Елена Оськина
Проект «Здоровым быть здорово» по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущей личности.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка, она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому, дошкольные учреждения и семья призваны в дошкольном детстве заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. Именно в семье и детском саду, начиная с ранней стадии развития, ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. Достичь необходимого уровня интеллектуально - познавательного развития может только здоровый ребёнок.
Публикация «Проект „Здоровым быть здорово“ по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2023
От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни представляется в современном обществе актуальной. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании основ физического и психического здоровья. Именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.
Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности, культуры питания, и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку, правильно питаться и т. д.)
Сегодня проблема формирования представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного возраста.
Актуальность нашей работы по данной проблеме заключается в необходимости организации эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни.
Тип проекта : познавательный, практико-ориентированный, творческий.
Участники проекта :
• дети младшего, среднего и старшего дошкольного возраста
• родители воспитанников
• воспитатели
• младшие воспитатели
Срок реализации: долгосрочный (2022 -2023 уч. г.)
Цель:
- сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил ЗОЖ и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
- выявить механизмы и методы внедрения здоровьесберегающих технологий, с помощью которых можно организовать формирование понятий здорового образа жизни; приобщение детей к здоровому образу жизни.
- установить сотрудничество детского сада и семьи в вопросах распространения и обмена опытом в воспитании ЗОЖ детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Продолжить формировать представление дошкольников о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению.
2. Формировать устойчивую мотивацию старших дошкольников к здоровьесбережению.
3. Развивать осознанное отношение к своему здоровью, навыкам личной гигиены и самоконтроля за их выполнением.
4. Повышать компетентность педагогов по проблеме внедрения и использования в процессе образовательной деятельности здоровьесберегающих технологий.
5. Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщение их к здоровому образу жизни.
Пути реализации:
Обеспечение эмоциональной комфортности, позитивного психологического самочувствия и социально-эмоционального благополучия дошкольника.
Отбор и внедрение эффективных инновационных технологий.
Работа с родителями.
Обеспечение системности в организации здоровьесберегающей деятельности.
Планируемые результаты
• Дети знают, как сохранить и укрепить своё здоровье, стремятся к активному применению своих знаний в повседневной жизни;
• Проявляют активность при реализации здоровьесберегающих технологий в режимных моментах, спортивных праздниках и досугах;
• Знают свои возможности и верят в собственные силы, имеют представления о себе, своей самоценности, ощущают себя субъектом здоровой жизни;
• Бережно, уважительно и заботливо относятся к близким людям, своим родственникам, сверстникам, взрослым и предметному миру;
• Педагоги приобретают опыт работы с детьми по ЗОЖ, накапливают методические материалы;
• У родителей формируется осознанное отношение к ЗОЖ. Родители понимают важность и необходимость развития детей по данной проблеме не только в детском саду, но и дома.
Формы организации учебного процесса:
- фронтальный
- коллективный
- индивидуально-групповой
Методы и формы обучения
Предусматривается использование традиционных, инновационных форм и методов учебно-воспитательной деятельности
Из традиционных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса используется:
1. Словесный (рассказ, беседа, диалог);
2. Метод наблюдения (зарисовка, рисунки);
3. Практические задания (упражнения на логику);
4. Наглядный (таблицы, иллюстрации, мультимедийные презентации).
Использование элементов различных инновационных технологий:
1. Метод игры. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности дошкольника, является главной сферой общения детей.
2. Проблемно-поисковое обучение (постановка проблемы или создание проблемной ситуации, дискуссия, перевод игровой деятельности на творческий уровень, практические работы)
3. Метод программированного обучения ( линейное программирование: выбор между правильным и неправильным; разветвленное программирование: выбор одного ответа из нескольких, алгоритм – система)
4. Метод эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха в обучении, поощрение)
5. Элементы здоровьесберегающих технологий, кинезиологии (оздоровительная форма применяемая в умственном и физическом воспитании детей)
Основные принципы
1. Принцип системности – занятия проводят в течение целого года при гибком распределении содержания в течение дня.
2. Принцип деятельности – включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую и другие виды деятельности с целью стимулирования активной жизненной позиции.
3. Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребенка опирается на уже освоенное в предыдущем.
4. Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном процессе.
5. Принцип возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
Основные шаги по реализации программы
Проект состоит из двух блоков: блок «Здоровье» и блок «Безопасность», и рассчитана для работы с детьми от 3 до 7 лет. В группах в течение месяца проводится воспитательно-образовательная работа по определенной теме. Одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
Материал данного проекта реализуется во время непосредственно образовательной деятельности, и во время образовательной деятельности, организованной в режимных моментах – в утренние и вечерние часы и на прогулке. Предлагается разнообразная форма организации детей.
