Татьяна Мингалева
Проект «Зимующие птицы — наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Зимующие птицы – наши друзья»
(подготовительный к школе возраст)
Проблема: Можно ли каким-то образом помочь птицам выжить зимой, подружиться с ними?
Вид:
1. по составу участников - групповой;
2. по целевой установке - информационно-практикоориентированные проект: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы
3. по срокам реализации – краткосрочная (1 месяц).
Установочные цели:
Публикация «Проект „Зимующие птицы — наши друзья“» размещена в разделах
• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной деятельности.
Основная цель проекта - нравственное воспитание:
1. Воспитание дружеского взаимоотношения между детьми, формирование умения помогать друг другу, общаться друг с другом, стремление радовать старших хорошими поступками;
2. Формирование у детей представлений об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка. Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающему миру.
3. Формировать такие качества, как отзывчивость, доброжелательность, любовь к природе, животным, птицам, желание помогать им, заботиться о них.
4. Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.
Виды деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Cхема осуществления проекта «Зимующие птицы – наши друзья"
1. Развитие речи
• «Беседа о птицах».Цели: рассказать детям о птицах как о живых существах, объяснить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие); научить отвечать на вопросы полными ответами, правильно произносить звуки; способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам. (1-86)
• Беседа «Жалобная книга природы»: повторить основные правила поведения на природе, дать представление об особенностях образа жизни животных и птиц в зимний период, способствовать уважительному отношению к природе, соблюдению мер её охраны. (1-102)
• Беседа «Как живут наши пернатые друзья зимой»: обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки; вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу. (3 -200)
• Чтение и обсуждение о каждой зимующей птице, обитающих в нашем регионе: об образе жизни, питании, характере, внешнем виде. (4- 8,10,18,26, 36,62,66,74,88)
• Беседа «Кто заботится о птицах»: обратить внимание детей на то, что в зимний период птица не может найти себе пропитание, о них нужно заботиться, подкармливать их. (2-68)
• Заучивание скороговорок о зимующих птицах(3-308)
• Заучивание дразнилок о птицах (3-309)
• Знакомство с народным календарем, с упоминанием зимующих птиц, обсуждение народных примет. (3-316)
2. Игровая деятельность
• Подвижная игра «Снегири»: координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. Развитие творческого воображения.
• Игра «Совы»: знакомство детей с образом жизни сов (ночью совы летают и ведут активный образ жизни, а днем спят) Развитие общей моторики, слухового внимания. Смена вида деятельности. Эмоциональная и двигательная разгрузка.
• Игра «Воробушки и кот»: закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.
• Игра с мячом «Подбери действие»: закрепить знания детей о птицах, о действиях, которые они совершают.
• Подвижная игра «Зимующие и перелетные птицы»: закрепить умение классифицировать птиц по признаку «зимующие-перелетные».
• Подвижные игры "Воробушки и автомобиль": развивать умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях и прыжках.
• «Собачка и воробьи»: закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса(10).
• Д/и «Один-много»: образование множественного числа имени существительного (ворона-вороны и т. п.)
• Д/и «Назови ласково»: упражнять детей в словообразовании, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (воробей- воробушек, воробьишко).
• Д/и «Счёт птиц»: закрепление согласования числительных с существительными (один воробей, два воробья, три воробья и т. д.)
• Д/и "Кто, где живет": закрепить слова-названия домиков птиц (гнездо, дупло и т. п.
• Д/и "Назови птичку, которой не стало": развитие внимательности и наблюдательности детей, закрепление названий птиц.
• Д/и "Угадай птицу по описанию": загадывание загадок от имени птиц, с использованием метода элепатии.
• Д/и «Кто больше подберет действий (признаков?»: закрепить знания о зимующих птицах, об их признаках и выполняемых действиях.
Художественная литература
• Чтение рассказов С. В. Образцова «Ничего особенного», М. Н. Богданова «Домашний воробей»: знакомить детей с новыми литературными произведениями, продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам.
• Чтение и обсуждение стихотворений А. Яшина «Покормите птиц зимой», В. Звягиной «Воробей»(5, С. А. Есенина «Поёт зима, аукает»(6, В. Токмаковой «Сизари»(7, А. Прокофьева «Снегири»(8, Н. Рубцова «Ворона» и др. : продолжать совершенствовать художетсвенно-речевые навыки детей при чтении стихотворений, развивать память, логику мышления, воспитывать любовь к зимующим птицам, эстетические чувства.
