Елена Лекомцева
Проект «Знакомство с куклами-пеленашками»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.
Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка.
Публикация «Проект „Знакомство с куклами-пеленашками“» размещена в разделах
- Кукла Пеленашка
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Одним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, является поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, в том числе и проектной.
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности развития познавательных интересов и самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из предметных различных областей.
Дети очень любят играть в куклы. А куклы бывают разные, и их очень большое количество. Я решила более углубленно изучить данную тему.
Вид проекта : информационно-практический.
Возраст детей – 4-5 лет, средняя группа.
Участники проекта – дети, воспитатели, родители.
По продолжительности – краткосрочный.
По количеству участников – групповой.
ВВЕДЕНИЕ:
Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения. Как нет дерева без корней, так нет и человека без его истории. Приобщение ребёнка к истокам народной культуры, ознакомление с бытом, традициями важно в воспитании духовно-нравственной личности. Нельзя прерывать связь времён и поколений, чтобы не исчезла и не растворилась душа русского человека. В работе по приобщению дошкольников к русской народной культуре я для себя определила следующие направления:
• работа с детьми по ознакомлению с народной игрушкой куклой-пеленашкой;
• работа с родителями по вовлечению их в процесс реализации образовательного проекта.
ГИПОТЕЗА.
Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.
Цель:
развитие у детей интереса к русским народным игрушкам, в частности, к куклам-пеленашкам в процессе ознакомления с народными промыслами.
Задача:
• познакомить детей с русской народной игрушкой – куклой-пеленашкой;
• формировать у детей интерес к культуре и быту русского народа;
• способствовать духовно-нравственному развитию ребёнка, познавательной активности, любознательности;
• развивать мелкую моторику;
• воспитывать у детей самостоятельность, активность в применении полученных знаний и умений;
• привлекать родителей к созданию условий для реализации проекта.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Организационно-подготовительный:
-обоснование актуальности темы, мотивация её выбора;
-определение цели и задач проекта;
-сбор информации и подготовка методической литературы по теме проекта.
2. Основной:
-организация деятельности в соответствии с тематическим планированием.
3. Заключительный:
-анализ деятельности;
-обобщение результатов проекта.
Подготовительный этап:
- оформление серии выставок для детей по русским народным промыслам;
- подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала;
- составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.
Основной этап (работа с детьми) :
- рассказ воспитателя о куклах – пеленашках;
- рассматривание иллюстраций кукол-пеленашек;
- беседа о разновидностях кукол-пеленашек;
- дидактические игры с куклой-голышом (купание, кормление, пеленание);
- беседа о младенцах и уход за ними;
- речевая зарядка: этимология слов «пеленать», «пеленашка», «пустышка»;
- речевая зарядка: выстраивание синонимического ряда: малыш, младенец, ребёнок, кроха;
- словообразование новых слов: маленький, малыш, малышок, малютка;
- общение «У меня есть маленький братик (маленькая сестрёнка)». (Рассказы из личного опыта тех детей, у которых есть маленькие сёстры и братья.);
- ХПВД: лепка рельефная «Сонюшки - пеленашки» (Лыкова, стр. 80,81,раскрашивание цветными карандашами и восковыми мелками силуэтов кукол-пеленашек;
- выставка детских работ по лепке «Сонюшки-пеленашки»;
- работа в книжном уголке: рассматривание иллюстраций с изображением русских народных промыслов, чтение песенок, небылиц, потешек и т. д.
Работа с родителями:
-консультации «Декоративно-прикладное искусство - как средство развития мелкой моторики рук у детей», «Игрушка поможет понять характер взрослого»;
-индивидуальные беседы с родителями, о значимости совместной творческой деятельности с детьми;
- приглашение родителей на мастер-класс по изготовлению куклы-пеленашки;
- мастер-класс по изготовлению кукол-пеленашек. (Изготовление родителями кукол-пеленашек).
Заключительный этап.
Анализ деятельности:
-в результате проведения комплексной работы по знакомству с русскими народными игрушками у детей повысился интерес к русским народным игрушкам, в частности, к куклам-пеленашкам, у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров;
-знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа;
-народное искусство способствует развитию эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.
Результат проекта :
-проект «Народная игрушка» реализовал поставленные задачи;
-50% родителей с огромным желанием приняли участие в мастер-классе по изготовлению кукол-пеленашек;
-заинтересовались русским народным творчеством;
-выразили желание принять участие в изготовлении поделок для группы и дома;
-пополнили коллекцию кукол в «Русской избе» куколкой (изготовила семья Насти Н.);
-оформление фотовыставки «Изготовление кукол-пеленашек родителями».
Вывод: без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.
Планы на будущее:
- продолжать работу по приобщению детей к русским народным промыслам, в частности, знакомство с русскими народными игрушками.