Елена Корнеева
Проект «Здоровым быть просто»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ "ЗДОРОВЫМ БЫТЬ ПРОСТО"
Авторы проекта: Корнеева Е. С., Михайлова Н. Н.
Актуальность и выявление проблемы
Главной актуальной задачей проекта является формирование у детей здорового образа жизни, создание условий для сохранения и укрепления их здоровья.
Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей. Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни.
Публикация «Проект „Здоровым быть просто“» размещена в разделах
За последнее время доказано, что отрицательно влияет на здоровье детей такие факторы образа жизни, как нарушение режима питания и отдыха, малая физическая активность, наличие вредных привычек, плохой психологический климат в семье, а также состояния здоровье родителей.
Цель проекта
Целью данного проекта является прежде всего создание для детей условий для полноценной работы по укреплению физического и психического здоровья, а также необходимость формирования у дошкольников основ зож и ответственного отношения как к собственному здоровью, так и к здоровью окружающих.
Задачи проекта
Сформировать желание соблюдать четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности.
Развить интерес детей к правильному и здоровому питанию.
Привлечь родителей к освоению темы «Разговор о правильном питании».
Развитие познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности с использованием личных ощущений.
Выявить уровень представлений детей о человеческом организме, его строении и функционировании, представлений о здоровом образе жизни.
Содействовать формированию представлений об организме человека и здоровом образе жизни посредством познавательных занятий.
Дать знания об органах чувств человека: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние.
Закрепить представления детей о правилах личной гигиены, систематизировать знания о необходимости гигиенических процедур.
Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными.
Укрепить связи между детским садом и семьёй в вопросах формирования у детей К. Г. Н.
Срок реализации проекта 1,5 месяца, с дальнейшем использованием проекта в группе в течении года.
Участники проекта: дети 5-7 лет, воспитатели, родители.
Предполагаемые результаты
Приобщение к здоровому образу жизни на основе осознанного отношения к своим действиям. Формирование необходимых умений и навыков, полезных привычек у детей и обеспечение оценки и самоконтроля поведения для сохранения и укрепления своего здоровья.
Усвоение дошкольниками знаний о человеческом организме на основе экспериментальной и проблемно-поисковой деятельности в процессе познавательных занятий. Формирование осознанного ценностного отношения к своему здоровью, сохранению и укреплению собственного организма.
Работа над проектом
1 этап. Организационный.
На организационном этапе были обозначены проблема и тема будущего проекта, поставлена цель и определены основные задачи. Кроме того, были подобраны: литература, материальное оснащение.
Разработаны необходимые материалы: НОД, интерактивная работа, консультации для родителей.
2 этап. Основной.
Цель: пропаганда здорового образа жизни среди детей и родителей, повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.
Задачи:
Для детей:
• Углублять знания детей о факторах, влияющих на состояние своего здоровья и окружающих
• Воспитывать привычку и потребность в здоровом образе жизни;
• Вызвать интерес к физическим упражнениям.
Для родителей:
• Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми;
• Расширять знания родителей о физических умениях и навыках детей;
• Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной оздоровительной деятельности в ДОУ;
• Заинтересовать родителей в укреплении здорового образа жизни в семье.
Для педагогов:
• Разработать план мероприятий по проекту «Здоровым быть просто!»
• Создать предметно – развивающую среду по данной проблеме в группе;
• Подобрать наглядный информационный материал.
Предполагаемые результаты:
• приобретённые навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни,
• полученные ребёнком знания и представления о себе,
• о своём здоровье и двигательной активности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья,
• информация и практический опыт помогут родителям увидеть и лучше узнать работу ДОУ по воспитанию здорового поколения,
• родители получат необходимые теоретические знания о правильном питании дошкольника.
Краткое содержание работы:
ЕЖЕДНЕВНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
- Утренняя профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия).
- Гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья», воздушное контрастное закаливание, босохождение, точечный массаж.
- Утренняя гимнастика под музыкальным сопровождением.
- Витаминизация (соки, фрукты, напитки).
- Ежедневные прогулки с двигательной активностью детей.
БЕСЕДЫ:
1. Тема: «Режим дня».
Цель: сформировать у детей представление о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для детского организма.
Материалы: картинка с уставшим зайцем, карточки режима дня.
Ход беседы.
Дети садятся на стульчики полукругом.
Воспитатель.
Сейчас к нам гость придёт. Ждём меньше мин. Ладно, пока ждём задам вам важный вопрос.
- Ребята, вы какими хотите стать: крепкими, сильными, здоровыми или хилыми, слабыми, больными? (ответы детей) .
Странно, где наш гость? Ну, хорошо.
- Дети расскажите о правилах сохранения здоровья.
-Ответы детей: заниматься физкультурой, делать утреннюю гимнастику, правильно питаться, проветривать помещение, гулять, соблюдать правила гигиены, вовремя ложиться спать и др. (На доске помещены рисунки ребят.)
Тук-тук-тук. Ой, ну наконец, то. Отгадайте, это кто же в гости к нам идёт. Ушки длинные, хвостик маленький, а морковку любит больше всех на свете?
На картине изображён уставший зайка, он здоровается и рассказывает, что он любит делать.
Рассказ зайки…
Сегодня мы с вами познакомимся с новым правилом сохранения здоровья –«Соблюдай режим дня». Как вы думаете, что такое режим дня?
- Ответы детей.
Воспитатель:
«Режим дня – это точно размеренный распорядок действий на день, который предусматривает время для важных дел, для отдыха, для приёма пищи и конечно же для игр».
Зайка, вот например, ты заигрался во дворе и совсем забыл, что уже время обедать. Как ты узнаешь, что хочешь, есть или пить, что ты почувствуешь?
-Ответы зайки.
-А вы дети?
- Ответы детей.
Это организм ваш даёт сигнал, что пора идти кушать. Вы пропустили время и он начал вам жаловаться: - Хочу есть!
- Как вы узнаёте, что устали и хотите спать?
- Ответы детей.
Воспитатель.
Дети посмотрите какой зайка уставший и сил у него нет. Он не соблюдал режим дня и его организм делает то что надо было ему сделать самому уже давно, лечь спать. Он садится за стол завтракать, а аппетита нет. Он вечером ложится спать очень поздно и не может заснуть. А сегодня утром пора вставать и идти к нам в гости, а глаза не открываются, руки и ноги не идут.
Дети давайте поможем составить режим дня. И будет зайка чувствовать себя здоровым и бодрым. Ой, а у нас по распорядку дня физ. минутка.
Физ. минутка.
На доске вперемешку карточки по режиму дня. Дети поочерёдно в нужном порядке расставляют карточки. С помощь наводящих вопросов воспитателя объясняют как это важно.
Переворачиваем картину, где у зайки правильный распорядок дня.
Воспитатель. Зайка мы дарим тебе распорядок дня, чтобы ты был весёлым и здоровым.
Зайка. Спасибо вам ребята. Я очень хочу быть здоровым и весёлым. Буду соблюдать режим и товарищам своим о нём расскажу.
2. Тема: «Полезные и вредные продукты»
Цель: сформировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни, познакомить с понятием здорового образа жизни; развивать познавательную активность детей, учить рассуждать, делать выводы, воспитывать волю и характер, систематизировать представления детей о вредных и полезных продуктах. Способствовать формированию представлений детей о пользе и вреде еды для организма.
Материал: плакат «Продукты питания», плакат «Витамины», маркеры, цветные карандаши.
Ход беседы:
Воспитатель:
- ребята, сегодня мы с вами опять поговорим о вкусной здоровой пище. Для чего человеку нужна пища? У каждого из вас есть любимые блюда, назовите их (дети называют). Почему вы их любите (Дети: потому, что они вкусные). Но не вся вкусная пища – здоровая пища. А что значит здоровая полезная пища? (Дети: это та пища, которая нам приносит пользу).
Правильно, пища, которая приносит здоровье вашему растущему организму.
Показывая на плакаты с продуктами, воспитатель продолжает: «В продуктах питания содержатся вещества, необходимые нам с самого рождения. Это белки, жиры, углеводы, минеральные вещества и витамины. Все они нужны для нормального развития человека. Сейчас мы с вами поиграем в игру.
Игра на интерактивной доске «Полезно – не полезно»
Цель игры: необходимо разложить продукты питания по корзинам. В одну корзину полезные продукты, в которых есть витамины, а в другую вредные, которые вредят организму.
