юлия морозова
Проект «Зима»
Целевой раздел.
Актуальность: Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если зимой не было снега. Данный проект позволяет детям получить ответы на интересующие их вопросы. Проект поможет расширить, систематизировать и творчески применить представления дошкольников о сезонных изменениях в природе и в быту людей в зимнее время года, познакомить с зимними развлечениями и праздниками, исследовать разные состояния воды и снега. Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их.
Публикация «Проект „Зима“» размещена в разделах
Сроки проведения : с 02.12.19 по 31.01.20 (2 месяца)
Участники: дети группы компенсирующей направленности № 8 «Совушки», родители, воспитатели, учитель - логопед.
Цель: Формирование представлений о зиме
Задачи:
Образовательные:
-формировать у детей элементарные представления о сезонных изменениях в природе,о взаимосвязи явлений природы и жизни растений и животных.
-познакомить детей с произведениями художественной литературы о зиме,вызвать интерес к иллюстрациям в книгах.
-учить передавать образ зимы доступными способами художественного творчества
-обобщить и закрепить знания детей о зимних играх.
- формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни;
- систематизировать знания о жизни птиц и животных в разные времена года
-закрепить ранее полученные знания о зиме и ее признаках
Развивающие:
-развить устную,связную речь
-пополнить и обогатить пассивный и активный словарь
-развить понимание речи и активизировать словарь по теме на основе расширения ориентировки в окружающем мире
-развить речевое и физиологическое дыхание
-развить зрительное восприятие
-развить слуховое восприятие
- развить мелкую моторику кистей рук
-развить общую моторику, умение согласовывать речь с движением
-развивать мыслительную деятельность
-развить внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные:
-воспитать интерес к НОД
-воспитать умение работать в команде
-воспитать самостоятельность
-воспитать добрые чувства, любознательность, эстетическое восприятие, переживания, связанные с красотой природы.
- воспитать стремление отразить свои яркие впечатления в рисунках и аппликации.
Здоровьесберегающие:
-планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей с ОВЗ
-соблюдать правильную посадку у детей во время занятий
-способствовать созданию благоприятного психологического климата для воспитанников во время занятий
-чередовать статические и динамические задания
-стимулировать тактильные ощущения, улучшить координацию движений
-повысить адаптивные возможности организма у детей
Планируемые результаты :
-приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища;
- повышение у детей познавательной активности;
- усвоение необходимых знаний по теме «Зима»;
- формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе;
- заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса.
Содержательный раздел.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный
На данном этапе мы выявляли наличие проблемы по данной теме: опрашивали родителей, какими знаниями владеют их дети о зиме, зимних развлечениях,о жизни животных и птиц зимой. После этого мы изучили соответствующую литературу и подобрали методический и дидактический материал. Затем поставили цель и разработали задачи. Для выполнения задач подобрали формы работы с детьми и родителями. Разработали перспективный план непосредственно образовательной деятельности. Детскую деятельность планировали с учетом возрастных и физиологических особенностей детей с ОВЗ. Также на данном этапе планировалась совместная работа с учителем-логопедом.
Формы работы с детьми :
-игры
-беседы
-опыты
-экскурсия
-театрализованная деятельность
-НОД
-рассматривание иллюстраций, анализ сюжетных картинок
-чтение художественной литературы
-рисование
-аппликации
-ручной труд
-конструирование
-трудовая деятельность
-наблюдения во время прогулок
-здоровьесберегающие мероприятия
-логопедические занятия
-выставки детских работ
-конкурсы
Формы работы с родителями:
-консультации по данной теме
-папки –передвижки
-конкурсы
-выставки
-рекомендации
-экскурсии
Основной
Образовательная деятельность по пяти образовательным областям в соответствии с ФГОС ДОУ
Образовательная область Вид деятельности:
Социально-коммуникативное развитие Трудовая деятельность : уборка снега на уличном участке,уход за кормушками для птиц
Сюжетно-ролевые игры : «магазин : Одежда» ; «Прогулка в зимний лес»
Театрализованные игры : «Зайка» ; «Зимовье зверей»
Ситуативные беседы: «Правила поведения зимой в лесу» ; «Зимние забавы-осторожность не помешает» «Зима и дети. Зимние забавы» ;«Если б не было зимы…» ; «Зачем людям зима?» ; «Зима в лесу»
Самостоятельное рассматривание книг.
Познавательное развитие Рассматривания сюжетных картинок по темам : «Приметы зимы» ; «Зимующие птицы» ; «Дикие животные» ; «Новый год» ; «Зимние забавы»
Наблюдения : за погодой, небом, ветром, облаками, метелью (из окна, за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый, птицами (воробьями, синицами, снегирями, голубями, за одеждой прохожих, за трудом дворника ; за характерными для зимы явлениями природы: снег, иней, гололед, метель.
