Юлия
Проект «Здоровое питание в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №77 «Эрудит»
Проект «Формирование культуры здорового питания у детей дошкольного возраста, родителей и педагогов ДОУ».
Авторы проекта :
Харитонова Ю. С
Нижневартовск 2020г.
Содержание
Введение
Актуальность проекта
Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
Аннотация проекта
Публикация «Проект „Здоровое питание в ДОУ“» размещена в разделах
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Правильное и здоровое питание. Проекты
- Продукты питания
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2020
Этапы реализации проекта программы
План мероприятий
Ресурсы
Риски и пути преодоления рисков
1. Введение
В современных тенденциях развития продовольственной индустрии родителям и педагогам очень сложно без определенных знаний о здоровом питании сформировать у детей устойчивый навык здорового образа жизни, гигиены питания, принципы безопасного и качественного питания.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – формирование культуры здорового питания у детей дошкольного возраста, их родителей и педагогов.
Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия организации процесса питания в семье и дошкольном образовательном учреждении, предметом деятельности является процесс питания детей дома и в детском саду.
2. Актуальность создания проекта
Не смотря на то, что вопросам питания дошкольников в современной медицине отведена особая роль, рост болезней у детей, вызванных неправильным питанием, заметно увеличивается (аллергия, нарушение обмена веществ, желудочно-кишечные, сердечно - сосудистые заболевания и др.) .
Очевидно, основными причинами являются не столько врожденные заболевания детей, сколько низкий уровень информированности родителей и педагогов о культуре питания.
Как показывает практика, в домашних условиях питание детей зачастую не рационально (неумеренно, однообразно, нарушен режим питания, в дошкольных образовательных учреждениях многие педагоги избирают чрезмерно консервативный подход к формированию культуры питания (проблема здорового пищевого поведения).
К тому же в период летнего отдыха, когда путешествия по России и за рубеж становятся для семьи основной формой проведения летних каникул, культура питания, как правило, забывается.
Именно поэтому актуальна разработка данного проекта, направленного на воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей, поскольку любой стране нужны здоровые личности, способные самостоятельно решать проблему разумного использования и потребления продуктов.
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
Стратегическая цель:
Создание благоприятных условий детям, родителям и педагогам ДОУ для овладения навыками культуры здорового питания.
Тактическая цель:
1. Создать условия для изучения физиологических и психологических аспектов питания детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Подбор, изучение, обработка методической литературы по вопросам здорового питания.
2. Разработка тематических буклетов и методической памятки для родителей и педагогов ДОУ.
3. Оформление тематических стендов, папок; организация и проведение выставки на тему здорового питания.
Ожидаемые результаты, продукт:
1. В наличии методическая литература по вопросам здорового питания.
2. В наличии тематические буклеты и памятки для родителей и педагогов.
3. В наличии материал для стендов и папок; совместные работы детей и родителей для выставки.
2. Сформировать у детей, родителей и педагогов ДОУ устойчивый навык здорового образа жизни, гигиены питания, принципы безопасного и качественного питания.
Задачи:
1. Распространение тематических буклетов и методической памятки среди родителей и педагогов ДОУ.
2. Вовлечение детей и родителей в совместную деятельность по изучению здорового образа жизни, гигиены питания, принципов безопасного и качественного питания.
3. Обобщение и систематизация полученных знаний о здоровом питании.
Ожидаемые результаты, продукт:
1. Проведены консультации родителей с использованием тематических буклетов и методической памятки.
2. Полное и своевременное информирование детей и родителей о предстоящих мероприятиях, практическая помощь в случаях затруднения, поощрение активных участников.
3. В наличии анкеты о культуре здорового питания, заполненные детьми в ДОУ, родителями дома.
Организовать индивидуальные и групповые мероприятия, направленные на овладение навыками культуры питания и формирование навыков рационального пищевого поведения у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Расширение представления о режиме питания, пищевом разнообразии, вкусе и пользе продуктов.
2. Развитие навыков правильного поведения за столом (столовый этикет) .
3. Формирование устойчивых качеств (самоконтроль, ответственность, чувство меры, необходимости и др., воспитание уважения к другим народам и к их традициям питания.
Ожидаемые результаты, продукт:
1. Владение информацией о периодичности питания, свойствах и характеристиках продуктов, их вреде и пользе.
2. Воспитание культурной личности, способной самостоятельно контролировать поведение за столом.
