Надежда Лебедева
Формирование у дошкольников начальных представлений о здоровом образе жизни. Проект «Здоровей-ка»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта:
• По направленности: познавательно-игровой
• По количеству участников: групповой.
• По продолжительности: краткосрочный (1 неделя)
Участники проекта:
• Дети II младшей группы
• Воспитатели
• Родители
• Воспитатель по ФИЗО
База проектной деятельности:
МБДОУ «Килемарский детский сад «Теремок»
Сроки реализации:
27 – 31 января 2014года
Актуальность проекта
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
На сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными требованиями направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая культура» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. Последние данные Министерства образования и науки Российской Федерации: по статистике, XXI век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя как здоровье дошкольника. На 8,1% снизилось число здоровых детей. На 6,75% - увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии, предрасположенностью к патологии.
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди детей дошкольного возраста. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных — малоподвижный образ жизни. Дома родители предпочитают завлечь ребёнка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, настольными играми, в худшем - просмотром телепередач или видеофильмов.
Движение - врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье. Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении.
Цель проекта:
Формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни;
Помочь детям понять значение здорового образа жизни для здоровья.
Повышать уровень знаний и обогащать опыт родителей о здоровом образе жизни через взаимоотношение с воспитателями группы.
Задачи проекта:
Продолжать укреплять охранять здоровье детей;
Дать представление о ценности здоровья; формировать желание вести здоровый образ жизни;
Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены;
Дать представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека;
Воспитывать бережное отношение к своему телу, своему здоровью, здоровью других детей.
Ожидаемые результаты:
Знание детьми информации о здоровом образе жизни.
Понимание детьми значимости здорового образа жизни в жизни каждого человека.
Снижение количества заболеваний наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве.
Проявление бережного отношения к своему здоровью и здоровью других детей.
Успех реализации задач обеспечивается построением системы работы по данному направлению, включает следующие компоненты:
Одним из важнейших условий решения задач является формирование потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.
Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. С первых дней знакомства с ними, мы показываем и рассказываем всё, что ждёт их детей в нашем детском саду, обращая особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей. Выслушиваем их просьбы относительно питания, сна, одежды ребёнка. Все медицинские и закаливающие процедуры проводим с согласия родителей.
Но, главное, на что в первую очередь направлена наша работа – это доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.
Профессиональная подготовка педагогов: семинары, круглый стол, посещение НОД, прохождение курсов.
Совместная деятельность воспитателя и детей:
Организация двигательной активности детей: утренняя гимнастика, гимнастика после сна, прогулка, п /и, физкультурные развлечения, НОД.
Беседа «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься», «Надо, надо умываться по утрам и вечерам.», «Путешествие в страну Здоровья», «Как я провожу выходной», «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу!», «Чаще улыбайся – физкультурой занимайся!».
Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций на тему «Здоровье»: Е. Крылов «Как лечили петуха»; К. Чуковский «Мойдодырр», «Айболит».
Пословицы и поговорки о здоровье: «Милая Мила мылась мылом. Намылилась, смыла, так мылась Мила».
Обыгрывание проблемных ситуаций: «Да здравствует мыло душистое», «Мама ведет малыша в больницу», «У Ляли болят зубы».
Совместная деятельность детей и родителей:
Совместные прогулки на природу (дети и родители).
Организация двигательной активности в кругу семьи.
Работа с социумом: сотрудничество с коллегами.
Этапы работы:
1-й этап – информационно-аналитический (20 – 25 января)
Цель:
Изучить методическую, научно-популярную и художественную литературу по теме.
определение проблемы,
выбор цели проекта,
планирование проекта,
введение детей в проблемную игровую ситуацию,
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога).
Составить план работы.
На данном этапе необходимо обозначить проблему:
Воспитание детей, формирование здорового образа жизни ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость здорового образа жизни, воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью и других детей, способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности.
2-й этап – внедренческий (сбор и анализ информации, (27 -31 января)
Включение каждого ребенка в практическую деятельность по данной теме.
Реализация проекта «Здоровей - ка».
План действий:
Девиз проекта: «Здоровый образ жизни – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость».
ОО «Здоровье»: Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека через НОД.
Формирование осознанного отношения к своему здоровью, осознания правил безопасного поведения в быту.
ОО «Физическая культура»: Развлечение: «Мой веселый звонкий мяч!»; игра – развлечение «Мыльные пузыри».
Утренняя гимнастика: «Мы – сильные»; массаж волшебных точек ушей «Поиграем с ушками»; пальчиковые игры с грецкими орехами; упражнения для глаз «Посмотри глазами влево.»; дыхательная гимнастика «Мы поймаем комара».
ОО «Социализация»: Игровая ситуация: «Да здравствует мыло душистое», «Мама ведет малыша в больницу», «У Ляли болят зубы».
Строительная игра: «Больница для зверят».
ОО «Познание»: Тематические занятия:
В гостях у Мойдодыра», ФЭМП игровая ситуация «В гости по дорожке»,п/и «Козлята и волк»;
ОО «Коммуникация»:«Зайчонок» (польза фруктов, овощей)
ОО «Чтение художественной литературы»: К. Чуковский «Айболит», «Мойдодыр»; Е Крылов «Как лечили петуха»
ОО «Художественное творчество»:
Аппликация: «Ягоды и яблоки на блюдечке»;
Рисование на темы: «Железная дорога для доктора Айболита».
ОО «Труд»: Формировать представления об удобном и безопасном способе выполнения простейших трудовых поручений.
Труд в природе: Сгребание снега лопатами, расчистка дорожек.
ОО «Безопасность»: Формировать умение соблюдать правила безопасного передвижения по физкультурному залу или площадке. Формировать осторожность при выполнении физических упражнений.
Самостоятельная деятельность детей, в которой закрепляются все умения и навыки по укреплению и охране здоровья детей.
Сюда включается рассматривание картин, иллюстраций по теме.
Настольные и дидактические игры: «Полезная и вредная пища», «Чудесный мешочек» (предметы туалета, «Оденем куклу на прогулку», «Найди два одинаковых флажка», «Что нужно Айболиту».
Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Больница».
Работа с родителями: В совместной работе с родителями широко используются: консультации для родителей, родительские собрания, беседы, фотовыставки.
Консультация: «Как провести выходные с ребенком» (советы родителям);
Индивидуальные беседы: «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболевание детей».
Привлечение родителей к изготовлению физкультурного оборудования (дорожка здоровья, изготовление флажков, деревянных палочек для массажа стоп ног).
Фотовыставка: «Физкультура и здоровье».
3-й этап – презентация, (февраль)
Непосредственная организация проекта по теме.
Выступление о результатах проведения проекта на педсовете, 5 февраля.
Обеспечение проекта:
Техническое: музыкальный центр, компьютер, цифровой аппарат, видеопроектор.
Кадровое: взаимосвязь с, методистом ДОУ, воспитателем по ФИЗО.
Информационные: методическая и художественная литература, материалы мероприятий с дошкольниками, иллюстрации, картотеки по теме.
Нормативно-правовые: соблюдение СанПиН в плане режима, организация детской деятельности в ДОУ.
Финансовое: за счет собственных средств, средств спонсоров.
Выводы:
В процессе работы над проектом формируется желание у детей и родителей заботится о сохранении своего здоровья.
Понимают значимость здорового образа жизни каждого человека.
Проявляют уважение и заботу ко всем членам семьи;
Работа с родителями играет существенную роль в реализации проекта, происходит обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Происходит снижение количества заболеваний наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве.
В будущем:
Представить родителям презентацию на родительском собрании: «О здоровье всерьез».