Елена Шерстнева
Проектирование индивидуальной траектории профессионального роста педагогов в условиях современного ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В статье представлены план-программа «Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции». Рассмотрено влияние различных факторов на формирование и развитие профессионализма педагогов ДОУ.
Ключевые слова: индивидуальная траектория профессионального развития педагога; личностное и профессиональное развитие; самообразование педагога ДОУ
Публикация «Проектирование индивидуальной траектории профессионального роста педагогов в условиях современного ДОУ» размещена в разделах
Развитие кадрового потенциала в условиях современного ДОУ, проектирование его индивидуальной траектории профессионального роста является одним их важнейших направлений деятельности в условиях модернизации системы образования.
Современные процессы модернизации дошкольного образования, выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду в условиях реализaция Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Под педагогической компетентностью понимается оценочная категория, которая характеризует педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования и предполагает наличие у педагогов ДОУ профессиональных, психологических и педагогических знаний, умений, навыков, профессиональных позиций и установок.
Способность к самообразованию является одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя, которая проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию профессиональных умений и навыков.
Воспитатель современного века – это гармонично развитая, внутренне богатая личность, умеющая отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания, способная к рефлексии, обладающая высокой степенью профессиональной компетентности.
Самообразовательная деятельность педагогов осуществляется на разных уровнях, что свидетельствует о разных возможностях построения индивидуальной траектории профессионального развития. Существует три уровня развития самообразования педагога :
первый уровень – репродуктивный, характеризуется тем, что педагоги осознают личностную значимость своей деятельности и проявляют положительное отношение к ней, но потребность в личностной и профессиональной самореализации у педагогов развита недостаточно. Они не используют психолого-педагогические знания в качестве средства своего личностного развития; затрудняются в использовании личностно-ориентированных технологий самообразования; не проявляют интереса к творческой деятельности; профессиональные функции выполняют в основном по стандарту; не испытывают потребности в профессиональном самоанализе и самооценке собственной деятельности и ее результатов.
Второй уровень – продуктивный (трансляция опыта, на котором педагоги высоко оценивают личностную значимость своей деятельности и проявляют потребность в самореализации, владеют профессионально-педагогическими знаниями и умениями, позволяющими анализировать различные источники информации, осознать их значимость в практической деятельности, вносят изменения в свою деятельность через освоение современных идей, технологий образования, способны проводить самоанализ через использование методик диагностики личностно - профессионального саморазвития и вносить коррективы в отдельные элементы педагогической системы, хотя степень активности, самостоятельности и творчества имеет неустойчивый характер.
Третий уровень – профессиональное мастерство. Педагоги проявляют потребность в личностном росте, в творческой и исследовательской деятельности. Они владеют содержанием личностного саморазвития, используют комплекс методов для анализа и критического осмысления опыта, своей работы и деятельности членов коллектива. Проявляют активность и самостоятельность в решении педагогических задач в деятельности по саморазвитию способны реализовать свой творческий потенциал. Они успешно осуществляют программы своего индивидуально-личностного и профессионального роста, обобщают и представляют опыт своей профессиональной деятельности в коллективе на научно-практических семинарах, конференциях.
Под построением индивидуальной профессиональной траектории развития педагога понимается его направленное движение относительно уровней компетентности.
Неосознанная компетентность, характеризуется автоматическим выполнением правильных действий и проявляется в том, что педагог не осознает того, что результативность его работы не соответствует ожиданиям или предъявленным требованиям, что само по себе является препятствием к обучению, так как отсутствует осознанная мотивация к улучшению своей работы, не актуализированы потребности совершенствования своей профессиональной деятельности. При этом педагог сосредотачивает внимание не на методах достижения поставленной задачи, а на самой задаче. Это качественное изменение характеризует более высокий уровень профессиональной компетентности, который достигается практикой, повторением опыта и постоянным самоанализом деятельности. Осознать свой уровень помогают итоги прохождения процедуры аттестации, сертификации, конкурсов, анализы открытых мероприятий. Поэтому главной задачей этого этапа является перевод педагога на следующий уровень - возможность участия в профессиональном конкурсе.
Осознанная некомпетентность – осознание педагогом необходимости в повышении своего профессионального уровня построения индивидуальной профессиональной траектории развития.
Для этого нужна обратная связь, роль которой играет самоанализ профессиональной деятельности. Основанием для оценки своего уровня компетентности могут послужить результаты диагностики, полученные на основе входного контроля в системе повышения квалификации, решение различных педагогических ситуаций, соответствие индивидуальной программе обучения с целью преодоления трудностей в своей профессиональной деятельности.
Осознанная компетентность характеризуется умением выполнять поставленную перед собой задачу на основе приобретенных знаний и навыков. На этом уровне педагог должен постоянно продумывать свои действия, анализируя достигнутые результаты, при необходимости получать консультацию. Для достижения результатов необходимы изменения в содержании, формах и методах организации переподготовки педагога в соответствии с его запросами, что отсутствует в современных методах переподготовки.
На потребности в реализации собственного потенциала строится план-программа «Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции», реализация которой позволит воспитателю приобрести определённый опыт пребывания в новой педагогической деятельности и построить адекватные представления о себе реальном.
После прохождения курсов, педагогу необходимо полученные знания и умения планомерно и успешно применять в практической деятельности. Приступая к практической реализации знаний и первичных умений, полученных на курсах, педагог может испытывать индивидуальные затруднения, снять которые призвана методическая работа в ДОУ.
План-программа «Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции», способствующая профессиональному саморазвитию педагогов в освоении нового метода построения образовательного пространства помогает каждому педагогу реализовать свою программу профессионального роста и стремиться решить собственные профессиональные задачи :
-самообразования (прохождение курсов повышения квалификации, процедуры аттестации и сертификации);
- достижения педагогической деятельности (участие педагога в мероприятиях разного уровня: открытые показы деятельности для педагогов и родителей ДОУ, участие в педагогических советах, семинарах, конкурсах профессионального мастерства на уровне ДОУ, городском, региональном, Всероссийском и Международном, трансляция опыта работы).
Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции предусматривает все формы педагогического общения и определяет содержание самообразования. Главный принцип построения план -программы – активная позиция воспитателя, мотивируемая и организуемая методической службой ДОУ.
Подводя черту всему сказанному, можно с уверенностью сказать, что включение каждого педагога в работу через выстраивание плана - программы индивидуальной траектории профессиональной компетенции способствует созданию благоприятных условий для продвижения педагогического коллектива и самого педагога в оптимальном режиме.
Литература
1. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
2. Вершинина Н. Б, Суханова Т. И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду: справочно-методические материалы. – Волгоград: Учитель. 2008.
3. Киндяшова А. С. Формирование профессиональной компетентности учителя с использованием задачного подхода // Научная библиотека
4. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ. Методическое пособие. – М. : Айрис – Пресс. 2008.
5. Микляева Н. В. Инновации в детском саду. – М. : АЙРИС ПРЕСС. 2008.
6. Сластенин В., Исаев И. Профессиональная компетентность педагога. Учебное пособие. М. : Педагогика. 2012.