своих профессиональных качеств». Апрель
2014 г. Заведующая МКДОУ, старший воспитатель
3.2 Презентация проектов Апрель – май
2014 г. Воспитатели групп
3.3 Анализ наличия обобщённого опыта Май
2014 г. Педагоги ДОУ
3.4 Отчет о работе проблемной группы Май
2014 г. Руководитель проблемной группы
ЛИТЕРАТУРА
1. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
2. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ. Москва 2005.
3. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Москва 2004.
4. Оберемок СМ. Общие основы проектирования. Новосибирск 2004.
5. Оберемок СМ. Методов проектов в дошкольном образовании. Новосибирск 2005.
6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Москва 2005.
7. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 года)
8Гризик Т. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2010. № 5
9. Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2010. № 7.
10. Федеральный государственный стандарт дошкольного образоваов, их оценка.
Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта.
Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.