Наталья Лутовинова
Проект «Зеленый мир на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Зеленый мир на окне"
Актуальность: Заканчивается зима, наступает теплое время года – весна. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Приходит время для рассады на окне. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, захватывающим для детей. Огород на подоконнике — увлекательный способ рассказать детям о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, развитить познавательные и творческие способности детей, воспитать уважение к труду.
Участники проекта - дети средней группы, воспитатели группы, родители
Публикация «Проект „Зеленый мир на окне“» размещена в разделах
Тип проекта : практический, исследовательский.
По предметно - содержательной области: интеграция образовательных областей.
По количеству участников: коллективный (участвуют дети средней группы, возраст детей: 4-5лет, педагоги, родители).
По времени проведения: долгосрочный (середина февраля – апрель)
По характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата.
По характеру контактов (степени охвата) : в рамках средней группы образовательного учреждения.
Источники информации: методические рекомендации к созданию предметно - развивающей среды, интернет – ресурсы, литература по экологическому воспитанию дошкольников
Цель: создание условий для познавательного развития детей, развития экологической культуры, для развития речи и творческих способностей в процессе разработки и реализации проекта. Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.
Задачи:
1. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
2. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
3. Развивать познавательные и творческие способности.
4. Воспитывать бережное отношение к своему труду
5. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
Проблема.
Уровень знаний детей о природе поверхностный, отношения к ее объектам бессистемны, что мешает познать окружающий мир, умение видеть красоту природы, умение радоваться ей.
Перечень форм и методов реализации проекта.
Экспериментальная деятельность
Занятия в игровой форме
Подвижные, дидактические, творческие игры
Рассматривание иллюстраций, картин
Беседы
Чтение художественной литературы
Загадки, пословицы и поговорки
Ожидаемые результаты.
Для детей:
1. Получение представлений о развитии растений.
2. Ответственное отношение к окружающей среде
4. Вовлечение в творческую деятельность.
5. Развитие познавательного интереса к природе.
6. Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.
Для родителей
1. Повышение уровня экологического сознания.
2. Активное участие в жизнедеятельности ДОУ.
Для педагогов
1. Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов.
2. Внедрение инновационных технологий
3. Личностный и профессиональный рост.
4. Самореализация.
Этапы реализации проекта
1. Ознакомительный (подготовительный)
2. Основной (решение задач)
3. Заключительный (презентация, выставка рисунков)
Проект рассчитан на 13 недель.
1 этап - подготовительный (2 недели) – февраль 2015 г.
Поисковая работа по подбору:
- иллюстративного материала;
- литературных произведений (стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки);
- информационного материала о растениях (энциклопедии);
- дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных игр;
- создание условий для организации работы:
- приобретение контейнеров, почвы, семян.
На данном этапе воспитатели проводят беседы с детьми с целью выявления уровня знаний о растениях, составляется портфолио проекта, подбирается НОД, организуется предметно – развивающая среда по теме проекта, подбираются дидактические игры и пособия.
Работа с родителями: сбор семян, необходимых для посадки, приобретение необходимого оборудования: контейнеры, земля, удобрения, семена.
2 этап проекта - исследовательский (решение задач) – март – апрель 2015
Содержание:
- цикл познавательных занятий по изучению культурных и декоративных растений;
- исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных и декоративных растений: посадка, полив, рыхление растений;
- наблюдения за растениями и опыты с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков и схем в дневнике наблюдений;
- отражение результатов исследования через художественно-творческую деятельность детей;
- экспериментальная деятельность.
Март (2 недели)
Посадка семян в землю
Рассматривание семян (пшеница, острый и сладкий перец, помидоры, горох, посадка семян и рассады.
Опыт «Какая земля?»
Оформление дневника наблюдений
Изготовление таблиц - указателей с названиями растений (дата посадки)
НОД «Посадка гороха в уголке природы» (стр. 114, / 1 /)
Оформление мини – фермы в огороде (после появления первых ростков пшеницы)
Сюжетно - ролевая игра «На даче»
Чтение: стихотворение А. Максакова «Посадила в огороде»,
Свободное рисование овощей, фруктов, сюжетов сельской и дачной жизни
Лото «Овощи - фрукты»
Март (3-4 неделя)
Зарисовка наблюдений в дневник
НОД «Как поливать растение» (стр. 99 / 1 /)
Игра «Что сажают в огороде» (стр. 128 / 1 /)
ИКТ просмотр презентации «Дедушкин огород»
Чтение сказки: белорусская народная сказка «Пых», К. И. Чуковский «Огород».
