Людмила Гречко
Экологический проект «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
социально – личностного направления развития воспитанников
№ 19 «Ивушка» города Буденновска Буденновского района»
Тема экологического проекта
Воспитатель: Гречко Л. Р.
2023 г.
Содержание
I.Пояснительная записка …
II. Паспорт проекта ….
III. Содержание проектом …
Публикация «Экологический проект „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима. Экологическое воспитание
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты
- Птицы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2024
Этапы работы над проектом….
План мероприятий по реализации проекта ….
I. Пояснительная записка.
Актуальность проекта.
В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Очень важно разбудить в детях познавательный интерес к природным обитателям, воспитывать любовь и желание заботиться о них, понимать роль человека в их жизни.
Наша задача – расширять знания о зимующих птицах. Разбудить у детей и их родителей к познавательной интерес к жизни природных обитателей. Научить заботиться о них в любое время года, формировать практические природоохранительные умения.
Во время обсуждения с детьми темы «Зимующие птицы» у детей возник ряд вопросов: Почему одни птицы улетают? Почему другие птицы остаются с нами зимовать? Выяснилось, что дети недостаточно хорошо знают зимующих птиц, путают их названия.
Данный проект предназначен для детей, родителей. Он содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта :
Проблема: Как выживают в зимнее время наши друзья – птицы, чем мы можем помочь им в это трудное время?
Гипотеза: Если зимой, постоянно подкармливать птиц то, пернатые наши друзья выживут. А весной и летом станут приносить больше пользы и радовать нас своей красотой и пением. В зимний период, каждый из нас может помочь птицам и решить их проблемы!
Новизна проекта : Гармонизация детско-родительских отношений путём организации совместной проектной деятельности.
II. Паспорт проекта
Наименование
проекта «Зимующие птицы»
Характеристики
проекта - по составу участников – групповой;
- по продолжительности - долгосрочный;
- по доминирующей деятельности – познавательно-
исследовательский, творческий;
- по содержанию - интегративный.
Разработчик проекта Гречко Л. Р. воспитатель
Участники проекта - воспитанники старшей группы
- родители воспитанников
- воспитатель
Цель проекта Привлечь воспитанников, воспитателей и родителей к природоохранным акциям, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к зимующим птицам.
Основные задачи проекта 1. Расширить представления детей о зимующих птицах нашего города, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в их жизни.
2. Научиться правильно, подкармливать птиц.
3. Расширить представления о кормушках, способах их изготовления из разного материала.
4. Учить детей выполнять исследовательскую деятельность, анализировать её результаты, делать выводы.
5. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Ожидаемые результаты
реализации
проекта
Для дошкольников:
- расширение кругозора детей о зимующих птицах;
- развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков;
- воспитание заботливого отношения к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Для педагогов:
- приобретение опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства.
- пополнение уголка природы дидактическим и игровым материалом по данной проблеме;
- повышение педагогического мастерства в организации активных форм сотрудничества с семьей.
Для родителей:
- обогащение уровня экологических знаний родителей;
- активное участие родителей в природоохранных акциях (помощь птицам в трудных зимних условиях);
- укрепление детско-родительских отношений.
Основные принципы реализации проекта - Принцип взаимодействия и сотрудничества.
- Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива в целенаправленной деятельности.
- Принцип систематичности – реализация мероприятий в системе постепенной последовательности; подача материала от простого к сложному.
- Принцип наглядности и занимательности: предлагаемый материал должен быть понятным, занимательным и игровым.
- Принцип дифференциации: создание благоприятной среды для усвоения предложенного материала каждым ребенком; создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника.
- Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в ДОУ и семье.
Условия реализации проекта Материально техническое обеспечение:
- мультимедиа;
- ТСО;
- набор картинок и иллюстраций;
- художественное слово;
- подбор художественной литературы;
- интернет-ресурсы.
Методы реализации проекта - игровые методы : дидактические игры, загадывание загадок, подвижные игры.
- наглядные методы: рассматривание картин и иллюстраций, наблюдение за птицами во время прогулки)
- практические методы: изготовление зимнего печенья для птиц, пищевых гирлянд из плодов и семян (бусы);
продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация)
Нормативно-
правовая база проекта - ФЗ «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29 декабря 2012 г. ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г.
№ 1155;
- СанПиН 2.4.1.3049 – 13 от 15 мая 2013 г. № 26.
Учебно –
методическое обеспечение проекта
Список литературы:
1. Николаева С. Н. Юный эколог : Программа экологического воспитания дошкольников,- М. : Мозаика — Синтез, 2002.
2. Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. - Волгоград: Учитель, 2009.
3. Киреева Л. Г., Бережнова С. В., Формирование экологической культуры дошкольников планирование, конспекты занятий. - Волгоград: Учитель, 2008.
4. Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. - Волгоград: Учитель, 2008.
5. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие — М. : ТЦ Сфера, 2008.
III. Cодержание проекта
Этапы работы над проектом
Этапы Мероприятия
I этап Подготовительный
Ноябрь - Постановка целей и задач проекта, исходя из возрастных особенностей детей.
- Изучение методико-педагогической литературы по данной теме.
- Разработка перспективного планирования с детьми и родителями.
- Изготовление информационных буклетов для родителей.
- Обновление РППС.
II этап
Основной
Декабрь – Февраль Практическая деятельность с детьми и родителями Реализация плана работы.
III этап – заключительный
Март - Оформление проектной папки
- Проведение итогового мероприятия
Экологический праздник «Вести из Птицеграда»
- Определение результативности работы
Возможные риски проекта Способы их преодоления
Не уложиться в поставленные сроки Четко продуманные сроки проведения запланированных мероприятий
Отсутствие опыта у детей исследовательской деятельности Проводить занятия, знакомить с интересными исследовательскими формами
Слабая заинтересованность родителей и детей Участие родителей в акциях, праздниках
План мероприятий по реализации проекта
Сроки Содержание деятельности по реализации проекта
Ноябрь
Дети Родители
1. Беседа «Кто они зимующие птицы».
2. Экологический праздник «Синичкин день».
3. Экологическая акция «Покормите птиц зимой».
4. Чтение рассказа В. Бианки «Синичкин календарь».
5. Подвижные игры «Перелёт птиц», «Ворон» русская народная, «Птички и кошка».
6. Д /и «Кому, какой корм», «Перелётные и зимующие птицы», «Подбери птичке перышко»; «Узнай по голосу.
7. Трудовая деятельность: регулярное насыпание корма для птиц в кормушки
8. Просмотр мультфильма «Серая шейка». 1. Привлечение родителей к изготовлению кормушек для птиц.
2. Выставка - «Лучшая кормушка нашей семьи»
3. Участие в природоохранных акциях
4. Консультация для родителей «Зимующие птицы».
5. Памятка «Как помочь зимующим птицам».
Декабрь
Дети Родители
1. Познавательная беседа «Откуда произошло слово воробей»
2. Чтение рассказа М. Горького «Воробьишко».
3. Рисование «Воробушки».
4. Чтение рассказа В. С. Тургенева «Мой приятель воробей», В. Левина «Воробей»
5. Заучивание стихотворения «Воробей» Н. Рубцова.
6. Чтение рассказа «Птичья столовая»
7. Вечер загадок и отгадок о зимующих птицах.
8. Подвижные игры «Воробушки-пташки», «Воробьи и кошка», «Птички в гнёздышках» «Воробушки и автомобиль»
9. Чтение художественной литературы Н. Сладков «Волшебная полочка», «Кусок хлеба»; Г. Скребицкий и В. Чаплина «Чем дятел зимой кормится», «Зимние гости».
10. Прослушивание музыкальных произведений Э. Денисов «Пение птиц», Ю. Новиков «Зимние гости».
11. Сюжетно-ролевая игра «Интервью»
Январь
Дети Родители
1. Беседа «Чем кормить птиц зимой»
2. Познавательная информация: 15 января. День зимующих птиц.
3. «Гирлянда из плодов и семян» (бусы)
4. Пальчиковая гимнастика «Дятел»
5. Прослушивание голосов зимующих птиц.
6. Дидактические игры «Четвертый лишний», «Один – много»
7. Чтение художественной литературы: К. Ушинский «Ворон и сорока», В. Зотов «Клёст», «О птицах», В. Бианки «Чей нос лучше?», Н. Грибачёв «Ну, морозы…»
8. Конструирование «Домики для птиц»
1. Консультация для родителей «Они остались зимовать, мы им будем помогать».
2. Участие в природоохранных акциях
Февраль
Дети Родители
1. Беседа «Где и как повесить кормушку»
2. Игра – викторина «Знатоки зимующих птиц»
3. Заготовка для приготовления зимнего печенья для птиц.
4. Разучивание поговорок «Всякая птица своим пером гордится», «У каждой пташки свои замашки».
5. Пальчиковые игры «10 птичек стайка», «Птички».
6. Разучивание пословиц: "Мала синичка, да коготок остер", "Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает", "Воробьи под кровлю, а совы на ловлю".
7. Акция ««Добрая зима для птиц» (подкормка птиц)
8. Слушание голосов птиц (аудиозапись) - узнавание знакомых голосов птиц.
9. Заучивание стихотворения В. Полякова «Синички»
10. Акция «Витамины на подоконнике» (Посев овса – для птиц)
1. Участие в природоохранных акциях
2. Шитьё мешочков для семян
3. Закупка овса
Март
Дети Родители
1. Экологический праздник «Вести из Птицеграда» 1. Выпуск экологических газет
Заключительный этап
№ Название мероприятия Сроки
1 Презентация проекта :
На педагогическом совете
Тема педагогического совета
2 Определение перспектив дальнейшего развития проекта