Непосредственно образовательная деятельность :
Объяснения, беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, рассказы из жизни, чтение литературных произведений, дидактические игры, моделирование ситуаций, использование современных образовательных технологий, просмотр специальных фильмов и мультфильмов.
Специально организованная деятельность:
- гибкий режим дня и оптимальная организация режимных моментов;
- гимнастика (сюжетная, с предметами, из подвижных игр, ритмическая, на свежем воздухе и т. д.);
- занятия по физической культуре в зале и на свежем воздухе (игровые, сюжетные, тематические, комплексные, контрольно-диагностические, тренирующие с пособиями подарками);
- подвижные игры, спортивные эстафеты, ОРУ, основные движения;
- оздоровительный бег, босохождение;
- динамические паузы;
- бодрящая гимнастика (включающая корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия, нарушения осанки; дыхательную, артикуляционную, зрительную, пальчиковую гимнастику, развитие речевого дыхания, гимнастику на развитие слухового внимания, упражнения на напряжение и расслабление, игровой массаж);
- гимнастика пробуждения;
- чесночно -луковая ингаляция;
- рациональное питание;
- прием детей на улице в теплое время года;
Совместная деятельность детей и педагога :
Наблюдения на прогулке, ситуации, общение, дидактические игры, продуктивная деятельность, тематические досуги, развлечения, индивидуальная работа по здоровьесбережению, подвижные игры, праздники и развлечения, участие в соревнованиях, коммуникативные игры, музыкальные паузы, игровые беседы с элементами движений, Дни здоровья.
Интеграция с другими образовательными областями :
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Взаимодействие с семьей по оптимизации физкультурно-оздоровительной работы :
совместная физкультурно -досуговая деятельность,
наглядная агитация по вопросам физического воспитания (стенды, памятки, газеты, выставки,
оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной активности, посещение родителями режимных моментов,
обогащение литературы по здоровому образу жизни,
анкетирование,
вовлечение родителей в образовательный процесс
Самостоятельная нерегламентированная деятельность детей :
Дидактические игры,
рассматривание иллюстраций,
сюжетные игры.
Тематическое планирование
Блок «Здоровье»
Месяц Тема Задачи[/h3]
Сентябрь
Что такое здоровье? - Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья.
- Дать сведения о значимости для здоровья человека : режима дня, правильного питания, физического развития.
Октябрь О правильном питании - Рассказать детям о пользе и вреде некоторых продуктов питания, рассмотреть вопрос о культуре питания, дать элементарные представления о сервировке стола.
Ноябрь Чтобы нам не болеть - Воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым, дать знания о витаминах, способствовать формированию основ здорового образа жизни.
Декабрь Тело человека и личная гигиена - Познакомить детей со строением тела человека,
- Закрепить знания о месторасположении частей тела, лица,
- Закрепить навыки культуры гигиены и ухода за своим лицом и телом, желание следить за собой.
- Научить внимательно, бережно, с пониманием относиться к себе, воспитывать чувство гордости, что – ты Человек.
Январь Спорт для здоровья - Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом.
- Познакомить с некоторыми видами спорта.
Блок «Безопасность»
Февраль Безопасное поведение в быту - Формировать представление детей об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту.
- Закрепить правила безопасного поведения в быту.
Март Ребенок и другие люди - Предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми,
- Способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми людьми.
- Научить детей правильно вести себя дома, когда они остаются одни, на улице, в ситуации насильственного поведения незнакомого взрослого, в ситуации, когда предлагают что-либо.
Апрель Пожарная безопасность - Формировать у детей представления о правилах пожарной безопасности, о правилах поведения во время пожара,
- Показать предназначение огнеопасных предметов, систематизировать знания детей о бытовых причинах пожара.
Май Ребенок на улицах села (города) - Познакомить детей с некоторыми дорожными знаками,
- Формировать представления о некоторых правилах дорожного движения,
- Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.
Июнь – август «Ребенок и природа» - Учить детей правильно вести себя в природе, принимать меры предосторожности в общении с незнакомыми животными, насекомыми, знать ядовитые ягоды и растения, отличать съедобные грибы от несъедобных.
- Уметь оценить богатство и разнообразие, красоту окружающей природы, знать о воздействии природы на самочувствие, настроение человека,
- Развивать понимание, что человек – часть природы.
Заключение
Задачами здорового образа жизни дошкольников является воспитание культуры здоровья и привычек здорового образа жизни, создание условий для формирования у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему на основе осознанного выбора здорового стиля жизни. Эти задачи реализуются во время проведения занятий, бесед, подвижных игр, исследовательской работы на основе спокойных, доброжелательных взаимоотношений.