Составление рассказа «Лето на даче», «Как я помогаю на огороде»
Разучивание пословиц, поговорок
Раскраски с изображением фруктов, овощей
Инсценировка сказки «Репка» в движениях.
НОД Аппликация «Витаминная корзина»
Развивающая игра «Путаница»
Апрель (1-3 неделя)
Зарисовка в дневник наблюдений за ростом растений
Опыт «Разноцветные растения»
Творческое рассказывание детей по теме: «Что растет у нас на огороде»,
«Как я помогаю на огороде»
Чтение: стихотворения - Г. Фоков «Если засуха, то в моде…», А. Максакова «Посадила в огороде», О. Молоканова «Заинька серенький», О. Емельянова «Что растет на огороде», загадки, пословицы, поговорки об овощах, фруктах.
Психогимнастика «Я – растение!»
Труд: полив огорода, организация дежурства, коллективные и индивидуальные трудовые поручения.
Пальчиковая игра «Фрукты»
Опыт «Текучесть воды»
Занятие по лепке (сюжетная по мотивам сказки «Пых» «Во саду ли, во городе» (грядка с капустой, морковкой)
Художественная литература: русская народная сказка «Репка», «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок»
Игра «Закончи предложение».
3 этап проекта – заключительный (1.5 недели)
Зарисовка наблюдений в дневник. Итоговая беседа (анализ проделанной работы, обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформление выставки рисунков «От семечка к ростку, высадка рассады на огород детского сада. Создание презентации «Наш огород на окне». Высадка рассады на огород на улице.
Предполагаемые продукты проекта
Для педагогов:
Внедрение инновационных технологий, обобщение и распространение опыта по теме проекта.
Для детей:
Получение знаний о развитии растений, развитие познавательного интереса к природе, развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.
Для других участников проекта : протоколы наблюдений, фотографии, презентация.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Загадки
Лоскуток на лоскутке —
Зелёные заплатки,
Целый день на животе
Нежится на грядке. (Капуста)
* * *
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи —
Меня в них ищи. (Капуста)
* * *
Сидит девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
* * *
Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный хвост. (Морковь)
* * *
И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Начали щипать —
Стали плакать и рыдать. (Зелёный лук)
* * *
Сидит дед, в сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает. (Лук)
* * *
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели. (Лук)
* * *
Маленький, горький, луку брат. (Чеснок)
* * *
Щёки розовы, нос бел,
В темноте сижу весь день,
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она. (Редис)
* * *
Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (Репка).
* * *
Вверху зелено,
Внизу красно,
В землю вросло. (Свёкла)
* * *
Лежит между грядок
Зелен и сладок. (Огурец)
* * *
Растут на грядке
Зелёные ветки,
А на ветках —
Красные детки. (Помидоры)
* * *
Золотая голова
Велика и тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка. (Тыква)
* * *
Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки. (Горох)
* * *
Сто один брат,
Все в один ряд,
Одним кушаком подпоясаны. (Забор, изгородь)
* * *
В огороде стоит,
Ничего не говорит,
Сам не берёт
И воронам не даёт. (Пугало)
* * *
Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это… (перец)
В огороде стоит, ничего не говорит,
Сам не берет и другим не дает (пугало)
Психогимнастика «Я – растение!» :
- Представьте, что вы маленькие комнатные растения. Вас посадили в теплую мягкую землю. Вы еще маленькие ростки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот чьи-то добрые руки поливают вас, рыхлят землю, чтобы ваши корни дышали, моют вас. Вы начинаете расти, стебель становится крепче, вы тянетесь к свету. Вам так хорошо жить на подоконнике рядом с другими красивыми цветками…
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Опыт «Разноцветные растения»
Цель: Показать сокодвижение в стебле растения. Материал: 2 баночки из-под йогурта, вода, чернила или пищевой краситель, растение (гвоздика, нарцисс, веточки сельдерея, петрушки).
Ход: Налить чернила в баночку. Окунуть стебли растения в баночку и подождать. Через 12 часов результат будет виден.
Вывод: Окрашенная вода поднимается по стеблю благодаря тонким канальцам. Вот почему стебли растений становятся синего цвета.
Опыт «Какая земля?»
Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется, сухая более рассыпчата. Материал, оборудование: земля в контейнерах
Используемая литература:
1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2007. – 496 с.
2. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений». - М. 2005г.
3. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу». - М, 2006г.