Вера Клячева
Проект «Зайкин огород»
▼ Скачать + Заказать документы
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
1. Введение.
Знакомства с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Мир природы богат, он по-особенному воздействует на душевный мир ребенка, вызывая в нем бурю положительных эмоций. У малыша пробуждается интерес к познанию, формируется умение делать открытия и удивляться им. И взрослый обьязан помочь малышу активно познавать окружающий мир. Не все дети, проживающие в городах, выезжают на отдых в сельскую местность или на дачные участки. Создание огорода является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду.
Публикация «Проект „Зайкин огород“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Проект ориентирован в конечном итоге на решение главной проблемы - на приобретение детьми опыта трудовой деятельности, формирование умений его реализовать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.
Проектом предусмотрены объект исследования, в котором выступают условия при которых дети рассматривают, изучают и высаживают семена и рассаду на огород.
Предметом деятельности является процесс выращивания овощей на грядке.
2. АКТУАЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА.
В наше время наблюдается процесс отчуждения ребёнка от природы, а ребёнок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, обнять дерево, побегать босиком по траве. В дошкольном возрасте, когда ребёнок познаёт мир важно, чтобы в сферу его деятельности обязательно входили объекты природы – комнатные растения, растения в природе, животные, природный материал, за которыми он мог бы наблюдать, ухаживать, эмоционально сопереживать. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы и создали проект. Так как наши дети живут в городе, не у всех есть возможность побывать в настоящем огороде или саду, а труд детей в природе имеет воспитательное значение. Во-первых, в процессе труда детей формируется бережное и заботливое отношение к природе,ухаживая за растениями, дети убеждаются в необходимости труда. Во-вторых, большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей, и труд на свежем воздухе способствует сохранению и укреплению здоровья ребят. Как же заинтересовать малышей? Эти маленькие человечки с широко открытыми на мир глазами, ждут чудо, сказку- и сказочные герои приходят нам на помощь. Проект «Зайкин огород» выбран с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята.
3. Цели проекта.
Стратегические цели:
Формировать первоначальные экологические представления у детей при создании огорода на участке, создать условия для познавательного развития, развития экологической культуры, развития речи и творческих способностей.
Тактические цели:
*Формировать у детей познавательный интерес к растениям;
*Дать представления о выращивании растений, учить наблюдать за всходами;
*Научить с помощью воспитателя сажать растения и под его руководством ухаживать за ними, бережно и заботливо к ним относиться;
*Воспитывать у детей желание участвовать в трудовой деятельности.
*Организация с детьми художественно – продуктивной творческой деятельности.
*Привлечь родителей к активной жизни детского сада в рамках организации и реализации проекта;
Задачи:
*Развивать интерес к растительному миру, формировать элементарные представления о правильных способах взаимодействия с растениями: рассматривать растения, не нанося им вред;
*Развитие понимания речи и активизация словаря на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении;
*Формировать представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения;
* Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий;
* Формировать у детей интерес к растениям через художественную литературу, проектно-исследовательскую деятельность и организацию художественно- продуктивной творческой деятельности.
*Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Ожидаемые результаты:
*Развит интерес детей к растительному миру и сформировано элементарное представление о правильных взаимодействиях с растениями.
*Развито понимание речи и активизирован словарь на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении.
*Детям даны знания о простейших связях между предметами ближайшего окружения.
*Дети выполняют простейшие трудовые действия.
*Сформирован у детей интерес к растениям через художественную литературу, проектно-исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
*Воспитано уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Продукт:
*Повышен интерес детей к растительному миру, сформированы элементарные представление о правильных взаимодействиях с растениями.
* Развито понимание речи и активизирован словарь на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении.
*Сформированы представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения.
*Развита трудовая деятельность детей, создан проект «Зайкин огород».
*Сотрудничество родителей с детским садом.
4. Аннотация проекта.
