Марианна Газова
Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для старших дошкольников «Творчество мастеров Республики Адыгея»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ
«ТВОРЧЕСТВО МАСТЕРОВ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ»
Обращение к изучению народной культуры приобретает в настоящее время особое значение во всех аспектах: культурологическом, искусствоведческом и художественно- эстетическом. Разрабатываются новые модели освоения детьми содержания народного искусства на основе комплексного изучения его своеобразия в следующих направлениях:
Публикация «Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для старших дошкольников „Творчество мастеров Республики Адыгея“» размещена в разделах
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Республика Адыгея
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
культурологический цикл – предполагает проведение интеллектуально- познавательных занятий по ознакомлению детей с народным искусством Республики Адыгея (это разработка виртуальных прогулок и познавательных экскурсий по культурному пространству Республики с использование информационно- коммуникационных технологий);
эстетический цикл – включает искусствоведческие интерактивные занятия на закрепление знаний об искусстве как виде творческой деятельности людей, их материальной и духовной культуре (здесь мы используем образовательные пространства Национального музея, музея Востока);
художественный цикл- направлен на формирование художественного вкуса, обогащения художественных впечатлений и совершенствование практических навыков ребёнка в работе с художественными материалами в художественно- творческой деятельности (это мастер- классы по изготовлению и росписи игрушек- поделок, посуды и прочих материалов).
ФГОС ДО ориентирует педагогов на индивидуализацию образования, в том числе поддержку ребёнка, построение индивидуальной траектории развития.
Для качественной реализации образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» нами разработаны индивидуальные маршруты» для детей старшего дошкольного возраста:это эксперименты с техниками рисования, творчество мастеров Республики Адыгея, пластилинография, игрушки- поделки.
Рассмотрим более подробно содержательное наполнение и особенности организации работы с ребёнком на примере индивидуального маршрута «Творчество мастеров Республики Адыгея», разработанного с учётом регионального компонента. В соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста было определено содержание работы по ознакомлению дошкольников с народным декоративно- прикладным искусством Республики Адыгея это:
предметы традиционной культуры из дерева (адыгские музыкальные инструменты, адыгская циновка, треножный столик, тарелки, изделия народных промыслов, резьба по дереву);
золотошвейные изделия, аппликации на ткани (традиционные национальные женские костюмы, сувенирные изделия, басонные плетения и т. д).
Реализация индивидуального маршрута позволяет педагогам:
формировать у детей ценностное отношение к культуре и самобытному декоративно-прикладному искусству Республики;
развивать у детей эстетическое восприятие предметов народного декоративно- прикладного искусства, умения видеть их красоту;
формировать желание передавать художественно- стилевые особенности народных промыслов, в рисунках и игрушках- поделках;
поддерживать и развивать индивидуальные предпочтения, особенности и творческие способности воспитанников в изобразительной деятельности.
Структура индивидуального маршрута включает в себя: художественное слово (это поэтические и литературные произведения; дидактические художественные материалы и оборудование); искусствоведческие понятия, позволяющие детям понимать «язык» декоративно- прикладного искусства; изделия декоративно- прикладного искусства.
В рамках кружка по приобщению дошкольников к истокам народной культуры
к индивидуальному маршруту нами были разработаны понятийно- смысловые карты, на которых представлены эстетические объекты – предметы декоративно- прикладного искусства Республики Адыгеи, подобранные в соответствии с темой, возрастными особенностями и интересами детей, в работе с которыми ребёнок выполняет упражнение и творческие задания, разной направленности и сложности в игровой форм например это:
- игра- описание предметов народного декоративно-прикладного искусства, составление рассказа не только внешних признаков и данных (форма, цвет, материал, но и художественных особенностей, детализирующих предмет (предметы- символы, образ, декор и т. д);
игра- сравнение (сравнение предметов народного декоративно- прикладного искусства и их детализация);
игра- рассуждение (например, о том, что хотел передать мастер в созданном образе или предмете);
творческие задания и упражнения на выявление предпочтений и особенностей индивидуального стиля ребёнка в рисовании; на развитие продуктивности детского восприятия и творческий самостоятельности (изображение предметов и образов с собственной интерпретацией, декорированием и пр.)НАПРИМЕР:
Творческие упражнения для детей по теме «Золотошвейные изделия». «Декорирование кукол в национальных костюмах»(сначала проводится предварительная работа:
обучающиеся совместно с педагогом заранее изготавливают кукол в национальных костюмах, куклы сделаны из пластиковых бутылок, которые мы облепили пластилином, недостающие детали дополнили пластилином, потом куклы белим в 2-3 слоя, затем дети самостоятельно расписывают и декорируют платье.)
ДЕТИ сначала:
1. отбирают картинки с изображением изделий золотошвейного искусства;
2. выбирают виды орнамента, которые используются в данном виде искусства;
3. создают собственный эскиз национального женского платья.
Вариативность заданий обеспечивает художественно- эстетическое развитие ребёнка в соответствии с его интересами, индивидуальными предпочтениями, особенностями и творческими способностями. Подбор материала к понятийно- смысловым картам и составление заданий для детей с разным уровнем художественно- эстетического развития основывается на содержании регионального компонента по народному декоративно- прикладному творчеству Адыгеи. Выполнение заданий детьми по индивидуальному маршруту – это результат его художественно- эстетического развития, которое напрямую зависит от художественно- эстетической компетентности педагога.