3. Воспитание сильной личности, способной самостоятельно контролировать процесс питания, получение знаний о пищевых предпочтениях народов мира.
4. Аннотация
Здоровье детей свидетельствует о благополучии государства и общества, однако немало важную роль в этом вопросе играют национальные традиции питания и условия жизни в семье и организованных детских коллективах.
В основу данного проекта положены одни из основных идей здоровьесбережения дошкольников :
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
3. Коррекционные технологии.
В соответствии с ФГТ проект опирается на научные принципы ее построения:
•соответствует принципу развивающего образования;
•сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
•соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
•обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
•строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
•основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
•учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;
•предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
•предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах и методах работы с детьми.
5. Этапы реализации проекта программы
Реализация проекта рассчитана на 2 недели: с 21 апреля по 31 апреля 2019 г.
1 этап - Подготовительно-проектировочный этап : 21.04.19 г. по 24.04.19г
2 этап - Практический этап: с 24 - 31.04.19г.
3 этап - Обобщающе - результативный этап.
1 этап - Подготовительно-проектировочный этап.
- Подбор, изучение, обработка методической литературы по вопросам здорового питания (библиотека, Интернет, социальные сети и др.) .
- Изучение опыта педагогов, имеющих опыт в реализации проектов о здоровом питании (опыт коллег, опыт педагогов из педагогических сообществ и др.) .
- Разработка тематических буклетов и методической памятки для родителей и педагогов ДОУ.
- Пополнение предметно-развивающей среды (подбор материала для оформления тематических стендов, передвижных папок; игр и т. д.)
- Подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей и родителей о правильном питании (разработка анкет) .
2 этап - Практический этап.
Работа с детьми:
- Беседа: «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу».
- О режиме питания (периодичность) : дидактическая игра «Кушай в «нужные» часы».
- О пищевом разнообразии (цвет, запах) :аппликация «Цветная тарелочка»; сенсорная игра «Угадай продукт по запаху».
- О вкусе Д/И «Какой вкус у продукта?»;сенсорная игра «Угадай продукт на вкус».
- О пользе Д/И. «Полезное - неполезное (отбор полезных продуктов).
- О поведении за столом: дневник питания в группе.
- Д/И- культура питания.
-Проведение занятия «Продукты питания».
Работа с родителями:
- Укрепление семейных связей и традиций: изготовление семейного коллажа из этикеток, оберток, упаковок продуктов правильного и неправильного питания дома.
- Распространение и заполнение анкеты об организации процесса питания.
- Консультация родителей по теме: «Здоровое питания в семье»;»Пирамида здорового питания».
- Распространение тематических буклетов» Законы здорового питания»; «Питание детей дошкольного возраста»;» Питание детей раннего возраста».
- Организация и проведение выставки поделок из бумажных тарелок «Здоровье на тарелочке! «.
- Конкурс «Лучшее витаминное семейное блюдо» (рецепт).
Работа с педагогами:
- Выпуск и распространение методического буклета «Формирование навыков рационального пищевого поведения у детей дошкольного возраста».
3 этап - Обобщающе - результативный этап.
Анализ мероприятий, проведенных в ходе реализации проекта.
7. Ресурсное обеспечение программы
1. Нормативно-правовые ресурсы:
• Закон РФ «Об образовании»
• Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования» от 5.07.2001
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
• СанПиНы 2.4.1.2660-10
• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
• УСТАВ ДОУ.
2. Информационные ресурсы:
• НИАЦ «Социальное питание», 2011 г., Московский фонд содействия санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
• Как сформировать навыки здорового питания. Касьянова З. Л., 2012г.
• «Разговор о правильном питании», разработанная в Институте возрастной физиологии Российской Академии Образования (авторы М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева) .
• Ресурсы сети Интернет и др.
3. Учебно-методические ресурсы:
• библиотека;
• игротека;
• аудиотека;
• фонотека и др.
4. Материально-технические ресурсы:
• видеоматериалы о здоровом питании;
• наборы для творчества, бумага для принтера, клей, кисти и др.
8. Критерии оценивания проекта
1. Количество участников проекта (дети, родители, педагоги) .
2. Количество индивидуальных и коллективных работ, выполненных в ходе реализации проекта.
3. Отзывы детей, родителей, педагогов.
4. Физиологические (улучшение аппетита, увеличение объема употребляемой пищи др.) и психологические изменения у детей (хорошее настроение, желание хорошо покушать и др.) .
