Екатерина Богданова
Проект «Жил да был Снеговик!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 4 «Катюша»
Проект
«Жил да был Снеговик!»
Подготовила воспитатель: Богданова Е. Л.
г. Лодейное Поле
2024 г.
Информационная карта проекта
Продолжительность: среднесрочный.
Сроки проведения: с 9 января по 26 января 2024 г.
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, изобразительная.
Публикация «Проект „Жил да был Снеговик!“» размещена в разделах
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Проекты. Проектная деятельность
- Снеговик. Материалы про снеговиков
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2024
Участники: воспитатели группы, воспитанники младшей группы (3-4 года, родители, инструктор по физической культуре.
Формы работы с детьми:
• Наблюдения
• Чтение художественной литературы
• Рассматривание картин и иллюстраций
• Дидактические игры
• Подвижные игры
• Музыкальные игры
• Разучивание стихов
• Опыты, эксперименты
• Беседы
• Рисование
• Лепка
• Аппликация
• Конструирование
Продукт:
Для детей:
• Материализованные - выставка детского творчества, создание мультфильма «Снеговик»;
• Нематериализованные – знания о свойствах воды и снега.
Для педагога:
• Получение опыта работы с детьми 3-4 лет в познавательно-исследовательской деятельности;
• Лэпбук «Жил да был Снеговик»;
• Создание мультфильма «Снеговик»;
• Картотека опытов (Приложение №2);
• Составление конспекта занятия по экспериментированию «Как снег становится водой» (Приложение № 1);
• Составление конспекта итогового занятия- развлечение «День рождения Снеговика» (Приложение № 3).
Для родителей:
• Получение новых знаний о видах и способах экспериментирования совместно с ребенком;
• Консультация «История происхождения Снеговика», «Эксперименты с детьми в домашних условиях»;
• Выставка поделок «Парад веселых снеговиков»;
• Спортивное занятие семейного клуба «Крепыш» на тему «День рождения Снеговика».
Итоговое событие: развлечение «День рождения Снеговика»
Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего
мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,
вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
Актуальность проекта :
Познавательная деятельность играет решающую роль в развитии ребенка-дошкольника. В ее основе лежит исследовательская и экспериментальная деятельность. Чем разнообразней эта деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Именно исследовательская и экспериментальная деятельность позволяет сформировать у ребенка такие качества, как наблюдательность, инициативность, самостоятельность, умение работать в команде. В исследовательской деятельности развиваются творческие способности дошкольника, расширяется круг его интересов, удовлетворяется детская любознательность.
В детском саду опытно-экспериментальная деятельность проводится в игровой форме, наиболее понятной и доступной для дошкольника. Знания, полученные в процессе игры, прочно и надолго запоминаются ребенком.
Зима, это волшебное время года, ведь зимой мы отмечаем чудесный праздник Новый год, только зимой все вокруг превращается в «белоснежную сказку». Зимой есть много зимних развлечении, но самое любимое развлечение, конечно же, лепка снеговика. Снеговик, наш сказочный зимний друг, который появляется в каждом дворе, на каждом участке и на протяжении всей зимы он остается с нами, радуя нас своим присутствием. Как то на прогулке дети играли со снегом, пытались лепить снеговика, но так ничего не получалось, то снег был сухой, то в рукавичках лепить не удобно, а без них ручкам холодно. Дети стали задавать вопросы. Так и возникла идея реализовать данный проект, в ходе которого дети узнают историю возникновения снеговика, познакомятся с признаками зимы, а через экспериментирование со свойствами воды и снега.
Проблема:
У детей нет элементарного представления о времени года – зима, не знают признаков зимы, нет представлений о свойствах воды и снега.
Гипотеза:
Проблема низкой познавательной деятельности детей к природе и окружающему миру будет успешно решаться при условии, что семья и детский сад совместно будут приобщать детей к познавательной, опытно-экспериментальной и творческой деятельности.
Цель: Создание условий для развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей в процессе проектной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать элементарные представления о зиме, как о времени года, о явлениях и признаках зимы, о воде, ее превращении в снег и лед.
• Познакомить детей с историей образа Снеговика.
Развивающие:
• Развивать у детей познавательный интерес в процессе исследовательской деятельности, развивать мышление, делать выводы в процессе экспериментирования.
