Елена Нагорнова
Проект в подготовительной группе «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
«Зимушка – зима»
в подготовительной к школе группе № 10.
Вид проекта : познавательно-исследовательский, творческо-информационный, социальный, игровой.
Сроки реализации: Средней продолжительности: декабрь 2017г. - февраль 2018г
Публикация «Проект в подготовительной группе „Зимушка-зима“» размещена в разделах
Участники проекта : дети(6-7 лет, воспитатели, родители воспитанников, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, логопед, ребята и преподаватели церковно-приходской школы.
Проектная идея : Конкретизировать представление детей о зиме, как о времени года. Расширить представления участников проекта о зимних праздниках.
Актуальность проекта заключается в интеграции разных видов деятельности детей для решения задач образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественно-эстетическая, здоровье.
1. Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Предоставить детям возможность в течение трёх зимних месяцев работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы.
2. Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в неотразимой Вселенной душа русского народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси православных и народных праздников, так же, как встарь, радоваться Рождеству и Святкам, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры.
Чтобы семья стала крепкой и дружной ей нужны добрые традиции, которыми могут стать традиции наших предков, связанные с главными православными и народными праздниками, земледельческим народным календарём, обычаями русского народа, чествование героев земли русской.
Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что устное народное творчество, народные игры являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Колядки, игровые программы, встреча гостей, театрализованные представления, ждут ребят и взрослых на праздниках Зимы (Новый год, Рождество, Масленица, День защитника Отечества, спортивные праздники, к которым надо готовиться и которых надо ждать.
Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень.
Новизна проекта : новизна заключается в самом проектировании. Проект «Зимушка-зима» предоставляет большие возможности для творчества для всех участников проекта, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Цель проекта : Уточнить и расширить представления детей о сезоне зима. Познакомить с общественными, народными и православными праздниками.
Задачи проекта :
1. Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
Знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы, свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий).
Уточнять и расширять знания об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка).
Расширять представления о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи, способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.
Создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда. Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега в воду.
Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений, анализировать, делать выводы.
Развить любознательность, познавательные интересы, коммуникативные навыки, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями.
Формировать реалистические представления о природе, умение устанавливать связь между поведением птиц и животных и изменениями в природе.
Вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения природой.
Воспитывать любовь к природе родного края, заботливое отношение ко всему живому, интерес к растительному и животному миру. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу. Научить детей правильно их подкармливать.
2. Пробуждать интерес к истории и культуре нашей Родины.
Расширять представления участников проекта о (православном, народном, общественном) празднике; об истории, традициях и обычаях подготовки к празднику и празднования его.
Развивать умения детей в продуктивных видах деятельности, желание познавать русские народные традиции и ощущать свою причастность к ним.
Обогащать впечатления детей за счет различных форм работы.
Воспитывать социально-коммуникативные навыки.
3. Расширить кругозор родителей. Привлечь родителей к совместному воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
Ожидаемый результат: Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень.
По окончанию проекта дети смогут :
1. Устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе. Осознанно правильно относиться к растениям и животным. Расширить знания о природе зимой, укрепить исследовательский интерес к природе.
2. Дети и взрослые будут проявлять интерес к православным, народным, общественным праздникам, к истории и культуре нашей Родины.
Все участники проекта расширят кругозор о русских обычаях и традициях, активизируют творческие способности.
Формы реализации проекта :
1. Подпроекты : «Живая природа», «Зима веселая», «Зима спортивная», «Занимательная зима».
2. Прогулки.
3. Православный праздник – «Рождество Хртистово».
4. Народный праздник – «Масленица».
5. Общественные праздники – «Новый год», «День защитники Отечества».
6. Спортивный праздник – «Малые зимние олимпийские игры».
7. Конкурсы поделок и рисунков.
8. Презентация «Приобщение дошкольников к русским народным традициям»
Методические приёмы реализации проекта :
Занятия.
Беседы.
Зимние прогулки.
Наблюдения.
Досуговая деятельность.
