Наталия Давыдова
Проект «Здоровый ребёнок — здоровая семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Здоровый ребёнок - здоровая семья»
Вид проекта : познавательный, спортивно-оздоровительный
Сроки реализации: 2018 – 2019 учебный год
Участники проекта : воспитатели группы Соколова В. М., инструктор по физической культуре Давыдова Н. В., дети старшей группы № 9, родители.
Продолжительность проекта : долгосрочный
Актуальность:
Публикация «Проект „Здоровый ребёнок — здоровая семья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. В. А. Сухомлинский писал: " Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя". Анализ практики работы дошкольных учреждений показывает, что в последнее время немало дошкольных учреждений работает по новым комплексным программам, но они, к сожалению, ограничиваются рамками физического воспитания, направленными главным образом на развитие у детей основных качеств движений. Зачастую и родители не прививают ребенку потребность в здоровом образе жизни. Однако этого не достаточно.
Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей растущего организма.
Недостаточность двигательных функций у детей проявляется во всех компонентах моторики: в общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике, что приводит к плохой координации движений в сложных действиях по самообслуживанию, в трудовых процессах; вызывает затруднения в овладении ручными операциями (письмо, рисование, сказывается на выражении мимики и пантомимики, на формировании выразительной стороны речи, правильного и четкого звукопроизношения). Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.
Поэтому организованная своевременная работа по развитию у детей двигательной функции в общей системе коррекционно-развивающих мероприятий становится крайне необходимой и важной. В современных условиях необходимо создавать новую педагогическую ситуацию, связанную с качественным изменением состояния детей, что требует кардинально нового решения:
- использование гибкого охранительного режима
- правильного рационального питания
- создание санитарно-гигиенических условий
- условий для закаливания
- оптимального двигательного режима и соблюдение личной гигиены детей
- обеспечение их физического, психического и эмоционального благополучия
Проблему коррекции и устранения нарушений необходимо рассматривать с позиции оздоровления и обогащения правильно организованной физкультурно-коррекционно-развивающей среды.
Вопросы формирования у дошкольников основ здорового образа жизни, потребности в ежедневной двигательной деятельности отражены во всех ныне действующих программах воспитания и обучения. Наряду с работой по закаливанию, формированию культурно-гигиенических навыков и основных движений в этих программах ставится задача обучения ребенка заботе о своем здоровье и безопасности.
Цель проекта :
Воспитание психофизически здорового, интеллектуально развитого, социально активного ребенка путем формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни.
Подготовка ребенка и родителей воспитанников к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.
Задачи проекта :
- сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей;
- формировать начальные представления о здоровом образе жизни;
- обеспечить психофизическое благополучие детей и формировать сознательное отношение к собственному здоровью;
- создание условий для развития и саморазвития и реализации потребности детей в двигательной активности, на базе соблюдения охранительного режима дня, совершенствования предметно-развивающей, материально-технической и экологической среды.
- создать развивающую предметную среды ДОУ, благоприятную атмосферу;
- использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня с учетом комплексно-тематического планирования
- развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей;
- воспитывать желание быть здоровым;
- формировать у родителей и воспитанников ответственность за сохранение и укрепление здоровья;
- воспитывать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, умения различать эмоциональные состояния и настроения окружающих людей.
- просветительско-воспитательная работа, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты:
- организация содержательной здоровьесберегающей развивающей среды в группе;
- снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей;
- сформированность гигиенической культуры у детей и наличие потребности в здоровом образе жизни (умения соблюдать режим дня, знания о правильном питании и витаминах и т. п.);
- активная помощь и заинтересованность родителей в организации работы по оздоровлению детей.
Виды деятельности:
- игровая,
- продуктивная,
- музыкально-художественная,
- познавательная,
- рассматривание иллюстраций, книг; дидактические игры,
- беседы с детьми, решение проблемных игровых ситуаций,
художественное творчество и др.
Этапы реализации проекта :
I этап - Подготовительный:
Формирование проблемы – цель проекта, задач. Разработка проекта по теме, составление плана работы.
Сбор информации по теме: «Здоровый образ жизни»
Изучение методической литературы по теме проекта.
Беседа с родителями детей о целях проекта, их роли в успешном осуществлении проекта.
Издание информационно-методического материала (картотеки, плакаты), дидактического, спортивного, игрового материалов, оборудование «Уголка здоровья».
II этап - Основной:
1 блок - «Здоровое питание. Витамины»
Сроки проведения Форма работы Название мероприятия Задачи
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь Позновательно-игровое занятие
«Полезная и вредная пища». Расширение знаний дошкольников о наличии витаминов во фруктах и овощах; создание условий для формирования у детей представлений о полезных продуктах на нашем столе.