• Развивать речь и память, обогащать словарный запас детей новыми словами;
Воспитательные:
• Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе, уметь видеть красоту зимней природы.
• Воспитывать аккуратность при работе; умение работать с различными материалами и помогать друг другу.
• Приобщать родителей к совместной творческой работе с детьми.
Предполагаемые результаты:
Дети:
• У детей сформируются элементарные представления о зиме, дети узнают признаки зимы, узнают, что такое снег, какой снег, из чего состоит. узнают, что вода в холоде замерзает и превращается в лед; Дети узнают, что снеговик - это снежная постройка, которая состоит из снега, научатся лепить снеговика из пластилина, составлять снеговика из кругов, рисовать снеговика, складывать бумагу в технике оригами создавая образ снеговика.
• В процессе познавательной деятельности у детей появится исследовательский интерес, дети проделают много интересных опытов и экспериментов и научатся делать выводы.
• У детей обогатится словарный запас новыми словами.
• Дети научатся видеть красоту окружающего мира, любить и беречь природу.
Родители:
• У родителей появится больше знаний о экспериментально – исследовательской деятельности в детском саду и в домашних условиях.
Воспитатели:
• Повышение уровня самообразования
• Улучшение работы по взаимодействию с родителями
• Обогащение развивающей среды в группе.
Критерии проведения мониторинга детей
1. Знает понятие «зима», признаки зимы.
2. Знает что такое снег, понимает, как снег превратить в воду.
3. Знает, кто такой снеговик, может сложить фигуру снеговика.
4. Проявляют любопытство, задают первые вопросы природоведческого характера.
5. При проведении простейших опытов начинают отвечать на вопрос: «Что случится, если мы сделаем это?»
Этапы реализации проекта
I Подготовительный этап.
• Выбор темы проекта.
• Определение цели и задач проекта.
• Изучение методической литературы по теме, сбор информации.
• Составление плана совместной деятельности с детьми.
• Подбор материала и оборудования по теме проекта.
• Подбор художественной литературы для чтения, песен, музыкальных
композиций связанных с темой проекта.
• Мониторинг детей по теме проекта.
• Пополнение развивающей среды необходимыми материалами.
• Разработка консультаций для родителей.
II Основной этап.
Работа с воспитанниками по образовательным областям.
ОО «Социально – коммуникативное развитие» :
• Беседа «Как я встретил Новый год», «Безопасное поведение на улице в зимнее время года», «Снег прекрасный и опасный», «Откуда появился снеговик», «Чем мне нравится зима?»
• Просмотр мультфильма «Снеговик-почтовик»
• Рассматривание предметных и сюжетных картин о зиме.
ОО «Познавательное развитие» :
• НОД «В январе, в январе, много снега во дворе», «Зимние забавы».
• Дидактическая игра «Собери снеговика», «Разрезные картинки», «Назови ласково», «Что бывает белого цвета».
• Экспериментирование с водой и красками «Цветные льдинки».
• Экспериментирование со снегом «Разноцветный снежок» (окрашивание снега красками).
• Экспериментирование «Как снег превращается в воду» (Приложение №2)
ОО «Художественно – эстетическое развитие» :
• Чтение художественной литературы: «Круглый год январь» С. Я. Маршак, «Здравствуй, зимушка - зима» Г. Ладонщиков, «Зима» И. Суриков, «На санках» О. Высотская, «Снегопад» В. Берестов, «Лиса и волк» р. н. с., «Заюшкина избушка» р. н. с., «Снег идет» Л. Воронкова, «Как по снегу, по метели трое саночек летели».
• Рисование: «Снеговик», «Шапочка для снеговика», коллективная
работа «Зимний пейзаж».
• Лепка: «Веселые снеговики», «Саночки».
• Аппликация: «Эскимо для снеговика».
• Конструирование: «Друзья Снеговика» (оригами, «Горка для Снеговика» (деревянный конструктор).
ОО «Речевое развитие» :
• Пальчиковая игра: «Мы во двор пришли гулять», «Снежок».
• Дыхательная гимнастика: «Снежинки», «Сдуй снежинку».
• Заучивание стихотворения «Добрый снеговик» А. Старостина
• Загадки о зиме
ОО «Физическое развитие» :
• Подвижная игра: «Снег кружится», «На саночках», «Снеговик».
