Ирина Хомякова
Проект «Юный пожарный»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Юный пожарный»
в подготовительной группе №5
Подготовили: инструктор по ФИЗО: Хомякова И. Г.
воспитатель: Панова А. П.
Информационный проект в подготовительной к школе группе
«Юный пожарный»
Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор.
Публикация «Проект „Юный пожарный“» размещена в разделах
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Проекты
- Пожарный. Знакомство с профессией
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
С целью повышения уровня культуры безопасности граждан, 2016 год в МЧС России объявлен годом пожарной охраны. Проблема пожаров остро стоит и в нашей республике Бурятия. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость.
Проект посвящен актуальной проблеме: формированию у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Многие дети не обладают достаточным багажом знаний и навыков для обеспечения безопасности при обращении с огнем и огнеопасными материалами, не способны предусмотреть опасные последствия своих действий. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьезно. Детям разрешают играть пожароопасными предметами, в доступном месте хранятся спички, зажигалки. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Образовательным учреждениям и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии.
Цель проекта :
Формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности в ДОУ
Задачи проекта.
Познавательное развитие.
Познакомить детей с историей возникновения огня. Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом. Формировать умение реально оценивать возможную опасность. Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности. Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара. Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания. Учить детей правилам поведения в экстремальной ситуации (набирать номер телефона пожарной части, четко называть свой адрес); Познакомить со средствами пожаротушения;
Речевое развитие.
Познакомить детей с художественной литературой (рассказами, сказками, стихами). Обогатить и активизировать словарный запас детей за счет новых слов.
Социально-коммуникативное развитие.
Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Художественно-эстетическое развитие.
Развивать художественно - творческие способности дошкольников. Вовлечь родителей в воспитательный процесс.
Физическое развитие.
Воспитывать у детей чувство осторожности и самосохранения через игры, соревнования, вырабатывать у них смелость, быстроту реакции.
Участники проекта :
Воспитанники подготовительной группы № 5 Воспитатель, инструктор по ФИЗО, родители воспитанников.
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный, творческий, ролевой -игровой
По количеству участников: групповой
По длительности: долгосрочный, творческий,
познавательно-исследовательский (сентябрь- декабрь 2016 г.)
Виды детской деятельности:
- игровая
- коммуникативная
- познавательно-исследовательская
- восприятие художественной литературы
- конструирование из разного материала
- музыкальная
- двигательная
Обеспечение проекта :
Материально-техническое: (компьютер, мультимедио).
Учебно-методическое: серия картинок, буклеты, художественная литература, иллюстрации о пожарной безопасности, знаки пожарной безопасности мультфильм «Прометей», презентация «Юный пожарный».
Предварительная работа:
1. Проведение беседы о пожарной безопасности (Приложение 1)
2. Чтение художественных произведений: С. Михалков «Дядя Степа», К. Чуковский «Путаница», С. Маршак «Кошкин дом»; Рассматривание картинок и иллюстраций о правилах пожарной безопасности;
3. Просмотр мультфильма «Прометей» (Приложение 2)
4. Экскурсия детей Музей истории пожарной охраны и гражданской обороны Республики Бурятия. (Приложение 3)
5. Участие в районной игре по пожарной безопасности «Юный пожарный» (Приложение 4)
6. Рисование «Огонь. Знаки пожарной безопасности»
7. Выставка детских рисунков (Приложение 5)
8. Конструирование из строительного материала
«Гараж для пожарных машин»
Предполагаемый результат:
- Профилактика панического страха перед огнём.
- Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара,
их отработка до автоматизма.
- Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
- Изменение отношения родителей к данной проблеме.
Заключительный этап.
1. Презентация проекта «Юный пожарный».
2. Создание центра пожарной безопасности предметно - пространственной среды.
3. Итоговое открытое занятие «Юный пожарный» (Приложение 6)
4. Анкетирование родителей по правилам пожарной безопасности
(Приложение 7)
Рефлексия.
В результате работы над проектом у детей сформированы:
1. представления о полезных и опасных сторонах огня, о мерах предосторожности, о способах безопасного поведения;
2. желание научиться находить правильные решения в опасных ситуациях;
3. знания о необходимости заботливого отношения к себе, к людям, к миру.
Приложение №1
Проведение беседы о пожарной безопасности 15.09.16г.
Цель: Формировать у детей понимания необходимости соблюдения правил, пожарной безопасности.
Научить детей среди опасных предметов узнавать те, которые очень часто являются причиной пожара. Расширять представление о труде пожарных и средств тушения пожара. Формировать представление о знаках пожарной безопасности.
Пожаром называется неконтролируемый процесс горения, опасный для здоровья и жизни людей, наносящий материальный ущерб.
1. Неконтролируемый процесс горения. /Пожар/
2. Источник тепла и возможных пожаров в походе. /Костер/
3. Возникает при горении. /Огонь/
4. Вьется над костром. /Дым/
5. Детям не игрушка. /Спички/
6. Прибор для тушения пожара. /Огнетушитель/
7. Каким естественным веществом можно тушить костер зимой? /Снегом/
8. Тип пожара, охватывающий кроны деревьев. /Верховой/
Вопросы:
1. Находясь дома, вы почувствовали запах горящей проводки. Что надо делать в первую очередь?