Здоровье детей дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровья родителей и наследственность, условий жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами в работе по проекту, формирующими положительное отношение детей к здоровому образу жизни, является система воспитания и обучения, включая ЗОЖ, физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также профилактические мероприятия, направленные на здоровьесбережение у дошкольников.
Здоровый образ жизни - это повышение адаптационных возможностей организма, его максимальной дееспособности. Это и благоприятный эмоциональный климат в ДОУ и семье, дружеское, доброжелательное отношение родителей друг к другу и ребенку; это правильное организованное питание, использование физических упражнений на воздухе и достаточная активность личности, и, конечно, правильное образцовое поведение взрослых, их отрицательное отношений к вредным привычкам.
Раскрывая содержание компонентов ЗОЖ, следует отметить, что все сферы жизнедеятельности детей дошкольного возраста (трудовая, общественная, семейная, досуговая) взаимосвязаны через общение со сверстниками, воспитателями, родителями, теми, кого мы назвали субъектами образования. Данная модель, на наш взгляд, отражает социально-педагогическую сторону процесса формирования ЗОЖ дошкольников. Таким образом, формирование здорового образа жизни возможно посредством специального организованного взаимодействия семьи и ДОУ.
Эффективность взаимодействие семьи и ДОУ в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста обеспечивается совместной деятельностью педагогов, родителей и детей, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей.
Используемая литература
1. Авдеева Н. Н. и др. Безопасность СПб, 2002
2. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью
3. Алямовская В. Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания. Н. Новгород, 1999.
4. Алямовская В. Г. Психолого-педагогический мониторинг как метод управления процессом оптимизации оздоровительной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях // Здоровье и физическое развитие детей в до-школьных образовательных учреждениях : проблемы и пути оптимизации. М., 2001.
5. Алямовская В. Т. Организация питания в детском саду. М., 1995.
6. Арамина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности, М, 2007
7. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников М, 1992
8. Баль Л. В., В. В. Ветрова Букварь здоровья Учебное пособие для школьного возраста М. : ЭКСМО, 1995
9. Белая К. Ю. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников, М., 2001
10. Белая К. Ю. и др. Ребенок за столом - методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. М. : ТЦ Сфера, 2007
11. Волчкова В. Н., Н. В. Степанова. Развитие детей младшего дошкольного возраста. Воронеж,2001
12. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ : методическое пособие. -М. : ТЦ Сфера, 2007
13. Голицына Н. С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью, М. ,2005
14. Голицына Н. С. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Средняя группа. М., 2007
15. Голицына Н. С. Твои возможности, человек
16. Голицына Н. С., Шумова И. М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей, М., 2007
17. Горбатенко О. Ф. Комплексные занятия по разделу «Социальный мир».
18. Дошкольное образование в России. Сборник нормативных документов. М., 1996.
19. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями
20. Дурейко Л. И. Природа и здоровье. Учебно-методическое пособие для учителей, подготовительный класс, Минск «Тесей» 1999
21. Зайцев Г. К. Уроки Айболита СПб, ,1995
22. Зайцев Г. К. Уроки Мойдодыра. СПб. ,1997, с.
23. Здоровый дошкольник : Социально-оздоровительная технология 21 века. -М. : АРКТИ,2000
24. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях : проблемы, пути оптимизации. Материалы Всероссийского совещания. -М. : ГНОМ, 2001.
25. Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми. М. : Медицина, 1989
26. Извекова Н. А. и др. Занятия по правилам дорожного движения, М. ,2008
27. Козлова С. А., О. А. Князева, С. Е. Шукшина Программа «Я – человек», 1999
28. Майорова Ф. С. Изучаем дорожную азбуку,
29. Макиняева М. Р. и др. Методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности. М. ,1999,с. 12,76
30. Методическое пособие для воспитателей по обучению детей мерам пожарной безопасности для воспитателей ДОУ, 1998
31. Насонкина С. А. Уроки этикета – СПб. : Изд-во Акцидент, 1995
32. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста,
33. План-программа образовательно-воспитательной работы по программе «Детство»
34. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения»
35. Скоролупова О. А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ ч. II, c. 18
36. Столяр А. «Давайте поиграем» М, 1991,
37. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста М. ,2005
38. Шелегин Н. Н. Книга про то, как уберечь себя и других от разных неприятностей и быть всегда здоровым и сильным. Учебное пособие для учащихся начальной школы. Новосибирск, Изд-во Новосиб. Ун-та, 1997г
39. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье. Методическое пособие. М., 2005
40. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности – М. : ТЦ Сфера, 2008
41. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей. М. ,2003
42. Щипицына Л. М. и др. Азбука общения. СПб. 1998