марина черчесова
Долгосрочный проект «Загадки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7» г. Алагира
ПРОЕКТ
Тема: «Мир загадок»
2020г.
Актуальность:
С октября прошлого года по настоящее время в старшей группе «Радуга», а теперь уже подготовительной проходит проект «Мир загадок».
Тема проекта была выбрана не случайно, так как любой из нас (родитель и педагог, уж точно) хочет, чтобы ребенок был всесторонне развит. И при переходе в начальную школу это имеет очень важное значение
Публикация «Долгосрочный проект „Загадки“» размещена в разделах
Загадка, несмотря на её миниатюрность, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Обращаясь к ней, нужно уметь видеть её мудрую педагогическую и эстетическую привлекательность. Особенно велика роль загадки в начальный период жизни ребёнка, и роль взрослого, который должен раскрыть богатство этого жанра.
К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают, что разгадывание загадок – это игра для ума. Ребёнок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Мы уже не удивляемся, что дети мало читают, не умеют общаться друг с другом. У них в руках гаджеты – дети увлечены ими! Включение загадок делает процесс обучения интересным, создаёт у детей хорошее настроение, облегчает преодоление трудности в обучении. Ведь возможности загадки многообразны.
Обучая детей составлению загадок, мы «убиваем сразу нескольких зайцев» :
во-первых, развиваем у дошкольников образную выразительность речи. А это является нашей главной задачей;
во-вторых, придумывая загадки описательного характера, рассказчики составляют тот же самый описательный рассказ, только без называния предмета, что позволяет разнообразить занятия по развитию связной речи; в-третьих, составляя загадку, дети стараются придумывать собственные, а не повторять загадки предыдущих рассказчиков, и загадать своим сверстникам «что-нибудь по сложнее», то чего ещё не было у других, что позволяет нам избежать повторений;
в-четвёртых, отгадывающие стараются слушать загадку внимательно, чтобы быстрее её отгадать, ведь следующим загадку будет придумывать и загадывать тот, кто первым правильно отгадает уже загаданную. Это позволяет педагогу повысить активность детей на занятии и дольше удерживать внимание детей на изучаемом материале.
- А еще загадка это игра, а игра, как мы знаем, ведущий вид деятельности детей. Игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве. И это нужно не просто узнать, нужно до - гадаться, от - гадать.
Цель проекта : Учить детей составлять загадки
Задачи:
- Познакомить детей с понятием «загадка», разновидностями загадок,
со структурой загадки.
- Познакомить с механизмом отгадывания загадок
- Формировать умение отгадывать загадки и доказывать верность
отгадки.
- Формировать умение сочинять загадки, разнообразные по структуре
- Активизировать и обогащать словарный запас, развивать связную
речь
- Развивать слуховое внимание и память; мыслительные операции:
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию.
- Способствовать установлению новых форм взаимодействия между
детьми, родителями, другими членами семьи, педагогами
Вид проекта : творческий, групповой
Участники проекта : дети старшей группы, педагоги ДОУ, родители
Гипотеза: Дети сами смогут составлять загадки разных видов
Ожидаемые результаты:
Познавательные:
• развитие речи детей через сочинение загадок, разнообразных по тематике и
структуре;
• получение знаний, не ограниченных «форматом» образовательной
программы ДОУ, порой даже энциклопедических;
Регулятивные:
• стремление к конструктивному взаимодействию со сверстниками,
родителями для получения новых знаний
• развитие памяти (каждый ребенок будет знать несколько загадок наизусть,
может их загадать)
Личностные:
• проявление интереса к составлению загадок;
• проявление инициативы, активности, самостоятельности, творчества, как в
совместной деятельности, так и в непосредственно – образовательной
Коммуникативные:
• умение задавать вопросы для составления загадок;
• умение предъявлять созданные детьми речевые, творческие продукты
социуму
Продукт проектной деятельности :
- Создание картотеки загадок.
- Праздник совместно с родителями «Ох, уж эти загадки!»
I этап. Подготовительный
- Определение целей и задач проектной деятельности.
- Информирование педагогов и родителей о проведении проекта.
- Составление перспективного плана мероприятий по формированию умений отгадывать и составлять загадки, разнообразные по тематике и структуре.
- Изготовление наглядных карточек-схем для составления загадок.
- Изучение методической литературы.
II этап. Основной
Долгое время работа с загадками сводилась к их отгадыванию. А методика не давала конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты.
Отгадывание же происходит как бы само собой на уровне подсознания, интуиции или путем перебора вариантов. Причём большинство детей группы являются пассивными наблюдателями и слушателями. Верный ответ на загадку очень быстро запоминается другими детьми. И если через некоторое время задать ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ.
Сочинение загадок — нелёгкое дело. Поэтому свою работу распланировала по шагово
Деятельность педагога:
- Знакомство детей с понятием «загадка», её происхождением.
- Знакомство с народными и авторскими загадками.
- Проведение занятий по обучению составления описательных рассказов, рассказов-сравнений по карточкам-схемам.
- Обучение детей отгадыванию и составлению загадок по схемам, моделям.
- Подбор народных и авторских загадок.
- Беседы с детьми: «Что такое загадки?», «История загадок», «Какие бывают загадки?».
- Консультация для воспитателей «Использование загадок в работе с детьми».
- Консультации для родителей «Учите детей отгадывать загадки», «Учимся составлять загадки».
Деятельность детей:
- Отгадывание загадок с целью закрепления и обобщения знаний по теме.
- Объяснение, доказательство отгадки.
- Разучивание загадок по темам.
- Составление описательных рассказов с использованием карточек-схем (форма, цвет, вкус, действие и так далее)
- Дидактические игры и упражнения на нахождение сходства и различия между предметами: «Что бывает таким же?», «Найди отличия», «Скажи по-другому», «Кто самый внимательный?», «Поиск общего», «Лишнее слово».
- Выбор отгадки среди картинок, рисование отгадки.
- Отгадывание «Да-нет».
- «Чтение» загадок по карточкам.
- Коллективное и индивидуальное составление загадок по карточкам-схемам.
- Оформление сборника загадок, в котором собраны народные загадки, разученные детьми и загадки, составленные детьми.
Деятельность родителей:
- Подбор загадок по лексическим темам.
- Отгадывание вместе с детьми загадок, рассуждения о том, какие слова в загадке помогли ее отгадать.
- Разучивание загадок с детьми.
- Чтение детям художественных произведений, в которых используются различные языковые средства выразительности. Беседа по прочитанному.
III этап. Заключительный