Беседа
«Таблетки растут на грядке»
«Правильное питание для кожи, волос, ногтей»
«Куда девается еда».
Дать знания об овощах, познакомить с понятием витамины, вырабатывать заботливое отношение к близким и желание им помочь.
Дидактические игры
Сюжетно- ролевые игры «Что нам осень подарила»
«Определи на ощупь»
«Угадай на вкус»
«Продуктовый магазин»
«Витаминная семья»
«Повара. Здоровое питание»
Панно «Времена года»
Что купить в магазине?»
Учить отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразные бытовые сюжеты. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Расширять представления детей об овощах и фруктах. Дать представления о пользе для здоровья человека природных витаминов. Развитие воображения, мелкой моторики, обогащать вкусовые ощущения, развивать память.
Практикум «Заготовка овощей и фруктов», «Витаминный салат», «Витамины в жизни человека».
Подвижные игры «Собери овощи, фрукты»
«Сбор грибов и ягод»
«Радужный зонтик» Развивать двигательную активность детей
Презентация «Секреты здорового питания» .Дать представления о пользе для здоровья человека природных витаминов.
Художественное творчество Аппликация «Консервируем овощи»
Рисование
«Витамины и здоровый организм» Продолжать формировать у детей представления об овощах, об их признаках и применении в быту, закрепить основные правила работы с материалами, инструментами необходимыми для аппликации (клей, клеёнка, салфетка) Развивать мелкую моторику рук.
Литературная гостиная «Полезные продукты»
Л. Зельбург, М. Безруких «Разговор о правильном питании». «Полезная и вредная пища»
Взаимодействие с родителями:
1. Участие родителей в конкурсе «Лучшая площадка,цветник»
2. Открытый просмотр занятия по теме «Формирование привычки к ЗОЖ».
3. Круглый стол для родителей в старшей группе «Организация детского питания».
4. Мастер-класс для родителей: «Упражнения и игры для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия».
5. Изготовление дидактических игр: «Полезные привычки», «Виды спорта»
6. Выпуск газеты «Отдыхаем всей семьей»
7. Акция: «Фрукты, овощи полезны, лечат нас от всех болезней»
2 блок - «Как устроен человек?»
Декабрь
Январь Февраль Позновательно-игровое занятие
«Органы чувств» Дать детям представления о том, что глаза, нос, язык, уши являются органами чувств человека; познакомить с их строением; привести к пониманию, что их необходимо беречь. Развитие и активизация словаря, памяти.
Беседы в режимных моментах «Я и моё тело»
«Наши помощники»,
Откуда берутся болезни?
«Предметы, опасные для жизни», «Здоровье и болезнь», «Чистим зубы правильно», «Наши помощники – органы чувств». «Чем отличается человек от растений и животных (модели)
«Как движутся части тела», «Как укрепить свои кости и мышцы»
Рассматривание фотографий с описанием внешнего облика.
«Конфликты и ссоры между детьми»
Дать ребенку знание о себе, о своем теле, росте и весе,
как заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.
Научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами -регуляторами (уступить, договориться, соблюсти очередность, извиниться).
Позновательно-игровое занятие на площадке детского сада
«В гости к деду Природоведу (экологическая тропа зимой) Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.
Художественное творчество Коллективная газета:
Практикум Дыхательная гимнастика:«Ворчливый шарик»
«Осенний листопад», «Задуй ватку в ворота», «Лодочки».
Гимнастика для глаз:«Рисуем носом»
Самомассаж: «Лепим лицо»
«Мы пользуемся носовыми платками»
«Профилактика плоскостопия и нарушений осанки»
Познакомить с движением воздуха, его свойствами; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку.
Разучить новый комплекс гимнастики для глаз, научить детей делать самомассаж, дать понять о важности их ежедневного применения.
Презентация «Как устроен человек» Ознакомить детей с назначением мышц, костей, суставов, их ролью в строении тела человека, а также с воз-можностями движения различных частей тела.
Игровые ситуации
«Как мы дышим»,
«Прогулки на свежем воздухе», «Чей нюх острее». Познакомить с органами дыхания (нос, трахея, легкие, их назначение. Познакомить с причинами загрязнения воздуха, о способах его очистки. Активизировать словарь детей. Воспитывать любознательность.
Физкультурно- оздоровительное развлечение «Как работает сердце человека»
Познакомить детей с назначением и работой сердца.
Физкультурные занятия на улице «Лыжня дошколят зовет» Учить детей скользящему и переступающему шагу, подъем елочка. Привлекать к участию в соревнованиях, эстафетах на лыжах.