9. Риски и пути преодоления рисков
В ходе реализации данного проекта возможно возникновение некоторых рисков, которые будут решены следующим путем:
1. Пассивное отношение родителей к проектной деятельности. Вовлечение пассивных родителей посредством индивидуальных консультаций, отдельных поручений, а также обеспечения материалом для творчества.
2. Недостаточные знания детей для проведения конкретных мероприятий. Предварительная подготовка детей родителями в домашних условиях (беседы) .
3. Психологический барьер у родителей, препятствующий постановке и озвучиванию проблемных вопросов о питании детей. Ежедневные беседы с родителями о возможных трудностях в формировании у детей культуры питания (предложения помощи, беседы о домашнем питании, питании в условиях туризма и др.)
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОЕКТУ.
Конспект занятия на тему: «Продукты питания»
Ход : - Ребята, у вас сейчас хорошее настроение?
Это очень важно, чтобы каждое утро начиналось с хорошего настроения.
Давайте будем чаще улыбаться и говорить добрые слова.
Ведь так мы дарим друг другу радость и здоровье!
- А что еще нужно делать, чтобы быть здоровым?
(делать гимнастику, следить за чистотой тела, закаляться, соблюдать режим, правильно питаться).
/На и\а доске появляются соответствующие изображения/
-Да, дети, чтобы быть здоровыми надо правильно питаться!
И сегодня мы с вами поговорим о продуктах питания.
- Скажите, а что такое продукты?
(это то, что человек употребляет в пищу)
- Возьмите, пожалуйста, листок с рисунками и обведите кружками продукты питания.
(дети выполняют задание)
- Что обвели?
- Почему?
- Почему молоко, мясо, хлеб, яблоко называют продуктами питания?
(их едят, из них готовится еда)
- Существуют разные группы продуктов, в зависимости от того, из чего они приготовлены.
Какие группы продуктов вы знаете?
(молочные, мясные, хлебобулочные, рыбные, растительные)
-Назовите молочные продукты,
- мясные,
- растительные,
- хлебобулочные.
- А где можно приобрести продукты?
- Представьте, что машина привезла в магазин продукты. Давайте поможем продавцам разнести продукты в нужные отделы.
«Продуктовый магазин, много разных в нем витрин,
Продаются здесь продукты, чтоб могли питаться люди».
(дети берут карточки с изображением продуктов, несут их
в «нужный отдел» и объясняют: «Я отнес сыр в молочный
отдел потому, что это молочный продукт»…
- Молодцы, все хорошо справились с заданием!
ФИЗМИНУТКА: «Коровка»
Дети: - Дай, коровка, молока, мы пришли издалека.
Корова: - Пейте, дети, на здоровье, молоко мое коровье.
Чтобы молочка попить, коровку надо подоить.
Дети: - Очень быстро, очень ловко доим, доим мы коровку,
В кружки молоко нальем, с удовольствием попьем.
Корова:- Все напились?
Дети: - Все напились! И коровке поклонились.
В благодарность за обед мы покажем ей концерт:
Ножками попляшем, ручками помашем,
Покиваем головой и отправимся домой!
(садятся на места)
- А сейчас мы поиграем в игру «Я покажу, а ты расскажи»
(показываю карточку с продуктом, а дети говорят, в каком виде его можно употреблять в пищу).
- Послушайте истории двух девочек и оцените их поступки с помощью сигнальных карточек.
(читаю отрывки из произведений «Про Машу и манную кашу», «Что вкуснее?»).
- Скажите, почему надо есть кашу и другие молочные продукты?
(они укрепляют кости, помогают быть здоровыми и сильными)
В народе говорят: «Кашу маслом не испортишь».
- А какие продукты дают много энергии и помогают организму двигаться и не уставать?
(масло, мясные продукты, рыбные)
Есть такая пословица: «Поешь рыбки - будут ноги прытки».
- Какие продукты дают витамины организму?
(овощи и фрукты)
-А какие продукты вредят нашему организму, если их много есть?
(сахар, хлебобулочные)
- Да, дети, без полезных продуктов человек не может расти и быть здоровым.
Ребенок читает стихотворение «Жили – были продукты».
Предлагаю детям выполнить гимнастику для пальчиков «Засолка капусты».
-Игра «Какое это блюдо?»
Каша из манки (какая) – манная каша;
Салат из моркови (какой) – морковный салат;
Котлеты из рыбы (какие) – рыбные котлеты;
Суп из овощей (какой) – овощной суп.