• Физкультминутка «Веселый снеговик».
Работа с родителями воспитанников:
• Консультация «Эксперименты с детьми в домашних условиях».
• Организация выставки «Парад веселых снеговиков».
III Заключительный этап.
• Спортивное занятие семейного клуба «Крепыш» - «День рождения Снеговика».
• Развлечение «День рождения Снеговика».
Выводы:
1 – представления сформированы
2 – сформированы недостаточно
3 – большинство представлений не сформировано
В ходе проекта участвовало 20 детей
Начало проекта :
1 уровень – 0 чел.
2 уровень – 9 чел.
3 уровень – 11 чел.
Конец проекта :
1уровень – 10 чел.
2 уровень – 6 чел.
3 уровень – 4 чел.
Анализ проделанной работы:
Дети:
• Дети имеют представления о времени года «Зима», знают признаки зимы.
• Дети знают, что снеговик - это снежная постройка, которая состоит из снега.
• Дети знают, что такое снег, какой снег, из чего состоит, знают, как снег превратить в воду.
• Дети знают, что вода в холоде замерзает и превращается в лед.
• Дети умеют лепить снеговика из пластилина, составлять снеговика из кругов, рисовать снеговика, складывать бумагу в технике оригами создавая образ снеговика.
• В ходе проекта у детей появился исследовательский интерес, дети проделывали много интересных опытов и экспериментов и научились делать выводы.
• Дети познакомились с новыми словами: «хрупкий», «снежный», «прозрачный».
• Дети научились видеть красоту окружающего мира.
Родители:
• У родителей расширился кругозор о познавательно-исследовательской деятельности детей.
• Родители с удовольствием приняли участие в выставке поделок «Парад веселых снеговиков».
Воспитатели:
• Повысился уровень самообразования.
• Работа с родителями стала намного продуктивней и решает общие задачи.
• Развивающая среда в группе пополнена необходимыми атрибутами, играми и картотекой.
Список использованной литературы
1. Нищева Н. В., «Познавательно-исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность в детском саду».- СПб. : ДЕТСВО-ПРЕСС, 2021
2. Куцакова Л. В. «Художественное творчество и конструирование». – М. : Мозаика – Синтез, 2017
3. Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду». – М. : Мозаика-Синтез, 2016
4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». -
М. : Творческий Центр «Сфера», 2002
5. Нищева Н. В., «Конспекты занятий в разных возрастных группах». – СПб. : ДЕТСВО-ПРЕСС, 2015
6. Интернет
(Приложение №2)
Конспект занятия по экспериментированию
в младшей группе на тему
«Как снег становится водой»
Подготовила воспитатель Богданова Е. Л.
Цель: в процессе экспериментирования показать детям, как снег в тепле тает и превращается в воду.
Задачи:
Образовательные:
Обучать детей навыкам экспериментирования
Учить детей определять вкус ягод
Учить слушать и отвечать на вопросы воспитателя
Развивающие:
развивать у детей познавательный интерес в процессе исследовательской деятельности
развивать мышление, учить делать выводы в процессе экспериментирования
развивать речь детей
Воспитательные:
воспитывать желание помочь персонажу
воспитывать умение слушать друг друга, формировать умение заниматься совместной деятельностью
Оборудование: Зайка, контейнер, елочные игрушки, одноразовые стаканчики, тарелочки, ситечки, картинка «Новогодняя елочка».
Предварительная работа: беседа «Признаки зимы», рассматривание снега на прогулке, лепка из снега, чтение стихов о зиме и новогоднем празднике, опыты и эксперименты в домашних условиях, игры с водой.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель:
Поскорее встанем в круг,
Ты – мой друг, и я – твой друг!
Мы ногами топнем,
Мы руками хлопнем,
А потом пойдем, пойдем
Друга за руку возьмем.
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стульчики.
Воспитатель: Кто мне скажет, какое время года наступило? (зима)
Воспитатель: Какие признаки зимы вы знаете? (падает снежок, холодно на улице, люди надевают теплую одежду и т. д.)
Воспитатель: Да, наступила зима, стало холодно, выпал снежок.
