Елена Дудлина
Проект «Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры». Средняя группа
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность по «Познавательному развитию»
раздел «Формирование целостной картины мира»
Тема:
«Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры»
(2-ая младшая- средняя группа, 3-5лет)
Подготовила:
Воспитатель 1 квалификационной категории
Федорова Е. К.
Публикация «Проект „Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры“, Средняя группа» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Русские народные традиции и обычаи
- Средняя группа
- Темочки
2019г
В каждом стареньком предмете
Живёт русская душа!
Описание работы: Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее дочерью или сыном, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, сложившиеся на протяжении многовековой истории. Для решения поставленной в проекте цели запланированы разные виды деятельности: слушание и обсуждение сказок, заучивание наизусть стихов и потешек, театрализованная деятельность, игры, познавательная деятельность, творческие виды деятельности: лепка, рисование, аппликация. Эти формы работы проводятся как в занятиях специально организованных, так и в течение второй половине дня. Каждый вид деятельности преследует взаимодействие решение задач и целей. Собранный мною и родителями материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы, создание предметно – развивающей среды.
Сроки реализации: краткосрочный (01.02 - 29.03.2019г.)
Вид проекта : творческий
Возраст детей: 3-5лет
Участники проекта : дети группы, воспитатель группы, родители.
Цель:
Создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитание общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений, художественных промыслов и традиций.
Задачи:
Способствовать формированию патриотических чувств у детей, любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории.
Продолжать знакомство детей с народным декоративно - прикладным искусством (с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков).
Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям (расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах).
Создать условия для активации творческого мышления детей (для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми).
Способствовать развитию памяти детей путем дополнительных ассоциативных привязок ( приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям: гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).
Расширять сотрудничество с родителями. (Привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс).
Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми.
Актуальность проблемы:
Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю России, но и традиции национальной культуры. Я хочу, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру : русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки). Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности.
Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время. Анализируя результаты мониторинга детей, выявлено, что дети недостаточно знают русское народное творчество, что не соответствует ФГОС. Для повышения уровня знаний решила организовать проект «Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры».
Проект рассчитан на два месяца, но по его завершению работа в этом направлении будет продолжаться, ведь наше подрастающее поколение должно воспитываться в первую очередь на культурном и историческом наследии своего народа.
Ожидаемый результат:
Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись).
Подготовительный этап:
- подготовить в группе предметно-развивающую среду для творческой продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т. д.);
- создание лэпбука по теме;
-подготовить домашнее задание для родителей.
Основной этап. Реализация проекта (таблица №1)
Заключительный этап.
- Презентация проекта - оформление папки;
- Создание с детьми плаката «Русь- матушка»(коллаж).
Таблица №1. Реализация проекта (основной этап)
Месяц проведения и тема Цели и задачи
февраль «В гостях у Аленушки»(конспект в Приложении)
Средствами мини- музея сформировать представление о народных играх и забавах.
«Знакомство с русской избой» (В. Н. Косарева «Народная культура и традиции : занятия с детьми 3-7 лет» с. 23) Знакомить с традиционно-бытовой культурой русского народа. Расширять активный словарь новыми словами.
«Русские богатыри» (конспект в Приложении)
Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину; формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской; ввести в словарь детей названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем, сапоги, названия оружия русского воина (копье, меч, лук со стрелами).
Глиняные игрушки (В. Н. Косарева «Народная культура и традиции : занятия с детьми 3-7 лет» с. 42) Формировать интерес к русскому прикладному искусству- глиняной игрушке; познакомить с природным материалом- глиной; активизировать в речи слова; развивать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.
март «Русская матрёшка»
(В. Н. Косарева «Народная культура и традиции : занятия с детьми 3-7 лет» с. 31) Знакомить с народной игрушкой- матрёшкой. Ввести в активный словарь слова: матрёшка, расписная, деревянная. Развивать интерес к матрёшке, желание украсить её.
«Весна, весна поди сюда»
(В. Н. Косарева «Народная культура и традиции : занятия с детьми 3-7 лет» с. 56) Знакомить с народными обрядами, обычаями, связанными со встречей весны. (Масленица)
Развивать речь, заучивая заклички, поговорки. Воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа.
«Веселые мячи»(конспект в Приложении) Познакомить детей с многовековой историей мяча. Расширить и обогатить знания детей об окружающем.
«Заюшкина сказка» (конспект в Приложении)
Вызывать интерес к театрализованной деятельности, побуждать детей к ней;
закрепить знания о персонажах из знакомых сказок.
Совместная деятельность с детьми по теме в режимных моментах:
Утро Вечер
- рассматривание альбомов и изделий народного творчества (дымковская, филимоновская и богородская игрушка, матрёшка). Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов. Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов. Учить детей составлять небольшие рассказы;
-чтение народных сказок, потешек, прибауток, рассматривания иллюстраций к ним, заучивание;
- образные игры- имитации, организация игровых ситуаций с использованием игрушек, персонажей пальчикового и кукольного театра;
- народные игры с танцевальными движениями, игра на детских музыкальных инструментах, прослушивание аудиозаписей народных песен и мелодий;
- игры в уголке ряженья;
- игры с народными деревянными, тряпичными, глиняными игрушками;
- народные подвижные игры;
- организации игр на соответствие текста и движений рук ;
- разукрашивание предметов быта, народной одежды, жилья, обводки по контуру;
- аппликация по готовым формам;
- создание построек из кубиков «Печь», «Изба», «Колодец». Цель: учить располагать кирпичики, пластины вертикально, ставить их плотно друг к другу. Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали;
- Дидактическая игра «Кто спрятался?» (отгадывание загадок о домашних животных, «Найди пару», «Что было дальше?», «Из какой сказки герой?».
- дидактические игры с матрёшкой;
Гигиенические процедуры, завтрак, обед, полдник
- использование потешек «Уж я косу заплету, Уж я руссу заплёту…», «Чешу, чешу волосоньки…»,
-при одевании: «Купим сыну валенки…»,
-при умывании: «Банька» (Ю; Кушак, «Гуси-лебеди летели …», «Мы умеем чисто мыться»;
- перед сном слушание «Лю-лю, бай» рус. нар. колыбельная ;
- русские народные потешки, пословицы, поговорокы, загадки ;
- ситуативные разговоры о пользе каш, молока.
Результат:
1. Дети познакомились с особенностями жизни русских людей в старину. Благодаря, совместной с родителями, организации предметно-развивающей среды, использования различных форм работы с детьми по ознакомлению с декоративно– прикладным художественным творчеством уровень творческих способностей детей значительно вырос. Дети стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге.
2. Дети познакомились с «русской избой», с предметами старинного русского быта;
Продолжили знакомиться с русскими народными играми, научились в них играть.
Познакомились с народными пословицами, поговорками;
У детей сформировалось понятие о жанре русского народного творчества «сказка».
У детей расширились представления о народном искусстве (игрушках, музыкальных инструментах, посуде, предметах быта и т. д.);
Продолжает воспитываться интерес к фольклору, дети разучили детские частушки, потешки.
3. Сплотился коллектив родителей и воспитателей.
Используемая литература:
1. В. Н. Косарева «Народная культура и традиции : занятия с детьми 3-7 лет»)
2. В. С. Горичева, М. И. Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия развития», 1998г.
3. О. Л. Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998г.
7. М. В. Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003г.