Получи документы

Проект «Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры». Средняя группа

Елена Дудлина
Проект «Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры». Средняя группа
▼ Скачать + Заказать документы

Проектная деятельность по «Познавательному развитию»

раздел «Формирование целостной картины мира»

Тема:

«Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры»

(2-ая младшая- средняя группа, 3-5лет)

Подготовила:

Воспитатель 1 квалификационной категории

Федорова Е. К.

Публикация «Проект „Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры“, Средняя группа» размещена в разделах

2019г

Русская изба так хороша,

В каждом стареньком предмете

Живёт русская душа!

Описание работы: Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее дочерью или сыном, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, сложившиеся на протяжении многовековой истории. Для решения поставленной в проекте цели запланированы разные виды деятельности: слушание и обсуждение сказок, заучивание наизусть стихов и потешек, театрализованная деятельность, игры, познавательная деятельность, творческие виды деятельности: лепка, рисование, аппликация. Эти формы работы проводятся как в занятиях специально организованных, так и в течение второй половине дня. Каждый вид деятельности преследует взаимодействие решение задач и целей. Собранный мною и родителями материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы, создание предметно – развивающей среды.

Сроки реализации: краткосрочный (01.02 - 29.03.2019г.)

Вид проекта : творческий

Возраст детей: 3-5лет

Участники проекта : дети группы, воспитатель группы, родители.

Цель:

Создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитание общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений, художественных промыслов и традиций.

Задачи:

Способствовать формированию патриотических чувств у детей, любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории.

Продолжать знакомство детей с народным декоративно - прикладным искусством (с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков).

Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям (расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах).

Создать условия для активации творческого мышления детей (для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми).

Способствовать развитию памяти детей путем дополнительных ассоциативных привязок ( приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям: гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).

Расширять сотрудничество с родителями. (Привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс).

Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми.

Актуальность проблемы:

Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю России, но и традиции национальной культуры. Я хочу, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру : русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки). Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время. Анализируя результаты мониторинга детей, выявлено, что дети недостаточно знают русское народное творчество, что не соответствует ФГОС. Для повышения уровня знаний решила организовать проект «Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры».

Проект рассчитан на два месяца, но по его завершению работа в этом направлении будет продолжаться, ведь наше подрастающее поколение должно воспитываться в первую очередь на культурном и историческом наследии своего народа.

Ожидаемый результат:

Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись).

Подготовительный этап:

- подготовить в группе предметно-развивающую среду для творческой продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т. д.);

- создание лэпбука по теме;

-подготовить домашнее задание для родителей.

Основной этап. Реализация проекта (таблица №1)

Заключительный этап.

- Презентация проекта - оформление папки;

- Создание с детьми плаката «Русь- матушка»(коллаж).

Таблица №1. Реализация проекта (основной этап)

Месяц проведения и тема Цели и задачи

февраль «В гостях у Аленушки»(конспект в Приложении)

Средствами мини- музея сформировать представление о народных играх и забавах.

«Знакомство с русской избой» (В. Н. Косарева «Народная культура и традиции : занятия с детьми 3-7 лет» с. 23) Знакомить с традиционно-бытовой культурой русского народа. Расширять активный словарь новыми словами.

«Русские богатыри» (конспект в Приложении)

Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину; формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской; ввести в словарь детей названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем, сапоги, названия оружия русского воина (копье, меч, лук со стрелами).

Глиняные игрушки (В. Н. Косарева «Народная культура и традиции : занятия с детьми 3-7 лет» с. 42) Формировать интерес к русскому прикладному искусству- глиняной игрушке; познакомить с природным материалом- глиной; активизировать в речи слова; развивать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.

март «Русская матрёшка»

(В. Н. Косарева «Народная культура и традиции : занятия с детьми 3-7 лет» с. 31) Знакомить с народной игрушкой- матрёшкой. Ввести в активный словарь слова: матрёшка, расписная, деревянная. Развивать интерес к матрёшке, желание украсить её.

«Весна, весна поди сюда»

(В. Н. Косарева «Народная культура и традиции : занятия с детьми 3-7 лет» с. 56) Знакомить с народными обрядами, обычаями, связанными со встречей весны. (Масленица)

Развивать речь, заучивая заклички, поговорки. Воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа.

«Веселые мячи»(конспект в Приложении) Познакомить детей с многовековой историей мяча. Расширить и обогатить знания детей об окружающем.

«Заюшкина сказка» (конспект в Приложении)

Вызывать интерес к театрализованной деятельности, побуждать детей к ней;

закрепить знания о персонажах из знакомых сказок.