Игровая деятельность.
Исследовательская деятельность.
Продуктивная деятельность детей.
Чтение художественной литературы.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный :
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.
Определение цели и задач проекта.
Составление тематического планирования мероприятий.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Разработка и накопление методических материалов.
Разработка мероприятий, разработок, сценариев, конспектов.
Изготовление совместно с родителями пособий, атрибутов. Пошив костюмов для новогодней сказки с помощью родителей.
Подбор художественной литературы, игр по теме.
Обсуждение с педагогами вопросов, связанных с проведением проекта.
Беседы с родителями о взаимодействии и участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно - образовательному процессу в ДОУ.
II этап – основной (практический) : Работа в режиме проектной деятельности :
*Фенологические наблюдения.
*Занятия. Тема: «Зимующие птицы»
* Дидактические игры: «Найди ошибки» (чего не бывает зимой) «Кто что делает зимой» «Найди по следу» «Найди такую же снежинку» «Разведчики» (заметить, что изменилось в природе) «Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах, «Где чей хвост», «Где чей домик», «К названному дереву беги», «С какой ветки детки», «Что в лесу растёт, кто в лесу живет».
Составление и разгадывание загадок про птиц.
*Беседы. «Почему мне нравится зима». «Как птицы и звери готовятся к зиме», «Как звери в лесу зимуют», «Как зимуют домашние животные», «Как человек помогает зимой животным в лесу». «Почему скрипит снег?» «Помоги птицам», «Откуда идёт снег». Просмотр мультфильмов «Снежная королева», «Зимние сказки», «Двенадцать месяцев», «Таежная сказка», «Щелкунчик».
* Беседы: Безопасность
«Осторожно, гололед», «Первая помощь при обморожении», «Осторожно! Зимние травмы» «Как заботиться о здоровье зимой».
Логические рассуждения: «Что будет, если одеться не по погоде».
Рассматривание плакатов по правилам безопасного поведения зимой.
*Рассматривание репродукций картин русских художников по теме «Зима».
*Опыты и эксперименты со льдом, снегом, водой, воздухом.
*Целевые прогулки по территории детского сада.
* Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Суд над декабрём», «Еловая каша»; В. Одоевский «Мороз Иванович», С. Иванов «Каким бывает снег», Е. Трутнева «Первый снег», К. Бальмонт «Снежинка», Г. Снегирёв «Про птиц», В. Зотов «Клёст», «О птицах», В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Синичкин календарь», «Молодая ворона»; С. Маршак «Двенадцать месяцев», М. Пришвин «Этажи леса», В. Бианки «Лес зимой», «Письмо простое и письмо с хитростью», Г. Скребицкий «На лесной полянке», В. Архангельский «Летят пушистые снежинки», Э. Успенский «Проказы старухи зимы», Н. Носов «На горке».
Русские народные сказки: «Зимовье зверей», «Заяц-хваста», «Два мороза», зарубежные сказки Бр. Гримм «Госпожа Метелица», Х. Андерсен «Снежная королева».
Просмотр мультфильмов «Снежная королева», «Зимние сказки», «Мороз Иванович», «Двенадцать месяцев», «Таежная сказка», «Щелкунчик», «Золушка».
* Загадки о зимних явлениях в природе.
* Пословицы и поговорки о зиме.
Выставка книг о зиме. Рассматривание новогодних открыток.
* Разучивание стихов и песенок к новогоднему празднику. Постановка сказки «Золушка».
* Разучивание подвижных игр: «Два мороза», «Мороз красный нос», «Зайка беленький сидит», «Бездомный заяц».
Народные хороводные игры: «Золотые ворота», «Метелица», «Что нам нравится зимой».
Игры и эстафеты «Кто быстрее в лес за елкой», «Кто быстрее украсит елочку».
*Разучивание стихотворений русских поэтов о зиме (Пушкин, Некрасов, Есенин, Суриков, Тютчев и др.). Изготовление красочных грамот к конкурсу чтецов.