Опыты: «Снег и лед» ; «Зачем деду Морозу шуба?»
Ситуативные беседы : «Снег» ; «Чем нельзя кормить птиц зимой»
Чтение сказок: «Зимняя сказка» ; «Лисичка сестричка и серый волк»
Прослушивание аудиозаписей : сказка «Морозко» ; сказка «Про снегурочку»
ФЦКМ : «Зима. Признаки зимы» ; «Зимние развлечения»; «Новый год- календарный праздник» ; «Лес и его обитатели» ; «Зимующие птицы» ; «Птицы готовятся к зиме»
НОД : «Приметы зимы» ; «Как животные и птицы готовятся к зиме» ; «Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима»
Речевое развитие Игры на развитие артикуляционной моторики. Упражнения для языка: «Сосулька» ; «Санки-ледянки» ; «Горка для спуска» ; «Саночки» ; «Ураганный ветер» ; «Белочка собирает грибы» ; «Белочка цокает» ; «Мишка».
Упражнения для губ и щек : «Снеговики радуются снегу и морозу» ; «Бобры пилят дерево» ; «Грустные снеговики» ; «Зайчик» ; «Сердитый волк» ; «Лосенок» ; «Сердитая рысь» ; «Клювы разных птиц» ; «В лесу».
Мимические упражнения : «Разное время зимы» ; «Лисенок высматривает мышку» ; «Птицы в морозный день» ; «Голодные птицы»
Игры на развитие мелкой моторики : «Мы во двор пошли гулять» ; «Мальчик с пальчик» ; «Мама мишек будит рано» ; «Где обедал воробей?»
Игры на развитие речевого дыхания : «Вьюга» ; «Волк воет» ; «Кто как голос подает» ; «Разговор лисы и зайца» ; «Птицы поют»
Игры на развитие голоса : «Вьюга» ; «Дует ветер» ; «Медведь и елка» ; «Волк и семеро козлят» ; «Три медведя»
Игры на развитие общей моторики : «Как на горке» ; «Дикие животные. Подготовка к зиме» ; «В лесу»
Игры на развитие слухового внимания : «Ветер и птицы» ; «Кто это?» ; «Угадай, чей голосок?»
Игра на развитие фонематического слуха : «Найди место для своей картинки»
Составление рассказов детей из личного опыта.
Дидактические игры : : «Когда это бывает», «Кто что делает», «Где зимуют звери и птицы», «Что сначала- что потом», «Что забыл нарисовать художник», «Придумай словечко».
Составление рассказов по сюжетным картинкам по темам : «Приметы зимы» ; «Зимующие птицы» ; «Дикие животные» ;«Новый год» ; «Зимние развлечения»
Инсценировка сказки: «Рукавичка»
Пересказ с использованием мнемотаблиц (стихи для заучивания) : «Снег ложится на дома» ; «Дед Мороз» А. Шибаев ; «Веселый снеговик» И. Гурина ; «Если кончится мороз» В. Данько ; «Пирог» В. Воронько ; «Вырастала елка» Е. Трутнев ; «Снежинки» Г. Навицкая
Загадки.
Психогимнастика. Пластические этюды : «Зимние забавы» ; «Зимующие птицы» ; «Звери в зимнее время» ; «Медведь в берлоге» ; «Медвежата и пчела» ; «Олени в тундре» ; «Воробушек»
Художественно-эстетическое развитие Изготовление поделок : «Кормушка для птиц»
Лепка : «Снеговик» ; «Зайчик» ; «Дымковская птица»
Аппликация : «Снеговик» ; «Дед Мороз» ; «Елочная игрушка» ; «Снегирь на ветке» ; «Снег идет»
Рисование : «Снегопад» ; «Зимние забавы»-раскрашивание раскраски; «Нарядная елка» ; «Лиса» ; «Синица»
Раскрашивание раскрасок на темы : «Зима. Приметы зимы» ; «Зимующие птицы» ; «Дикие животные» ; «Новый год» ; «Зимние развлечения»
Конструирование из бумаги : «Снежинка»; «Санки»; «Новогодние игрушки» ; «Медведь»
Конструирование из напольного конструктора: «Горка»
Физическое развитие Подвижные игры : «Мороз- Красный нос», «Мы веселые ребята», «Попрыгунчики возле санок», «Птички в гнездышках», «Снежинки и ветер». Ходьба по снежному валу, игры со снежками, катание детей с горки.
Утренняя гимнастика : «Зимушка-зима»
Физкульт. минутка : «Белый,белый снежный ком»
Гимнастика после дневного сна :упражнения «Горка» ; «Добрый день»
Закаливающие процедуры :ходьба по коррекционным дорожкам,умывание прохладной водой.