Совместная деятельность с детьми по теме в режимных моментах:

Утро Вечер

- рассматривание альбомов и изделий народного творчества (дымковская, филимоновская и богородская игрушка, матрёшка). Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов. Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов. Учить детей составлять небольшие рассказы;

-чтение народных сказок, потешек, прибауток, рассматривания иллюстраций к ним, заучивание;

- образные игры- имитации, организация игровых ситуаций с использованием игрушек, персонажей пальчикового и кукольного театра;

- народные игры с танцевальными движениями, игра на детских музыкальных инструментах, прослушивание аудиозаписей народных песен и мелодий;

- игры в уголке ряженья;

- игры с народными деревянными, тряпичными, глиняными игрушками;

- народные подвижные игры;

- организации игр на соответствие текста и движений рук ;

- разукрашивание предметов быта, народной одежды, жилья, обводки по контуру;

- аппликация по готовым формам;

- создание построек из кубиков «Печь», «Изба», «Колодец». Цель: учить располагать кирпичики, пластины вертикально, ставить их плотно друг к другу. Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали;

- Дидактическая игра «Кто спрятался?» (отгадывание загадок о домашних животных, «Найди пару», «Что было дальше?», «Из какой сказки герой?».

- дидактические игры с матрёшкой;

Гигиенические процедуры, завтрак, обед, полдник

- использование потешек «Уж я косу заплету, Уж я руссу заплёту…», «Чешу, чешу волосоньки…»,

-при одевании: «Купим сыну валенки…»,

-при умывании: «Банька» (Ю; Кушак, «Гуси-лебеди летели …», «Мы умеем чисто мыться»;

- перед сном слушание «Лю-лю, бай» рус. нар. колыбельная ;

- русские народные потешки, пословицы, поговорокы, загадки ;

- ситуативные разговоры о пользе каш, молока.

Результат:

1. Дети познакомились с особенностями жизни русских людей в старину. Благодаря, совместной с родителями, организации предметно-развивающей среды, использования различных форм работы с детьми по ознакомлению с декоративно– прикладным художественным творчеством уровень творческих способностей детей значительно вырос. Дети стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге.

2. Дети познакомились с «русской избой», с предметами старинного русского быта;

Продолжили знакомиться с русскими народными играми, научились в них играть.

Познакомились с народными пословицами, поговорками;

У детей сформировалось понятие о жанре русского народного творчества «сказка».

У детей расширились представления о народном искусстве (игрушках, музыкальных инструментах, посуде, предметах быта и т. д.);

Продолжает воспитываться интерес к фольклору, дети разучили детские частушки, потешки.

3. Сплотился коллектив родителей и воспитателей.

Используемая литература:

1. В. Н. Косарева «Народная культура и традиции : занятия с детьми 3-7 лет»)

2. В. С. Горичева, М. И. Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия развития», 1998г.

3. О. Л. Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998г.

7. М. В. Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003г.

Публикации по теме:

Формирование эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной музыкальной культуры Формирование эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста требует комплексный подход. Использование проектной технологии формировании.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром. Тематическая неделя «Знакомство с народной культурой и традициями» «В гости к Ивашко Балей» Младшая группа Цель: знакомство с героем книги Т. Б. Пегановой «Как Ивашко Балей стал и как в историю попал». Задачи:.

Приобщение детей к русской культуре через знакомство с русской народной игрушкой Приобщение детей к русской культуре через знакомство с народной игрушкой Цель : воспитание любви к народной культуре, знакомство дошкольников.

Проект во второй младшей группе «Знакомство детей с русской народной культурой» Тема проекта: «Знакомство детей с русской народной культурой» Вид проекта: краткосрочный Продолжительность: с 04.02.2019г. по 08.02.2019г.

Проект «Знакомство с русской культурой и традициями»Проект «Знакомство с русской культурой и традициями» Проект :«Знакомство с русской культурой и традициями» Цель проекта: Создание особой предметно-развивающей среды способствующей формированию.

Сказка для театрализованной деятельности «Коробок спичек» по мотивам русской народной сказки «Три медведя» (средняя группа) Действующие лица: Ведущий (взрослый, девочка Саша, папа медведь, мама медведица, сыночек медвежонок, лоси, галки, лисички, орлы, голуби,.

Фотоотчет «Инсценировка русской народной сказки «Снегурушка и лиса» (средняя группа)Фотоотчет «Инсценировка русской народной сказки «Снегурушка и лиса» (средняя группа) Театральное представление детей средней группы. Инсценировка русской народной сказки «Снегурушка и лиса» в обр. А. Толстого В целях развития.

Уголок русской народной культуры (старшая группа)Уголок русской народной культуры (старшая группа) Важная особенность народной культуры заключается в том, что она поддерживает связь с прошлым, с нашими предками и их мудростью. Такая культура.

Фотоотчет «Пасха» о знакомстве дошкольников с традициями русской православной культурыФотоотчет «Пасха» о знакомстве дошкольников с традициями русской православной культуры Воспитанники группы «Малахитовая шкатулка» МБДОУ № 9 познакомились с традициями русской православной культуры день Пасхи, радостно играя,.

Знакомство детей с русским бытом, традициями и обычаямиЗнакомство детей с русским бытом, традициями и обычаями "Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры». Средняя группа
Опубликовано: 20 августа 2019 в 11:39
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры». Средняя группа» (включая файлы) размещена пользователем Елена Дудлина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД