Кузнецова Галина
Проект «Знакомство с народным художественным промыслом «Дымковская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект Знакомство с народным художественным промыслом «Дымковская игрушка»
Тип проекта : познавательно - творческий.
Вид проекта : групповой.
Участники проекта : дети второй младшей группы, родители, воспитатель.
Продолжительность: долгосрочный (9 месяцев).
Дата проведения: сентябрь 2022г. – май 2023г.
Публикация «Проект „Знакомство с народным художественным промыслом „Дымковская игрушка“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковская игрушка. Проекты, планы
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность проекта : в наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.
Цель: познакомить с дымковской игрушкой, с элементами дымковской росписи, формировать у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с дымковской игрушкой, и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности, формировать умения украшать дымковскими узорами силуэты игрушек и другие предметы, способствовать увеличению кругозора детей, обогащать лексический запас, видеть красоту игрушки.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки.
Формировать представления об элементах дымковской росписи и дымковской игрушке.
Формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров.
Формировать умения украшать дымковскими узорами силуэты игрушек.
Развивающие:
Развивать познавательную активность.
Развивать восприятие цвета, умение подбирать необходимые краски.
Развивать умения в рисовании различных крупных и мелких форм – простых элементов узора.
Развивать технические навыки в пользовании нетрадиционной техники рисования (легко касаться бумаги, делая точки; проводя полосы, мазки).
Развивать композиционные умения в ритмичном расположении форм в узоре на полосе, квадрате, круге.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к дымковской игрушке.
Воспитывать уважение к труду мастеров.
Формировать умениям взаимодействовать с взрослыми и с детьми.
Предполагаемый результат проекта :
У детей: повышение интереса к декоративно-прикладному искусству, применение полученных знаний и умений в практической деятельности. Развитие любознательности, творческих способностей, познавательной активности. Обогащение словарного запаса детей.
У родителей: повышение интереса к народно-прикладному искусству. Развитие интереса к совместному с детьми творчеству.
Продукт проектной деятельности : рисунки, творческие работы.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап:
-планирование деятельности, направленной на реализацию проекта;
-подбор методической и художественной литературы по теме;
-подбор информации для детей;
-пополнение развивающей среды дидактическим пособием (игры, иллюстрации).
Основной этап:
Дата проведения Мероприятия по реализации проекта
Сентябрь 2022г. «Путешествие в сказочную страну Дымка»
Рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек
Дидактическая игра «Дымковские разрезные картинки»
Чтение художественной литературы : стихотворение «Ах, лошадка, какая, грива черная»
Подвижная народная игра «Ручеек»
Октябрь 2022г. Пластилинография «Дымковская барышня»
Рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек
Чтение художественной литературы : А. Дьякова «Веселая дымка»
Дидактическая игра «Подбери к силуэту пару»
Подвижная народная игра «Хоровод»
Ноябрь 2022г. «Дымковская птичка»
Рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек
Чтение художественной литературы : М. Г. Смирнова «Дымка»
Дидактическая игра «Половинка»
Подвижная народная игра «Ходит Ваня»
Декабрь 2022г. «Дымковский петушок»
Рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек
Чтение художественной литературы : В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска»
Дидактическая игра «Дымковские разрезные картинки»
Подвижная народная игра «Ручеек»
Украшение новогодней елочки в группе дымковскими игрушками
Январь 2023г. «Украсим дымковскую лошадку»
Рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек
Чтение художественной литературы : Л. Гулыга «Пестрый хоровод»
Дидактическая игра «Подбери к силуэту пару»
Подвижная народная игра «Хоровод»
Февраль 2023г. «Дымковский козлик»
Рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек
Чтение художественной литературы : И. В. Кадухина «Едет дедушка Егор»
Дидактическая игра «Половинка»
Подвижная народная игра «Ходит Ваня»
Март 2023г. «Дымковский индюк»
Рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек
Чтение художественной литературы : разучивание стихов о дымке.
Дидактическая игра «Дымковские разрезные картинки»
Подвижная народная игра «Ручеек»
Апрель 2023г. Аппликация «Дымковская игрушка»
Рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек
Чтение художественной литературы : отгадывание загадок про дымковские игрушки
Дидактическая игра «Подбери к силуэту пару»
Подвижная народная игра «Хоровод»
Май 2023г. «Рисование дымковских узоров»
Рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек
Чтение художественной литературы : разучивание стихов о дымке.
Дидактическая игра «Половинка»
Подвижная народная игра «Ходит Ваня»
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Дымковская глиняная игрушка»
Консультация для родителей «Приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с дымковской игрушкой»
Заключительный этап:
Подведение итогов.
Обработка и оформление материалов проекта.
Планирование мероприятий.
Дидактические игры
«Дымковские разрезные картинки»
Цель: закреплять знания детей о народной дымковской игрушке; умение собирать из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.
Ход игры: нужно собрать по кусочкам целое изображение дымковской игрушки. Если игроков несколько это задание можно выполнять на скорость.
«Подбери к силуэту пару»
Ход игры: к силуэтному изображению необходимо подобрать игрушку или её цветное воспроизведение. Среди предлагаемых вариантов могут быть игрушки с отличающимися деталями, но с одинаковым орнаментом.
«Половинка»
Цель: развивать зрительное восприятие, сравнительный анализ, внимательность.
Ход игры: необходимо к имеющейся половинке изображения игрушки подобрать вторую половинку из предложенных вариантов (силуэт, детали и узор половинок должны совпадать полностью если изображение симметричное (барышня, если несимметричное (олень, конь, баран, то должны соответствовать образу).
Потребуется: Половина цветного изображения дымковской игрушки (фигурка может быть симметричной и несимметричной, варианты второй половинки, у которых могут отличаться мелкие детали, узор или цвет отдельных элементов узора. Один из вариантов правильный.
Подвижные игры
Русская народная подвижная игра «Ручеек»
Возраст детей 3- 4 года
Цель: создать условия, способствующие формированию навыка ходить хороводным шагом, взявшись за руки не наталкиваясь друг на друга; громко и четко произносить слова, используемые при проведении игры; вызвать радостное настроение и эмоциональный подъем у детей; приобщать детей к русской национальной культуре с младшего дошкольного возраста через игры, обряды, традиции.
Оборудование - нет
Количество участников - не ограничено.
Правила игры: Идти хороводным шагом взявшись за руки, не наталкиваясь друг на друга; громко и четко произносить слова.
Ход игры:
Воспитатель: Дети, мы сейчас поиграем в русскую народную подвижную игру "Ручеек для малышей"
Встаньте все в круг и возьмитесь за руки. Я буду водящим, Мне нужно выбрать себе пару. Водящий, выбрав себе пару. произносит такие слова: "А я Сашеньку люблю и с собой ее возьму", Затем воспитатель и ребенок берутся за руки и держат их высоко над головой.
Из сцепленных рук получаются "ворота", через которые, взявшись за руки хороводным шагом, не наталкиваясь друг на друга, проходят остальные играющие дети со словами:
В ворота ручей бежит
И тихонько так журчит.
Ты, дружок, остановись, (дети останавливаются)
И друг другу поклонись. (дети поворачиваются лицом в круг и кланяются)
После этого, кто был водящим, становится в хоровод, а оставшийся выбирает себе пару, произнося слова: "А я Катеньку люблю и с собой ее возьму) и так же, взявшись за руки, из сцепленных рук делают "ворота" (игра продолжается).
В конце игры, дети, повернувшись лицом в круг и поклонившись, произносят такие слова:
Хорошо мы поиграли
Все друзей своих назвали.
«Ходит Ваня»
Цель: учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу.
Ход игры: Дети и воспитатель становятся в круг Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают слова:
Ходит Ваня, ходит Ваня,
Посреди кружочка
Ищет Ваня, ищет Ваня,
Для себя дружочка
Нашел Ваня. Нашел Ваня
Для себя дружочка
Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова: Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка.
Стоя в кругу, они танцую, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель меняет ведущего, игра продолжается.
«Хоровод»
Цель: учить детей водить хоровод; упражнять в приседании.
Дети за воспитателем проговаривают слова. Взявшись за руки, ходят по кругу.
Вокруг розовых кустов, среди травок и цветов
Кружим, кружим хоровод, ох, весёлый мы народ!
До того мы закружились, что на землю повалились.
Бух!
При произнесении последней фразы выполняют приседания.
Консультация для родителей «Дымковская глиняная игрушка»
Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими игрушками стали свистульки вылепленные к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи».
Изготовляли игрушку в Дымкове целыми семьями. Летом копали и месили глину, толкли вручную и растирали в краскотерках комовой мел, с осени до весны лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали.
За четыреста с лишним лет существования и развития дымковского промысла в нем сложились традиционные темы, сюжеты и образы, нашли отображение и закрепление выразительные средства, присущие очень пластичной красной гончарной глине, несложные (геометрического рисунка) орнаменты росписи, в которых преобладают красный, желтый, синий, зеленый цвета. Элементы её росписи – это точки, кружочки, кольца и полоски.