Конкурс чтецов «Зимушка – зима» с приглашением родителей детей и поэтов Каширского края.
*Творческая мастерская. Вырезывание снежинок. Оформление группы «Зима пришла». Изготовление цветных льдинок для украшения участка.
* Вернисаж: «Зимушка-зима».
Рисование: «Рождественская ёлочка», «Деревья в инее», «Зимний лес», «Снегурочка и Дед Мороз», «Как мы танцевали на празднике».
Аппликация: «Веселый снеговик» (ватные диски, «Новогодний подарок», «Снежинка» (нитки, «Чайный сервиз к празднику» (метод обрывания).
Лепка: «Девочка в длинной шубке», «Дед Мороз», «Лыжник», «Снежинка».
Конструирование: «Дерево в снегу».
*Слушание «Времена года» П. И. Чайковского, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
Разучивание песен «Что нам нравится зимой».
* Работа с родителями: Изготовление кормушек для птиц. Акция «Птицы – наши соседи на земле» : призыв подкармливать и помогать птицам, зимующим в нашем районе.
Оформление папки-передвижки «Прогулки зимой».
Оформление информации в родительский уголок: «Зимние травмы», «Профилактика гриппа».
*Труд на участке. Заготовка корма для птиц. Организация птичьей столовой. «Окучивание» снегом деревьев. Расчистка дорожек от снега во время прогулки. С помощью воспитателя посыпать дорожки песком. Очистка от снега места для игр вместе с воспитателем и родителями. На прогулке совместно с воспитателем собирать снег в кучи и свозить для построения снеговиков. Сгребание снега лопатой, расчистка дорожек. Конструирование построек из снега: снежной крепости, ракет для девочек и для мальчиков, крокодила, снежного лабиринта, изготовление и украшение цветными льдинками снежных клумб. Лепка различных форм из снега.
Постройка снежной горки совместно с родителями детей.
Участие в конкурсе на «Лучший зимний участок».
*Разучивание рождественских колядок и святочных песенок.
Развлечение «Рождественские святки».
*Изготовление атрибутов (совместно с родителями) к «Малым зимним олимпийским играм», «Вперед, мальчишки!», пошив эмблем и атласных лент для танца, ремонт спортивного инвентаря.
* Конкурс рисунков «Зимние виды спорта».
Настольные игры «Зимние виды спорта». Загадки про спорт.
* Спортивные развлечения совместно с родителями: «Малые зимние олимпийские игры», «Вперед, мальчишки!».
* Изготовление и оформление (с помощью родителей) настольной игры и её правил:
1. Настольная игра «Быстрее, выше, сильнее!»
2. Игра-лабиринт «Остров чемпионов».
*Разучивание масленичных колядок, стихов, песенок.
Изготовление газеты «С Масленицей».
Конкурс для родителей «Лучший рецепт масленичных блинов».
II этап - заключительный: Обработка результатов по реализации проекта.
Итоговое мероприятие:
Выставка рисунков «Зимушка-зима»,
Проводы зимы. Масленица.
Презентация проекта перед родителями и воспитанниками.
Результаты проекта :
• Дети имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт.
• Дети знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на тему зимы.
• Дети владеют расширенным словарным запасом.
• Дети имеют представление о природе родного края.
• Дети знакомы с правилами безопасного поведения на природе.
Оформлена групповая комната по теме «Зима» (совместно с детьми и их родителями).
• Систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме «Зима».
• Оформлена совместно с родителями дидактическая игра на внимание «Повтори».
• Разработаны рекомендации для родителей.
• Оформлена выставка работ «Скоро Рождество».
• Повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада.
• Оформлен фото-стенд «Наш весёлый детский сад».
• Выставка детских работ «Деревья в снегу».
• Каждый день на прогулке дети с желанием подкармливают зимующих птиц.
• Созданы родителями совместно с детьми альбомы: «Зимушка - зима», «Зимние виды спорта».
Большинство родителей участвует в совместном воспитательно-образовательном процессе в ДОУ.