Закрепить знания о полезных и вредных продуктах.
3. Тема: «Врачи – наши друзья».
Цель: закрепить знания о том, что при серьёзной травме нужно вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «03» (поупражнять в вызове врача). Расширить знания о профессии врача (медицинской сестры, некоторых профессиональных действиях врача и его профессиональными инструментами. Воспитывать чувство признательности и уважения к чужому труду.
Материалы: Наглядное пособие с изображением врачей и их инструментами, аптечка с бутафорским содержимым аптечки.
Ход беседы:
- У людей иногда возникают проблемы со здоровьем. Дети, вы болели когда-нибудь? (Ответы детей.)
- К кому необходимо обращаться в этих случаях? (Ответы детей.)
- А если человек очень сильно заболел? (Ответы детей.)
- Правильно, врачи принимают пациента, отправляют его на обследование и назначают лечение. Дети, по какому номеру необходимо звонить, если что-то случится? (Ответы детей.)
- Молодцы. У меня есть очень интересный чемоданчик. Как он называется? (Ответы детей.)
- Правильно. Давайте посмотрим, что в нём. (Рассматривание содержимого аптечки. Рассказ воспитателя о её содержимом, уточняя целевое значение хранящихся там предметов и лекарств.)
Совместно с детьми делаем вывод о необходимости уважать профессию врача и иметь такую аптечку дома.
Игра инсценировка «Помоги мишутке».
Цель: закрепить знания детей о важной профессии – врач, применять знания на практике, вызов врача по 03.
Ход игры: помощь мишутке (при больной лапке, боли в голове или живота, оказать помощь и вызвать врача. Врач отправляет на обследование и назначает лечение.
4. Тема: «Как я устроен?».
Цель: формировать у детей элементарные представления об организме человека, его внутренних органах, их значении и бережном уходе за ними.
Материалы: иллюстрации к беседе, плакат «Внутренние органы человека».
Ход беседы:
Обратить внимание детей на плакат с изображением мальчика у которого внутренние органы закрыты карточками. Напомнить, что организм человека состоит из большого количества органов. Этих органов мы не видим, но можем их почувствовать или услышать.
1. Предложить детям найти место, где у них стучит сердечко, с какой стороны. Предложить послушать сердечко у своего товарища, спросить, что они услышали. Спросить какой оно величины, показать, как узнать какой оно величины.
Показать на плакате сердце, рассказать о его значении для человека.
2. Предложить детям положить руки на грудь и сделать несколько вдохов и выдохов. Обратить внимание детей как поднимается их грудная клетка. Спросить знает ли кто из них, почему она так поднимается.
Рассказать детям о лёгких, их значении, показать его на плакате и продемонстрировать его работу с помощью шариков.
3. Предложить детям сделать глоток воды комнатной температуры и прислушаться к своим ощущениям. Узнать у детей, что они почувствовали, куда потекла водичка, выслушать их.
Показать на плакате желудок, рассказать о его значении для человека, о том как бережно, о нём заботится. Вспомнить о правильном питании.
4. Показать на плакате печень, рассказать о её значении для человека, о том, как бережно, о ней заботится. Вспомнить о правильном питании. Рассказать, как правильное питание влияет на здоровье печени.
5. Спросить у детей, кто командует организмом. Показать на плакате, рассказать о мозге, что без него организм человека жить не может. Дать сравнение: мозг – это компьютер, который посылает сигналы своим пяти помощникам (слух, зрение, обоняние и осязание). Познакомить с удивительным свойством мозга – память. Игра «Угадай, кто тебя позвал?». Один из детей (ведущий) встаёт к остальным детям спиной. Другие дети по одному произносят фразу, по которой ведущий должен его узнать.
В конце игры пояснить детям, что наш мозг способен запоминать многое, звуки, вкусы, запахи, ощущения, образы.
5. Тема «Мои верные помощники».
Цель: систематизировать и расширить знания о органах чувств. Развивать интерес к познанию свих возможностей. Дать понятие о назначении и важности органов чувств и прививать желание бережно относится к своему организму.
Материал: плакат, картины, дидактический материал, предметы с различными звуками.
Ход беседы:
Напомнить детям предыдущую тему «Мозг». Вспомнить вместе с детьми о его помощниках.