Яркая, нарядная дымковская игрушка не любит «одиночества». Нередко мастерицы дымковского промысла создают целые тематические композиции, в которых находится место как людям, так и животным, как одушевленным, так и неодушевленным предметам. Не только человек, лошадь, собака или олень могут предстать перед зрителями, но и дерево, декоративный заборчик, коляска, сани, русская печь.
В наши дни дымковская игрушка по праву считается настоящим символом Вятского края. Она не похожа ни на одну другую керамическую игрушку : Каргапольскую, Ковровскую, Филимоновскую. И по сей день дымковская игрушка изготавливается вручную. Каждая дымковская игрушка – неповторимая авторская работа от лепки и до росписи. Верно говорят мастерицы: «Нет и не может быть двух одинаковых изделий».
Как познакомить ребёнка с Дымковской игрушкой
Перед началом работы изучите материалы, касающиеся истории дымковской игрушки, уточнить методы и приёмы лепки и росписи.
Знакомя с изделиями, представляйте каждую вещь ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты. Всё это вызовет у ребёнка интерес к народной игрушке, чувство радости от встречи с прекрасным.
Детям расскажите, что самый сложный узор на игрушке состоит из простейших элементов: круг, дуга, точки – горошины, прямая и волнистая линия и так далее.
Начните расписывать плоские изделия (шаблоны, силуэты, самое главное – рисовать основные элементы росписи в порядке их усложнения (точки кружочки кольца прямые линии).
Покажите, как нарисовать несложный узор, затем предложите ребёнку сделать это самостоятельно. Постепенно дети усвоят элементы росписи.
Для облегчения рисования мелких округлых форм (точки-горошины) ребёнок может пользоваться ватной палочкой.
Критика работ ребёнка может привести к отказу или нежеланию заниматься в дальнейшем. – Хвалите его работу!
Старайтесь ничего не дорисовывать в детских рисунках, этим Вы даете понять, что он сам не может хорошо нарисовать. – Или делайте это не заметно, или с разрешения ребёнка.
Объясняйте, что главное – это не рисунок, а его фантазия.
Рисуйте вместе с ребёнком!
Консультация для родителей
«Приобщение детей к русской
народной культуре через знакомство с дымковской игрушкой»
Получить в детстве возможность приобщения к народной культуре – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, любить уважать и ценить культуру народа, труд мастеров.
Приобщение детей к культуре родного народа – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребёнка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, который сможет видеть и чувствовать прекрасное, любить свою Родину.
Родителям необходимо учить детей видеть прекрасное в природе, слышать в музыке, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством воображения.
С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства.
Начиная приобщать детей нужно обратиться к народному промыслу. Начать нужно с дымковской игрушки, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребёнка.
Дымковская игрушка - это обобщенная, декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву : фигурки высотой в среднем 15-25 см, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, горохов, полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением золота.
Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах – кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками.
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам дома вместе с ребенком получить удовольствие от совместного творчества!
Для этого воспользуйтесь нашими советами:
• Перед началом работы нужно изучить материалы, касающиеся истории дымковской игрушки, уточнить методы и приёмы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с этим промыслом и обучении их лепке и росписи.
• Практический материал можно сделать самостоятельно. Это плоскостные и объёмные изделия, расписанные дымковской росписью, а самое главное – нарисовать основные элементы росписи в порядке их усложнения.
• Детям нужно рассказать, что самый сложный узор на игрушке состоит из простейших элементов: круг, дуга, точки – горошины, прямая и волнистая линия и так далее.
• Показать, как нарисовать несложный узор, затем предложить детям сделать это самим. Постепенно дети должны усвоить элементы росписи.
• Знакомя детей с изделиями, надо представить каждую вещь ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты. Всё это вызовет у дошкольников интерес к народной игрушке, чувство радости от встречи с прекрасным.
• Особое внимание стоит уделить обучению детей вертикальному движению кисти.
• Для облегчения рисования мелких округлых форм (точки-горошины) дети должны сразу же пользоваться палочкой с накрученной на конце ваткой.
Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего родного народа.
Ознакомление с декоративным народно-прикладным творчеством оказывает большое влияние на детей : способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает чувство любви к родному краю.
Помните, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.
Памятка для родителей
Уважаемые родители, помните:
1. Никогда не критикуйте работы ребенка, чтобы он не отказался от занятий рисования.
2. Старайтесь ничего не дорисовывать в детских рисунках, этим Вы даете понять, что он сам не может хорошо нарисовать.
3. Поощряйте.