(воспитатель вывешивает картинку, на которой изображена новогодняя елочка)
Воспитатель: Ребята, почему эта елочка так красиво наряжена? (скоро праздник - Новый год)
Воспитатель: Да, скоро наступит праздник Новый год! Ребята, чем украшена елочка? (шарики, бусы, мишура, гирлянда)
Воспитатель: Ребята, а как одним словом назвать? (елочные игрушки)
Воспитатель: Да, елочку наряжают елочными игрушками.
(раздается стук в дверь, входит Заинька с коробочкой и плачет)
Воспитатель: Здравствуй, Заинька!
Заинька: Здравствуйте ребятки!
Воспитатель: Заинька, ты чего плачешь?
Заинька: Я со своими зайчатами решил нарядить елочку к Новому году, но вот беда, поднялась метель, все елочные игрушки засыпал снежок, я никак не могу их найти. Что же делать, останутся мои зайчата без нарядной елочки.
Воспитатель: Не плачь, Заинька, мы с ребятками тебе поможем.
- Давай сначала мы поиграем с тобой, поднимем тебе настроение, чтобы ты не грустил.
Физминутка.
Мы на улицу выходим
И по снегу ходим, ходим
Снег мы в руки набираем
И комочки покатаем
Мы комочки покатали
И они большими стали
Снеговик уже подрос
У него морковный нос
Снеговик нас подожди
Нам домой пора идти.
Воспитатель: Смотрите, ребята, Зайка повеселел, проходите за столы.
- Зайка, сейчас мы тебе поможем.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что перед вами? (снег)
- Снег из чего состоит? (из снежинок).
- Давайте возьмем немного снега в руку, какой снег? (белый, холодный).
- Ой, что происходит со снегом? (он тает).
- А почему он тает? (наши ладошки теплые, а снег в тепле тает).
- Во что превратился снег? (в воду).
- Значит, что можно сказать про снег? Да, снег в тепле превращается в воду.
- А как мы еще можем превратить снег в воду? (поставить на батарею)
- Да, мы можем своими ладошками превратить снег в воду, поставить снег на батарею, но снег будет таять медленно, а наш Зайка спешит порадовать своих зайчат.
- Что же делать?
- Я придумала! Ребята, я сейчас дам вам стаканчики с водой, потрогайте, какая вода? (теплая).
- Да, вода теплая, как вы думаете, от теплой воды снег сможет растаять? Давайте проверим! (на подносе чашки с теплой водой, воспитатель раздает детям)
- Возьмите немного снега ложечкой на блюдце, берите стаканчики с теплой водой и выливайте на снег.
- Что стало со снегом? (растаял).
- Да, ребята. Снег от теплой воды тает быстрее, чем от наших ладоней, потому что вода теплее.
- Ребята, как вы думаете, теперь мы можем Заиньке помочь, достать елочные игрушки? (можем).
- Как? Да, мы польем снег теплой водой, и он растает.
(воспитатель поливает снег в контейнере теплой водой)
- Ребята, посмотрите, что появилось в коробочке? (елочные игрушки)
- А откуда в коробочке столько воды? (Снег растаял, превратился в воду).
Зайка: А как же я достану игрушки из воды, я замочу лапки и замерзну.
Воспитатель: Ребята, как можно достать елочные игрушки из воды?
- Да, мы можем их выловить ситечком (дать ситечки)
- Попробуйте, получится у вас?
- Зайка, сейчас ребята достанут игрушки из воды, не переживай (дети вылавливают игрушки из воды и складывают в сухой контейнер).
Заинька: Спасибо ребятки, за помощь. Вы молодцы! Я так рад! За то, что вы мне помогли, я приготовил для вас угощение. Поскорей побегу в лес наряжать елочку. Вот обрадуются мои зайчата.
Воспитатель: До свидания, Заинька!
Воспитатель: Вот мы и помогли Зайке, а теперь проходите на стульчики.
- Ребята, вам понравилось помогать Заиньке? А что вам еще понравилось? (опрос детей).
- Где быстрее таял снег, в ладошках или в теплой воде? Почему?
- Да, водичка теплее наших ладошек, поэтому снег таял быстрее.
- Давайте посмотрим, какое угощение принес нам Зайка.
(открыть коробочку, показать детям).
- Как вы думаете, это какие ягодки?