Экологическое воспитание
• Наблюдение за птицами на участке: закрепить знания детей о зимующих птицах, сформировать желание заботиться о живых существах.
• Наблюдение за синичками: познакомить с синичками, учить различать синичек по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
• Наблюдение за вороной: познакомить с воронами, учить различать ворон по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
• Наблюдение за воробьями: познакомить с зимующими птицами - воробьями, учить различать воробьёв по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
• Наблюдение «Какие звуки издают птицы»: учить различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье воробьёв, воркование голубей, наблюдать поведение птиц и объяснять, в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат.
ИЗО
• Рисование «Стайка воробьёв»: учить передавать позу клюющего воробья. Закреплять навыки рисования цветными карандашами (в линии использовать разный нажим, штриховать разнохарактерно при изображении оперения, развивать фантазию у детей, предлагая дополнить рисунок деталями. (11-437)
• Рисование «Сорока-белобока»: продолжать учить детей отличать одну птицу от другой, выделяя характерные особенности в форме тела и его пропорциях. Учить изображать новую позу птицы – птица, сидящая на ветке, с головой, повернутой назад (птица оглянулась); упражнять в произвольном нажатии карандаша до получения нужной интенсивности цвета (11-438).
• Рисование «Синички»: учить рисовать декоративным способом птичку-синичку, изображая её из отдельных частей разной формы и величины. Продолжать учить равномерно закрашивать гуашью, не выходя за края рисунка. Развивать фантазию в наложении декора на уже прокрашенное и просохшие части цветными фломастерами (11-440).
• Рисование «Совушка-сова»: учить рисовать детей фигуру совы несложным конструктивным способом, используя геометрические формы (круг, овал, учить отмечать отличительные особенности (характер окраски, размер туловища, особенности клюва и глаз). Совершенствовать технический элемент – контурную линию. Познакомить со смешанной техникой (акварель + чёрная капиллярная или гелевая ручка) (11-442).
• Рисование «Снегири на ветке рябины»: учить детей переходить на начальном этапе рисунка от общей схемы к его конкретизации посредством важных деталей, отображающих главные признаки птицы. Учить проявлять творчество в создании художественного образе (11-444)
• Лепка «Учимся лепить птиц»: учить лепить птиц из целого куска по мотивам народной глиняной игрушки. Побуждать к самостоятельному поиску приёмов декоративного украшения (11-527)
• Аппликация «Снегирь на ветке рябины»: учить передавать особенности строения, окраски снегиря приёмом силуэтного вырезания с дополнительными наклейками (11-577).
• Кружковая работа «Наши друзья – птицы»: развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности. Воспитывать у детей любовь к природе, развивать наблюдательность, учить передавать красоту цветов с натуры.
Ручной труд
• Совместно с родителями сделать кормушку для птиц.
Трудовое воспитание
• Труд в природе – чистка кормушек
• Труд в природе – покормить птиц
Наглядная информация.
• Оформление папки-передвижки «Покормите птиц»
• Работа с картинами «Зима», «Зимующие птицы», «Зимние забавы», «Наши зимние друзья»
Работа с родителями Домашние задания:
• Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц)
• Совместно с ребенком сделать кормушку и повесить во дворе или принести в детский сад
• Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка (синичку угостим салом, воробья угостим крошками и т. п.)
• Заучивание стихотворений про зимующих птиц
• Отгадывание загадок про зимующих птиц.
• Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
Презентация итогов работы по проекту:
Проведение открытого занятия на тему «Репортаж с места события».
Используемая литература и другие источники.
1. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва, 2004.144с.
2. С. Н. Николаева. Эколог в детском саду. Москва, 2003.120с.
3. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. Часть 2. Санкт-Петербург, 2004. 336с.
4. Птицы России: школьный словарик. Москва, 2010. 96с.
5. http://www.razumniki.ru/stihi_pro_odegdu_obuv.html
6. http://www.litera.ru/stixiya/authors/esenin/poet-zima-aukaet.html
7. http://deti-77.3dn.ru/publ/nabljudenija_na_progulke/vtoraja_mladshaja_gruppa/oznakomlenie_detej_s_prirodoj/2-1-0-1
8. http://www.razumniki.ru/stihi_pro_zimu.html
9. http://lit.peoples.ru/poetry/nikolay_rubtsov/poem_22640.shtml
10. http://www.butuzici.ru/igry-dlja-detej/278-podvizhnye-igry/663-podvizhnye-igry-dlja-detej-ot-3-5-let.html
11. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж, 2007г.