4. Объясняйте, что главное – это не рисунок, а его фантазия.
5. Рисуйте вместе с ребенком.
Стихи о Дымковских игрушках
Чем знаменито Дымково? -
Игрушкою своей,
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги!
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей как басы.
Она глядит не прянично -
Ликующе и празднично!
В ней молодость — изюминка!
В ней удаль и размах.
Сияет охра с суриком
На всей земле в домах.
Сияет охра с суриком,
Чтоб всем светло не сумрачно
И злость и хмурость льдинкою
Без всякого следа
Пусть под улыбкой Дымково
Растают навсегда!
(В. Фофанов)
***
Почтеннейшие господа!
Посмотрите вы сюда!
Игрушки всякие на все манеры:
Вот и барышни и кавалеры.
У барынь алые щёки и губки,
Нарядные платья и тёплые шубки.
«Водоноска»
За студеною водицей
Водоноска- молодица
Как лебедушка плывет,
Ведра красные несет
На коромысле не спеша
Посмотри, как хороша-
Эта девица краса,
Тугая черная коса.
Щеки алые горят.
Удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво,
Водоноска так красива,
Как лебедушка плывет
Песню тихую поет.
«О барыне»
В Кировском крае, на Вятке реке
Люди лепили на радость себе
Лепили из глины коньков-горбунков
Оленей, утят, петухов, индюков.
Самой красивой игрушкой слыла
Барыня дымковская.
В кофточке яркой, юбке цветной,
Она остается всегда молодой.
Сияет румянец у ней на лице
С зонтиком ярким, с корзиной в руке.
То в лодке плывет, то с младенцем идет
Барыня дымковская.
Мастера славить она продолжает
И слава ее границы не знает
Любят игрушку взрослые, дети,
Смотришь, и словно солнышко светит.
***
Идет весна, весна-красна!
Свистят свистульки-утки,
Свистит петух-проказник,
Не зря весенний праздник.
***
Красна девица в венце
у неё румянец на лице
Собой хороша,
Стоит не дыша!
***
Я игрушка расписная
Хохотушка вятская
Щеголиха слободская
Кумушка посадская.
Мои руки крендельком,
Щёки, словно, яблоки.
Со мною издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
***
Посмотрите, что за конь
Ручкой только его тронь
Он с тобою вместе
Ускачет вёрст за двести.
И с хвостом и с гривой
Вот какой красивый!
***
Ой, люли, ой, люли!
Кони на лужок носили!
Кони удалые,
Гордые, лихие.
«Индюк»
Вот индюк нарядный
Весь такой он ладный
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите пышный хвост
У него совсем не прост-
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок
Красной краскою горя
Как корона у царя.
Индюк сказочно красив,
Он напыщен, горделив,
Смотрит свысока вокруг
Птица важная- индюк.
***
Индя-индя-индючок!
Ты похож на сундучок,
Сундучок то не простой,
Красный, жёлтый, голубой!
***
Индюк сказочно красив,
Он напыщен, горделив,
Смотрит свысока вокруг,
Птица важная индюк.
***
Яша-дружок
Дует в рожок,
Сидит на спинке
У красивой свинки!
О дымковской игрушке.
Мастера для всех ребят
Налепили жеребят,
Всадников, цыплят,
Посадили их в ушат.
Посадили, подсушили, побелили.
Краской яркой нарядили.
Разложили все в лоток.
В изукрашенный платок.
И скорее продавать.
Всех игрушкой развлекать.
Пышные, нарядные,
До того приятные.
В сказках сказочных секрет.
И каких тут только нет.
В свекле красный виден цвет.
Жёлтый в лицах виден цвет.
Рыжий, яркий, золотой,
Есть в морковке налитой.
Белый в теплом молоке,
Что с коровой належке.
Зелень яркая в траве.
Вот так краски, ну и ну,
А игрушку всё ж лизну.
Дымково
В Дымкове, за Вяткою рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя,
Мастерицы славные живут.
Делают игрушки не простые,
А волшебно расписные:
Белоснежны как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор!
***
Дымковские барыни
В нарядах удивительных:
В клеточку, кружок, полоску
Тонко так расписанных.
Глины маленький комок
В чудо превратится,
Если только попадет
В руки мастерицы.
***
А вот стоит козёл
На стройных ногах
Вся краса у козла в рогах!
Он качает головой
Посмотрите я какой!
***
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня,
Собачки, гусары и свинки.
А ну, назови-ка меня!
(Дымка)
***
Зонтик грибком,
Руки крендельком –
Ходит девица пешком.
Что за игрушка?
(Дымковская барыня)