приступить к ее тушению водой, песком (обесточить электропроводку в квартире;) включить свет, чтобы лучше рассмотреть место возгорания.
2. Чем не рекомендуется тушить горящий бензин, керосин, другие горючие жидкости? водой; песком; землей.
3. Что делать, если вы отрезаны от выхода огнем и дымом? переползти в другую комнату и плотно закрыть дверь за собой; попытаться спуститься вниз; убежать в дальнюю комнату;
4. В доме возник пожар. Можно ли воспользоваться лифтом, покидая дом? можно, чтобы быстрее покинуть дом; можно, если лифт остановился на вашем этаже; ни в коем случае нельзя.
5. Что нужно делать при ожоге?
охладить обожженное место под струей холодной воды; смазать жиром; проколоть образовавшийся пузырь.
6. Как определить, что за закрытой дверью — пожар?
открыть дверь и посмотреть; позвать маму или папу посмотреть; потрогать дверь ладонью.
7. Для костра следует выбирать место:
на лесосеках; на торфяниках; на открытой поляне.
8. Как нужно передвигаться, покидая сильно задымленное помещение?
в полный рост; пригнувшись; ползком, держа голову ближе к полу.
Вопрос – ответ
1. Назовите основные причины возникновения пожара? Неосторожное обращение с огнем, детская шалость, нарушение правил пожарной безопасности.
2. Что нужно делать при пожаре? Срочно сообщить в пожарную охрану, принять меры к эвакуации.
3. Почему пожарных вызывают по телефону именно “01”? Легко запомнить.
4. Что нужно сообщить, вызывая пожарных? Точный адрес, фамилию, что горит.
5. Чем опасен пожар, кроме огня? Дым, угарный газ
6. Чем можно тушить, начинающийся пожар? Огнетушитель, вода, песок, одеяло.
7. Почему во время пожара нельзя пользовать лифтом? Лифт может остановиться, лифтовая шахта - это дымовая труба, дым будет закачиваться туда.
8. Какой пожар нельзя тушить водой? Если горят электроприборы, горючие вещества.
9. Чем опасны лесные пожары? Уничтожается лес, животные, пожар может достичь жилых построек, огонь может проникнуть в торфяные пласты.
10. Чем опасна печь в деревенском доме? От выскочившего уголька может произойти пожар.
11. Почему нельзя поджигать сухую траву и листья? Огонь очень быстро распространяется, часто перекидывается на жилые строения.
12. Можно ли бить стекла в доме или квартире во время пожара? Нет, т. к. дополнительный поток воздуха способствует распространению огня.
13. Как потушить горящий телевизор? Набросить одеяло.
14. На сковороде горит масло. Ваши действия? Отключить газ, набросить на сковороду мокрое полотенце.
15. Если в квартире пахнет газом, произошла утечка. Можно ли включать или выключать свет? Нельзя, при пользовании выключателем может возникнуть искра, что приведет к пожару или взрыву.
16. Что самое страшное при пожаре для людей? Паника.
Приложение №2
Просмотр мультфильма «Прометей»
Приложение № 3
Экскурсия детей Музей истории пожарной охраны и гражданской обороны Республики Бурятия.
Дети нашего детского сада 15 и 19 сентября 2016 года посетили Музей истории пожарной охраны и гражданской обороны Республики Бурятия, который функционирует на базе пожарно-спасательной части № 3 Федерального бюджетного учреждения «I пожарно-спасательного отряда ФПС по Республике Бурятия».
Цель экскурсии:
· Познакомить детей с работой пожарной части, показать технику, которая помогает пожарным тушить пожар;
· Познакомить детей с правилами поведения во время пожара;
· Систематизировать знания детей о причинах, возникновения пожаров;
В разработке используются загадки, стихи
. Посмотрели короткометражный фильм о действиях пожарных при тушении пожаров;
. Посетили 2 выставочных зала
1- посвящен истории пожарной охраны республики.
2- истории гражданской обороны республики, Бурятской республиканской поисково-спасательной службы, Центра Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Республике Бурятия, Бурятской республиканской общественной организации Всероссийского добровольного пожарного общества.
Посмотрели короткометражный фильм о действиях пожарных при тушении пожаров.
Детям продемонстрировали боевую и пожарную технику
Посетили 2 выставочных зала:
1-й зал - посвящен истории пожарной охраны республики.
2-й зал - истории гражданской обороны республики, Бурятской республиканской поисково-спасательной службы, Центра Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Республике Бурятия, Бурятской республиканской общественной организации Всероссийского добровольного пожарного общества.
Экскурсия была очень интересной и познавательной.
Одна из стен зала расписана вручную, где изображено два времени – старый Верхнеудинск и новый Улан-Удэ. Картина четко показывает развитие пожарной охраны столицы.