1. Предложить закрыть глаза ладошками, попросить рассказать свои ощущения, что видно. – Открывайте глазки. Что теперь вам видно?
Воспитатель рассказывает о значении и важности глаз для человека.
Гимнастика для глаз.
2. Предложить детям узнать знакомый запах, который стоит в группе. Выяснить у детей, что помогло им узнать этот запах. Рассказать о значении носа для человека, о важности способностей носа. Задать детям вопросы: Какие запахи им нравятся? Как спасает их нос от опасности? Почему нужно дышать носом в морозную погоду? Игра «Узнай по запаху».
Детям предлагается закрытыми глазами узнать знакомые запахи.
3. Предложить детям поиграть в игру «Угадай что?». За небольшой ширмой издаёте звуки знакомыми предметами. Дети угадывают их.
Воспитатель задаёт вопросы детям: Как вы узнавали эти звуки? Какой орган помогал вам узнавать звуки? Сколько у вас ушек? Предложить детям рассмотреть ухо своего соседа. На что похожи ваши ушки? Рассказать детям о значении ушей для человека, рассмотреть ухо на картинке. Совместно с детьми сформировать правила гигиены за ушами и безопасности (- нельзя ковырять в ушах острыми предметами; -нельзя слушать слишком громкую музыку; - надо защищать свои уши от сильного холодного ветра; - надо каждое утро мыть уши водой с мылом или чистить специальной ватной палочкой с мамой; - после купания уши надо тщательно вытирать).
4. Дети, отгадайте загадку. «Мы говорим – он работает, Мы едим – он работает, Мы молчим – он отдыхает». Рассказать детям о значении языка для человека, рассмотреть язык на картинке. Предложить детям игру «Угадай на вкус». Детям предлагается закрытыми глазами на вкус угадать, что они попробовали и какой продукт на вкус. Совместно с детьми вспомнить правила ухода за полостью рта.
5. Проведём опыт. Снова завязываем глаза и на ощупь необходимо узнать, что за предмет у тебя в руках, описать его. Какой орган чувств вам помог?
Рассказать детям о значении кожи для человека, как она защищает наш организм и поэтому её надо беречь. Пальчиковая гимнастика.
Работа в книжном уголке:
Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий о здоровье, режим дня; заучивание пословиц, поговорок о здоровье.
Чтение художественной литературы.
Отгадывание загадок о здоровье.
Сюжетно – ролевые игры: «Поликлиника», «Магазин», «Больница», «Семья».
Дидактические игры: «Умею, не умею», «Правильная и вредная еда», «Где живут витамины?», вечер подвижных игр.
Цель: закрепление правил ранее изученных игр; обеспечить двигательную активность детей; создать хорошее настроение; воспитывать дружеские чувства, интерес к подвижным играм.
Работа на интерактивной доске:
Цель: закрепление пройденного материала, по каждой теме.
ВЫСТАВКИ:
1. Рисунки детей с родителями на тему ЗОЖ;
2. Фотовыставка «Здоровым быть просто!»
3. Конкур детских работ «Полезные и вредные продукты»
3 этап. Заключительный.
Цель: Совершенствование результатов проекта.
Задачи:
- Содействовать развитию физических, познавательных, возможностей детей и КГН;
- Развивать познавательную активность детей;
- Активно вовлекать в работу родителей по воспитанию и формированию основ ЗОЖ.
Содержание 3 этапа:
Исследование эффективности проводимой работы деятельности на основе бесед, наблюдений и консультаций.
- проведение, дней здоровья, викторин по ЗОЖ и т. д.
Результативность
Таким образом, целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная на педагогических инновациях способствует гармоничному развитию детей. В итоге положительно повлияло на развитие двигательной активности ребенка, развитие физических качеств и, в целом благоприятно сказалось на состоянии здоровья детей, что выразилось в снижении простудных заболеваний. Опрос родителей показал, что главным для них является здоровое питание, физическое и психическое здоровье ребёнка. Большинство семей настроено на активное сотрудничество с детским садом в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей.
Полученные ребенком знания, представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволили найти способы укрепления и сохранения здоровья.
Приобретенные навыки помогли осознанно выбрать здоровый образ жизни.
Полученный опыт позволил избежать несчастных случаев.