Татьяна Шикина
Проектирование и моделирование образовательного процесса подготовительной к школе группе по познавательному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Проектирование и моделирование образовательного процесса подготовительной к школе группе по области «Познавательное развитие»
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации школьного обучения. Проект возникает как отражение интересов ребенка, согласованных по теме и содержанию с другими детьми и взрослыми, а реализуется как форма и способ удовлетворения этих интересов. Доверяя детям и позволяя им выбирать свои темы, мы помогаем созданию у детей внутреннего стимула для работы и познания с удовольствием, для достижения высокого качества действий, для приобретения действительно нужных им знаний.
Проекты могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными. Они включают в себя ряд мероприятий, направленных на достижение цели. К игровым проектам предъявляются следующие требования:
*обязательное получение продукта, который в дальнейшем будет использоваться в детской деятельности;
*включение игровых моментов, способствующих развитию коммуникативных навыков.
Проекты «проживаются» детьми, начиная со среднего возраста; отдаются предпочтения краткосрочным проектам, а именно: выпуск журналов про любимых сказочных героев, игрушек; оформление альбомов с фотографиями детей в различные их возрастные периоды и т. д. В работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание уделяется ролевым и творческим проектам.
Метод проектов ориентирует весь воспитательный процесс на ребенка, его интересы, жизненный опыт, индивидуальные способности; задействует эмоциональную сферу ребенка, усиливает мотивацию, развивает индивидуальную ответственность, учит партнерству и кооперации, взаимодействию.
Метод проектов позволяет вводить новое содержание в образование:
- в группе создается спонтанная и богатая атмосфера для обучения;
- каждый ребенок имеет свободный доступ к любому методическому пособию;
- каждый ребенок работает в своем ритме;
- каждый ребенок использует свои сильные стороны и приобретает свой опыт; каждый учится, используя свой стиль познания;
- все учатся у всех;
- проекты интегрируют различные аспекты знаний и действий.
Метод проектов предусматривает полную интеграцию содержания образования и всех видов детской деятельности.
В настоящее время педагогические коллективы разрабатывают модели организации образовательного процесса в возрастных группах в соответствии с ФГОС и образовательной программой Организации, учетом региональных особенностей. Модель образовательного процесса должна быть гибкой, такой, чтобы по необходимости, воспитатель мог внести коррективы и в планирование, и в организацию. Содержание реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Мне хочется обозначить основные задачи, стоящие перед воспитателем при моделировании образовательного процесса с учётом требований ФГОС:
1. Наполнить жизнь ребенка интересным содержанием.
2. Творчески подходить к отбору содержания, на основе интеграции, с использованием разнообразных форм, методов и приемов.
3. Шире включать в образовательный процесс разнообразные игры, игровые приемы и игровые ситуации.
4. Использовать принцип вариативности при отборе тем, форм, средств, методов (новизна и разнообразие).
5. Исключить формализм, шаблонность, излишний дидактизм.
6. Внимательно и тактично относиться к ребенку, его возможностям, способностям.
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно–пространственной развивающей среды, в которой возможно одновременное включение в активную познавательно – творческую деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувств уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки их личного опыта. Это должно учитываться при организации среды группы: в нее вносится содержание, расширяющее личный опыт ребенка. Например, через книги и предметы ребенок знакомится с животными и растениями дальних стран, с обычаями и внешним видом людей – представителей разных народов и эпох, с жанрами живописи и другими видами искусства.
Чтобы воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, творческого ребенка, она не носит постоянного характера, а видоизменяется в зависимости от темы недели.
Групповая комната в детском саду представлена тремя основными зонами –
1. рабочая зона,
2. активная зона,
3. спокойная зона
При построении развивающей среды в группе я учитываю принципы:
- открытости и доступности;
- полифункциональности;
- трансформируемости;
- гендерного подхода;
- эмоциогенности.
Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр инсценировок.
Есть центр уединения, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива, создавая свой собственный мирок (создание “своего” личного пространства).
Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Вместе с взрослыми дети пересаживают и поливают цветы.
Мебель и оборудование установлены так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.