- Проверим? Давайте попробуем их на вкус! (каждый ребенок берет по ягодке).
- Какие ягодки на вкус? Сладкие? Соленые? Горькие? Кислые?
- Да, это кислые ягодки, называются клюква, они очень полезные, в них много витаминов. Какой Зайка молодец, знает, что ягодки полезнее конфеток.
- Кто ест клюкву, тот не будет болеть.
Воспитатель: Ребятки, давайте попрощаемся с нашими гостями.
(Приложение №2)
Развлечение
"День рождения Снеговика"
(Итоговое занятие в младшей группе)
Подготовила воспитатель: Богданова Е. Л.
Цель:
Воспитывать дружеские взаимоотношения, доброту, отзывчивость, создать положительный эмоциональный настрой от совместных игр.
Задачи:
- закрепит знания детей о зиме.
- развивать у детей двигательные качества, выполнять движения в соответствии с текстом.
- развивать эмоциональную отзывчивость, желание помочь герою.
Материалы и оборудование: фольгированный шарик «Снеговик», мягкие вязаные шарики «снежки», корзина, снежинки, музыкальная игра «Снег руками нагребаем», цветной картон, цветная бумага, клей, салфетки, угощение.
Ход развлечения
(Воспитатель собирает детей в круг)
Воспитатель: Встанем рядышком, по кругу
Скажем «Здравствуйте!» друг другу
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стульчики.
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Правильно, зима. Наступила зима, на улице стало холодно. А почему стало холодно?
Дети: Выпал снег.
Воспитатель: Да, выпал снег. А снег какой?
Дети: холодный.
Воспитатель: Правильно. Снег холодный.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение о зиме.
На дворе у нас мороз
Мерзнут щеки, мерзнет нос.
Это зимушка – зима
Снег и холод принесла.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось стихотворение? О чем стихотворение?
(ответы детей)
(раздается стук в дверь, заходит Снеговик)
Снеговик : Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуй, Снеговик.
Снеговик :
Я, ребята Снеговик
С детства к холоду привык
Но Снеговик я не простой,
Я веселый, озорной.
Снеговик : Ребята, у меня сегодня праздник – День рождения! Вот только грустно и скучно одному на улице играть и танцевать. И я решил прийти к вам в гости. Ребята, вы любите играть?
Дети: Да!
Воспитатель: Не грусти Снеговик, посмотри как здесь много ребят. И все мы любим играть и танцевать.
Воспитатель: Ребята, давайте потанцуем вместе с нашим другом Снеговиком.
Музыкальная подвижная игра: «Снег руками нагребаем»
Снеговик : Спасибо ребята! Отлично у вас получается лепить снеговиков. Ребята, поиграем в мою самую любимую игру?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какая самая любимая игра у Снеговика?
Дети: «Снежки».
Снеговик : Правильно! Я очень люблю эту игру.
Игра «Снежки»
Снеговик : Молодцы ребята! Быстро все снежки собрали. Ой, ой, ой! Что- то стало мне жарко.
Воспитатель: Ребята, снеговику нашему становится жарко, давайте подуем на него.
Дыхательная гимнастика «Сдуй снежинку».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что принято дарить на день рождение?
Дети: подарки.
Воспитатель: Правильно, на день рождение имениннику обязательно дарят подарок. А что любит Снеговик?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, мороженое. Предлагаю сделать Снеговику много мороженого.
(дети проходят за столы, выполняют аппликацию «Эскимо»)
Пальчиковая гимнастика:
1,2,3,4,5,
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли
Съели суп и спать легли.
Воспитатель: Ребята, если у Снеговика сегодня день рождения, нам нужно спеть для него "Каравай".
Игра «Каравай»
Воспитатель: Снеговик, посмотри, как много подарков приготовили для тебя ребята.
(снеговик радостно рассматривает детские работы)
Снеговик : Молоды, ребята! Спасибо! Я очень люблю мороженое.
Воспитатель: Любимый наш друг Снеговик, поздравляем тебя с днем рождения!
Снеговик : Спасибо вам ребята, за такой веселый праздник и вкусный подарок! Вы настоящие друзья! Но мне пора возвращаться на улицу. А для вас я тоже приготовил подарок, угощайтесь! До свидания!
Воспитатель и дети: До свидания, Снеговик! До новых встреч!