Игры на развитие физиологического дыхания : «Осторожные птицы» ; «Чья птичка дальше улетит»
Дополнительный раздел
Данный проект был разработан согласно ФГОС, были использованы программы Н. В. Нищева «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» и Н. Е. Веракса,Т. С. Комарова,М. А. Васильева «Основная образовательная программа дошкольного образования От рождения до школы»
Взаимодействие с родителями.
Консультации на темы : «Зимняя одежда для ребенка в детском саду» ; «Зимние прогулки» ; «Профилактика ОРВИ в зимний период»
Папка – передвижка : «Зимушка — Зима»
Участие в конкурсах : «Кормушка для птиц» (из бросового материала) ; фотовыставка: «Покормите птиц зимой» ; фотовыставка «Развлечения с семьей»
Произведения, рекомендуемые родителям для чтения детям дома :
-«Я знаю, что нужно придумать» А. Барто
-«Поет зима, аукает…» С. Есенин
-«Зима» И. Суриков
-«Лес зимой» В. Бианки
-«Под снегом на лугу» Н. Павлова
-«Снег - что это такое?» З. Трофимова
Чтение художественной литературы в группе:
Н. Сладков «Суд над декабрём»
В. Одоевский «Мороз Иванович» (просмотр сказки)
С. Иванов «Каким бывает снег»
Е. Трутнева «Первый снег»
К. Бальмонт «Снежинка»
Г. Снегирёв «Про птиц»
Н Сладков «Еловая каша»
В. Зотов «Клёст», «О птицах»
В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Синичкин календарь», «Молодая ворона»
С. Маршак «Двенадцать месяцев» (просмотр сказки)
Бр. Гримм «Госпожа Метелица» (просмотр сказки)
Загадки о зимних явлениях в природе Пословицы и поговорки о зиме.
Труд на участке.
Заготовка корма для птиц
Подкармливание птиц.
«Окучивание» снегом деревьев.
Расчистка дорожек от снега во время прогулки.
С помощью воспитателя посыпать дорожки песком.
Очистить вместе с воспитателем место для игр от снега.
Результаты проекта.
В данном проекте участвовало 19 детей. В образовательной деятельности занятия проводились совместно с учителем-логопедом. Поставленная цель была достигнута-у детей были сформированы представления о зиме. Задачи также были выполнены : Дети имеют представление о признаках зимы, воспитанники приобрели новый познавательный опыт, познакомились с произведениями поэтов, писателей и художников на тему зимы, овладели расширенным словарным запасом, у них сформировалось представление о природе родного края. Также дети были ознакомлены с правилами безопасного поведения на природе. Во время реализации проекта воспитателями оформлялись выставки творческих работ детей, был систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме «Зима», разработаны рекомендации для родителей, в итоге сформирован повышенный интерес родителей к жизни детского сада.
Используемая литература :
Н. Б. Халезова «Народная пластика декоративная лепка в детском саду»
Л. В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду»
А. Н. Малышева ; Н. В. Ермолаева «Аппликация в детском саду»
З. В. Лиштван «Конструирование»
Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет»
А. Н. Малышева ; З. М. Поварченкова «Занятия по аппликации в детском саду»,3-7 лет
Л. В. Черемошкина «Развитие внимания детей» Популярное пособие для родителей и педагогов
А. А. Грибовская ; М. Б. Халезова - Зацепина «Лепка в детском саду» Конспекты занятий для детей 2 – 7 лет
Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»
В. Шишкина «Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома»
Н. Е. Веракса ;Т. С. Комарова ;М. А. Васильева «Основная образовательная программа дошкольного образования»
М. Д. Маханева ; О. А. Ушакова-Славолюбова «Мы вместе»Социально-коммуникативное развитие дошкольников
Н. В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности доо для детей с тяжелыми нарушениями речи с 4 до 5 лет»
Е. Г. Маницкая «Развитие правильной речи ребенка» Логопедический альбом
И. Е. Светлова «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук»
Н. И. Соколенко «Посмотри и назови» Пособие по логопедии
И. В. Скворцова «100 Логопедических игр»
Е. А. Пожиленко «Артикуляционная гимнастика»
В. И. Селиверстов «Речевые игры с детьми»
Н. В. Нищева «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»
В. Г. Дмитриева «100 Лучших пальчиковых игр»
В. В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь»
О. В. Узорова ;Е. А. Нефедова «Пальчиковая гимнастика»
Г. А. Галкина; Т. И. Дубинина «Пальцы помогают говорить»
Е. И. Синицына «Умные пальчики»
А. А. Грибовская ;М. Б. Халезова - Зацепина «Лепка в детском саду»