Проект «Зайкин огород» развивает интерес детей к растительному миру, позволяет формировать познавательные интересы, формирует любовь к природе. На территории нашего ДОУ есть мини-огород, который используется для посадок овощных культур и дети имеют возможность видеть результаты своей работы. Во-первых, можно самостоятельно выращивать еду, получая знания, откуда она берется. Во-вторых, можно наблюдать за ростом овощей и созреванием плодов. В-третьих, совместный труд на огороде способствует формированию трудовых навыков, развитию любознательности и наблюдательности у детей, и объединению коллектива.
В соотвествии с ФГОС проект «Зайкин огород» опирается на научные принципы её построения.
1. Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
2. Сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости.
3. Единство целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
4. Принцип интеграции О О в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
5. Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
6. Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Проект «Зайкин огород» способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Пути решения проекта :
*Создать благоприятную среду для развития ребенка соответственно его возрастным и индивидуальными особенностям и умениям.
*Разработать систему реализации идеи на основе реальной практики и возможностей ДОУ.
*Оценить риски реализации проекта.
5. Этапы реализации проекта.
Проект познавательно-игровой. Реализация проекта с мая по сентябрь2015г.
Этапы, цель, сроки.
6. План мероприятий.
I этап. Подготовительно-ориентировочный.
* Сбор художественной литературы и разучивание: стихи, загадки, пословицы, сказки про овощи. Сроки: май-август. Ответственные (Воспитатели)
* Родительское собрание «Участвуем в проекте «Зайкин огород». Сроки: вторая неделя мая. Ответственные: (Воспитатели).
* Приобретение необходимого оборудования (рабочий инвентарь, семена). Сроки: первая неделя мая. Ответственные (Родительский комитет).
* Разбивка огорода, трудовой десант- высадка рассады капусты. Ответственные (Дети, воспитатели). Сроки: вторая неделя мая.
* Оформление подборки дидактических игр об овощах. Сроки май-август. Ответственные (родители).
*Оформление дневника наблюдения, картотека приговорок. Сроки: май-август. Ответственные: Воспитатели.
* Задание на лето: сделать «огородный» фоторепортаж о выращенных овощах.
II этап. Практический.
* Вживание в игровую ситуацию: Приход персонажа- зайца.
* Подготовка почвы к посеву огорода.
*Отбор и посев семян.
* Полив, уход и наблюдения за овощными культурами в огороде». Сроки: июнь- июль. Ответственные: Воспитатели.
III этап. Обобщающе-результативный.
* Оформление фотоальбома «Наш первый огород».
* Фотодневник.
*Досуг «Был у Зайки огород». Сроки: август. Ответственные: (Воспитатели).
* Сбор урожая.
Кадровые ресурсы.
Дети, родители, воспитатель, методист ДОУ.
Критерии оценивания проекта.
-удовлетворенность родителей созданными условиями ДОУ, интересом ребенка к образовательному процесс
-соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа;
Риски и преодоление рисков.
1 У детей низкий уровень экологических представлений, не сформировано представление о правильных способах взаимодействия с природой.
2. Непонимание родителями значимости проекта
3. Природно-климатические условия и другие непредвиденные обстоятельства.
Предупреждение рисков.
1. Формировать у детей интерес к растениям через художественную литературу, проектно-исследовательскую деятельность и организацию художественно- продуктивной творческой деятельности.
2. Для привлечения родителей к проекту :
-провести родительское собрание «Участвуем в проекте "Зайкин огород»;
-консультации об экологии, пользе труда- групповые, индивидуальные;
-привлечь к приобретению необходимого оборудования (семена);
- Оформление подборки д\ игр, закрепляющих знания об овощах.
3. Использовать природно-климатические условия в свою пользу.
ВЫВОДЫ.
В результате работы над проектом у детей сформировался интерес к выращиванию растений, сформировалось умение ухаживать за растением – поливать, рыхлить, дети получили представление о необходимости условий для роста растений; научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта получили положительные эмоции от результатов; дети приобрели трудовые навыки; увеличилось число родителей, принимающих участие в жизни детского сада.
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания.
Литература.
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы
2. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение» 2005 г.
3. Интернет ресурсы.
4. Подборка журналов «Дошкольное воспитание» за 2013 год.