Сюжетно-ролевая игра
Дидактическая игра «Больница»
«Стоматологическая поликлиника»
«Узнай по описанию»,
«Да-нет»
«Угадай эмоцию»
Релаксирующие упражнения на снятие эмоционального напряжения. Учить создавать игровую обстановку, используя реальные предметы и их заместители. Закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.
Упражнять в правильном использовании обобщающих слов, воспитывать сообразительность, быстроту реакции.
Литературная гостинная Афонькина «Как стать сильным?» и «Зачем делать зарядку?»
«Знай своё тело»Р. Корман «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах» Г. Горн
Энциклопедия «Я и мое тело»
Рассматривание альбома: «Как работает сердце человека» Развивать внимание, память, мышление, интонационную выразительность речи.
Воспитывать интерес к художественной литературе, эстетические чувства.
Взаимодействие с родителями
1. Выпуск буклетов для родителей «Гимнастика для глаз»
2. Выставка рисунков на тему: «Моя спортивная семья»
3. Папка-передвижка «Как научить детей чистить зубы»
4. Совместные «Походы выходного дня»
5. Инд. работа с родителями «Детские страхи»
6. Консультации для родителей: «Значение режима в воспитании детей», «Физическое развитие ребенка в семье».
7. Акция: «Сигарете-нет!»
8. Выпуск газеты «Мы за спорт!»
3 блок – «Мы за Здоровый образ жизни»
Март
Апрель
Май
Июнь
Позновательно-игровое занятие
«Хочу быть здоровым» Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учитьсябыть здоровыми и вести здоровый образ жизни; прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию.
.
Встреча с медицинским работником детского сада: «Как сохранить здоровье?» (Беседа о здоровье, о чистоте, о физкультуре). Решение провокационных вопросов, проблемных ситуаций
Беседы в режимных моментах «Болезни города», «Что было бы, если бы не было врачей», «Правила поведения в случае эпидемии, заболевания»
Что означает выражение «Будь здоров без докторов»,«Физкультура и здоровье», «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!»
Дидактические игры «Собери спортсмена», «Что лишнее?», «Спортивное лото», «Угадай вид спорта»
Закреплять знания детей о разных видах спорта, спортсменах, спортивных атрибутах. Развивать зрительное внимание, логическое мышление.
Подвижные игры в группе и на прогулке Попади в цель»
«Школа мяча»
«Придумай упражнение»
«Хитрый лис»
«Пустое место» Развивать двигательную активность детей, зрительное внимание, развивать физические качесва.
Лепка «Мы делаем зарядку» (коллективная работа) Учить передавать в лепке образ ребёнка; оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения. Закреплять умение изображать фигуру человека: форму, расположение и величину частей.
Спортивный досуг Игра «Геокешинг» - «На помощь к Айболиту»
Закреплять, уточнять и пополнять знания о значении физкультуры и спорта; укреплять потребность в занятиях физкультурой; вызвать уважение к людям, занимающимся физкультурой.
Ситуации «Кукольные разговоры о здоровье друг друга» (с использованием обыкновенных кукол и кукол бибабо)», «Избавляюсь от вредных привычек» Закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.
Художественное творчество «Говорящие рисунки (обозначение ситуаций моделями)»
Литературная гостиная Загадки и пословицы о здоровом образе жизни.
«Заботимся о здоровье» С. Козлов,
Е. Серова «Лягушонок»
А. Говоров «Секрет бодрости»
Учить отгадывать загадки. Формировать сознательное отношение к здоровью, учить заботиться о своем здоровье, вызвать эмоциональный настрой.
«Экологическая тропинка на участке ДОУ» «В гости к Деду Природоведу» (экологическая тропа весной, летом)
формирование системы осознанно – правильных экологических представлений о природе, основ экологической культуры у детей дошкольного возраста, приобщение дошкольников и их родителей к здоровому образу жизни.
Игра-путешествие
(совместно с родителями) «Мы идем в поход» Воспитание любви к природе; привлечение внимания детей и их родителей к проблеме охраны окружающей среды; формирование опыта взаимодействия ребенка с природой, формирование экологической культуры;
Оформление альбома «Слагаемые ЗОЖ (презентация детьми)» Привлечь детей и родителей к оформлению альбома
Взаимодействие с родителями:
1. Открытый просмотр занятия по ЛФК.
2. Коллаж «Слагаемые ЗОЖ».
3. Конкурс «Полезные сладости без сахара».
4. Обновление и пополнение «Экологической тропы».
III этап - Заключительный:
Оформление семейных фотоальбомов, выставка рисунков родители + дети: «Моя семья за здоровый образ жизни».
Коллаж «Слагаемые ЗОЖ» (оформление газеты по каждому блоку)
Интерактивная игра Геокешинг «На помощь к Айболиту»
Обобщение полученных результатов.
Подведение итогов.