Виорика Зубарева
Проект «Мальчики и девочки — два разных мира»
▼ Скачать + Заказать документы
Руководители проекта : Зубарева В. С., Мухина Л. Н
Исполнители: воспитатели группы, родители дошкольников, музыкальный руководитель.
Срок реализации: 1 год (2018 – 2019 учебный год)
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли, как женщину или мужчину.
Публикация «Проект „Мальчики и девочки — два разных мира“» размещена в разделах
Гендерное воспитание призвано не только помочь детям осознать себя представителем того или иного пола. Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировалось у ребёнка устойчивое понятие своего пола- Я девочка; Я мальчик. И так будет всегда.
Актуальность темы
Проблема воспитания и обучения дошкольника в соответствии с его полом в настоящее время очень актуальна. Социальные изменения, происходящие в нашем обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики становятся более мягкими, изнеженными. Наблюдая за детьми иногда можно заметить, что девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей настораживает: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. В процессе трудовой деятельности, дети не всегда умеют самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра.
Считаю, что гендерное воспитание должно осуществляться, как в детском саду, так и дома. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, существенно повлияет на развитие личности и позволит проявиться тем качествам у девочек и мальчиков, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
В современном мире мальчикам совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота.
С какого же возраста следует осуществлять гендерное воспитание? Специалисты рекомендуют начинать с возраста 3 лет, т. к. именно с этого возраста ребёнок начинать осознавать свою принадлежность к тому или иному полу. Гендерное воспитание в детском саду и в семье просто необходимо для развития и социализации ребенка в нашем обществе.
Цель: повысить свой профессиональный уровень по теме, систематизировать работу гендерного подхода в воспитании детей в ДОО.
Задачи:
- повысить собственный уровень знаний по данной теме путём изучения необходимой литературы;
- изучить теоретические основы психосоциальных различий мальчиков и девочек, особенности их воспитания и обучения;
-создать развивающую среду в группе с учётом половой принадлежности детей;
-составить картотеку игр по гендерному воспитанию;
-научиться строить образовательный и воспитательный процесс с детьми в группе с учётом гендерных особенностей;
-способствовать возникновению и поддержанию заинтересованности родителей к воспитанию ребёнка в семье с учётом гендерной принадлежности.
Предполагаемый результат: сформированы начальные представления детей о гендерных особенностях, они научились использовать полученные знания в ходе общения со взрослыми и сверстниками. Сформированы у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью игры. Создана система совместной с детьми игровой деятельности, которая развивает творческий потенциал детей, желание общаться и учиться новому.
План работы на 2017-2018 учебный год
Период Тема Цель Содержание
Сентябрь «Смотрите, какой я!» Учить идентифицировать себя с представителями своего пола. Формировать представления о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности • Дидактическая игра «Одень куклу».
• Работа с зеркалом «Мои эмоции».
• Отгадывание загадок о частях тела
Октябрь «Кто есть кто» Развивать умения соотносить свое полоролевое поведение с поведением других, адекватно оценивать полоролевое поведение сверстников и свое собственное • Инсценирование сказки «Курочка Ряба»(Настольный театр)
• Чтение «Шли по лесу два товарища.» Л. Толстого с обсуждением.
• Рассказ воспитателя «Правила в нашей группе»
Ноябрь «Я среди других» Развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходств и различий. Воспитывать дружеские взаимоотношения • Подвижная игра «Ловишки парами».
• Дидактическая игра «Опиши того, кто справа.»
• Разучивание песен о дружбе.
• Просмотр мультфильма «Чебурашка»
• Конструирование из строительного материала «Домик для друзей»
Декабрь «Я и моя семья» Создавать условия для реализации знаний об эталонах «мужского» и «женского» поведения в игровых и реальных взаимоотношениях со сверстниками. Сформировать представления о роли и занятости мужчины и женщины в семье • Сюжетно-ролевые игры «Ждем гостей», «Больница»
• Рисование «Моя семья»
• Просмотр мультфильмов «Мешок яблок», «Трое изПростоквашино», «Кошкин дом»
Январь «Кто я?» Формировать представления о «женских» и «мужских» видах деятельности, внешних и внутренних аспектах мужественности и женственности • Лото «Профессии»
• Чтение рассказа «Как я был мамой» Я. Сегеля.
• Дидактическая игра «Женская и мужская работа»
• Работа с картинками «Манеры поведения»
Февраль «Из чего сделаны мальчишки?» Формировать эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей социальной роли. Чтение стихотворения Э. Успенского «Если был девчонкой».
Чтение «Рассказа о неизвестном герое» С. Маршака.
Беседа по рассказу «Рыцарь» В. Железникова.
Аппликация «Подарок для папы» ко Дню защитника Отечества
Развлечение «Вот какие девочки, вот какие мальчики».
Март «Мир девочек» Воспитывать культуру общения с партнерами противоположного пола. Продолжать учить быть опрятным: видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в прическе, одежде и пр. Совместный труд с распределением обязанностей «Постираем кукольное белье».
Аппликация «Открытка для мамы». Дидактическая игра «Одень куклу в театр, магазин, на дискотеку.»
Развитие мелкой моторики: «Делаем украшения своими руками»
Апрель «Я родился!» Продолжать формировать представления о зарождении новой жизни с общим механизмом деторождения Дидактическая игра «Кто кем был?». Отгадывание загадок о животных и их детенышах.
Сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Семья».
Рассказ воспитателя «Как животные ухаживают за детенышами» с использованием иллюстраций.
Май «Я среди чужих» Продолжать знакомить детей с правилами поведения в обществе. Чтение произведения «Как мальчик потерялся» 3 Александровой.
Просмотр мультфильма «Маша и медведь» с обсуждением.
Сюжетно-ролевая игра «Кафе» (усвоение правил хороших манер)
Работа с родителями.
Сентябрь: Папка-передвижка: " Гендерное воспитание в детском саду: что это и для чего?"
Октябрь: Консультация «Воспитание ребёнка без отца.».
Ноябрь: «Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье».
Декабрь: Советы по воспитанию дочери: "Как воспитывать девочку"
Январь: «Семья –главный фактор в становлении гендерной идентичности ребёнка».
Февраль: Советы родителям по воспитанию сыновей: "Психологическое развитие мальчиков".
Март: Консультация «Мужские и женские роли в семье».
Апрель: Родительское собрание "Родителям о воспитании девочек и мальчиков"
Май: Рекомендации дидактических игр по гендерному воспитанию.
Работа с педагогами.
Защита лепбука на тему- «Мы- мальчики, мы- девочки».
Наша работа по созданию условий в группе, способствующих гендерной социализации детей, приносит положительные результаты. Родители детей приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола. Расширился кругозор детей, увеличился объём знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросла культура поведения и общения детей, они стали более внимательны и доброжелательны друг к другу. Мы думаем, полученный нами опыт будет углубляться и совершенствоваться. Мальчики и девочки – два разных мира. Если мы воспитатели и родители будем заинтересованы в воспитании детей с учетом гендерных особенностей, то сможем с успехом решить эти задачи. По опыту работы, в этом году мы увидели, что не все родители в этом заинтересованы и хотят принимать участие в мероприятиях группы. Это является основной проблемой в нашей работе, поэтому в дальнейшем будем использовать новые более эффективные формы работы с родителями.