Психогимнастика: упражнения «кислый лимон», «вкусное варенье».
- Давайте с вами поиграем в поваров. Какие продукты нужны для приготовления
- котлет ;
- манной каши?
(используется модель-пирамидка).
- Итак, для чего нужны человеку продукты?
(без них он не может расти и быть здоровым).
- Да, надо есть все продукты понемногу, ведь с пищей человек получает все необходимые витамины, нужные для организма!
Наше занятие окончено, и я желаю вам всем быть здоровыми, красивыми и сильными!
ПРИЛОЖЕНИЕ К КОНСПЕКТУ ЗАНЯТИЯ.
Пальчиковая гимнастика.
«Засолка капусты»
Мы капусту рубим,
Мы морковку трем,
Мы капусту солим,
Мы капусту жмем.
От засолки не от скуки
Ох устали наши руки
Прямые кисти вверх-вниз
Трем правым кулачком по левой ладони
Щепотка
Сжимаем и разжимаем обе кисти в кулак
Стряхиваем кисти рук вниз
Беседа: «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу».
ЦЕЛЬ: Научить ребёнка заботиться о своём здоровье.
- Вчера Кукла – мама рассказывала, что ее дети стали чаще болеть, им не хватает витаминов. Витамины очень нужны детям для укрепления организма. ЕЕ дети их очень любят. Витамины вкусные, красивые.
- А вы, ребята, пробовали витамины?
- Витамины бывают не только в таблетках.
- А в каких продуктах есть витамины?
Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д.
- В каких продуктах они содержатся и для чего нужны.
Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.
Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).
Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).
Для лучшего запоминания использовать художественное слово.
Никогда не унываю. Тёма
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А, Б, С.
Очень важно спозаранку, Саша к
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам Ваня
И не только по утрам.
Помни истину простую Вероника
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую,
Или сок морковный пьёт.
От простуды и ангины помогают апельсины. Лиза
Ну, а лучше съесть лимон
Хоть и очень кислый.
Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно!»
- А если о том, что для здоровья вредно, вы молчите.
1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,
И тогда ты точно будешь очень строен и высок.
2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить
Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.
3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:
Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.
4. Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов.
И Сереже и Ирине всем полезны витамины.
5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.
Хочет в гости к нам прийти, да в дверь не может проползти.
6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,
Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.
- Молодцы, обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезные продукты.
- Ребята, я предлагаю вам стать «садовниками здоровья», давайте вырастим чудо-дерево (на столе карточки с продуктами, дети выбирают нужные, вешают их на дерево).
- Почему на дереве выросла морковь?
- Чем полезно молоко?
- Какой витамин в свекле?
- Какие овощи и фрукты защищают от вредных микробов?
- Мы запомним навсегда, для здоровья нам нужна витаминная еда.
Д/И- культура питания.
- обыгрывание ситуации "В гости к Мишутке" и "Винни-Пух в гостях у Кролика",
- рассматривание и обсуждение картинок к играм: "Осторожно, вирус", "Будь здоров»
Отсюда вывод:
Нельзя
- пробовать все подряд
- есть и пить на улице
- есть немытое
- есть грязными руками
- давать кусать
- гладить животных во время еды
- есть много сладкого.
Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д.
- В каких продуктах они содержатся и для чего нужны.
Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.
Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).
Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).
Для лучшего запоминания использовать художественное слово.
Никогда не унываю
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А, Б, С.
Очень важно спозаранку,
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам
И не только по утрам.
Помни истину простую
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую,
Или сок морковный пьёт.
От простуды и ангины помогают апельсины.
Ну, а лучше съесть лимон
Хоть и очень кислый он.
Дидактическая игра : «Полезное - неполезное».
Цель : закрепит представления детей о полезных и неполезных продуктах питания.
Материал : картинки с изображением продуктов питания полезных и неполезных для здоровья, мяч. Плакат с изображением полезных и неполезных продуктов питания.
Ход игры:
Вариант 1. Детям предлагаются картинки с изображением продуктов, их нужно разделить на две группы и мотивировать свои действия.
Вариант 2. Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч и называет полезные и неполезные продукты. Ребенок, поймав мяч, должен ответить: «Полезное» или «неполезное». Дети ошиблись, выходят из игры.
Вариант 3. Дети по очереди подходят к плакату «Полезное не полезное» выбирают продукт и объясняют свой выбор.