Из современных экспозиций Музей украшает недавно созданный макет Бурятского академического театра оперы и балета им. Г. Ц. Цыдынжапова. Здание поражает своей архитектурой, хоть в миниатюре. В автоматическом режиме представлен реальный пожар, эвакуация зрителей и актеров, а также его ликвидация
Приложение №4
«Юный пожарный»
Участие в районной игре по пожарной безопасности «Юный пожарный», которая проходила 23 сентября 2016 года в пожарно-спасательной части №5 по охране улан-удэнского авиационного завода п. Загорск г. Улан-Удэ
Цель. Закрепление знаний о пожарной безопасности, о профессии «пожарный», развитие мышления, внимания, воспитание взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, гордости за людей данной профессии.
Приложение №5
Конспект занятия по рисованию
Тема: «Огонь. Знаки пожарной безопасности»
Программное содержание:
1. Закрепить знания детей об огне. Дать представление о роли огня в жизни человека.
2. Совершенствовать навыки выполнения изображения простым карандашом и фломастерами.
3. Закреплять умение детей располагать рисунок на плоскости листа определённой формы и размера.
4. Развивать творческие способности.
Предварительная работа:
• беседы и занятия по ППБ в группе;
• дидактические игры по ППБ;
• чтение художественной литературы по ППБ;
• занятия по рисованию знаков ППБ.
Материалы к занятию:
• листы бумаги формата А 4;
• простой карандаш;
• фломастеры;
• картинки сюжетами : лесной пожар, пожар в жилом доме, бабушка достает пироги из печки, туристы греются у костра.
• комплект изображений знаков пожарной безопасности.
Ход занятия
Часть 1. Беседа с детьми об огне, отгадывание загадки.
Воспитатель:
- Отгадайте загадку.
Рыжий зверь на всех сердит
Он от злости ест дрова
Может час, а может два
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь!
Воспитатель:
- Правильно, это огонь.
Воспитатель:
- Ребята, давайте вспомним, как выглядит огонь?
(Ответы детей).
- Верно, огонь ярко-красный с оранжевыми и жёлтыми языками, он очень горячий, всё время находится в движении: трепещет, колеблется, дрожит.
С древнейших времён огонь стал другом человека, он согревал, освещал, помогал готовить пищу, отгонял диких зверей. Но людям не удалось до конца «приручить» огонь. Если огонь вырывается из-под власти человека, он, словно огненный Змей Горыныч, поджигает и губит всё на своём пути – леса, жилища, людей, скот. С силой бушующего пламени нелегко справиться.
Воспитатель показывает иллюстрации, задает вопросы:
- Что изображено на этих картинках?
- Как вы думаете, огонь добрый или злой?
- Что же может стать причиной пожара?
(игры со спичками, не выключенные утюг и чайник).
- Правильно! Причиной пожара могут стать и детские шалости со спичками, и неисправные электроприборы, и невнимательность и забывчивость
(например, не выключенный утюг или забытая на плите посуда, плохо затушенный костёр в лесу, ёлка украшенная свечами и бенгальскими огнями.
- Как же предотвратить пожар?
(знать и помнить правила пожарной безопасности).
- Конечно, ребята, надо очень осторожно обращаться с огнём, не забывать о правилах пожарной безопасности и быть всегда очень внимательными.
-Что нужно делать, если возник пожар?
-Какой номер телефона нужно набрать, чтобы позвонить в пожарную часть?
Обобщить ответы детей.
Часть 2. Рисование знаков пожарной безопасности.
Воспитатель: Ребята, давайте нарисуем такой знак, который будет предупреждать, что с огнем нужно быть очень внимательным и осторожным.
(Звучит спокойная музыка).
«УМЕЛЫЕ РУЧКИ» (пальчиковая гимнастика)
Это наши руки, умелые такие! (Показывают свои руки, пальцы растопырены,
поворачивают ладони то от себя, то к себе).Это наши руки, руки золотые.
(Трут ладошки о ладошку). Они умеют шить, вязать, пол подметать, еще стирать. Умеют руки суп варить, пыль вытирать, тарелки мыть. (Выполняют движения по тексту). И за порядочком следить! (Разводят руками, показывают как чисто вокруг). Вот они какие — руки золотые! (Показывают свои
руки, пальцы растопырены).
Воспитатель: - Наш знак запрещающий, поэтому мы его нарисуем в круге с красным контуром.
Дети рисуют знаки, используя простой карандаш и фломастеры.
В конце рисования можно предложить детям поиграть.
ИГРА «ОПАСНЫЕ ПРЕДМЕТЫ»
Дети шагают на месте, воспитатель называет предметы, они опасны,
дети хлопают в ладоши (Показывает картинки).
1. Свечка 2. Зажигалка 3. Телевизор 4. Кубик 5. Утюг 6. Карандаш
7. Компьютер 8. Конструктор 9. Краска 10. Бензин
Часть 3. Анализ рисунков.
Дети делятся впечатлениями, рассказывают, что они нарисовали.
Чтение отрывка из стихотворения (воспитателем).
Знайте, в гневе он сердит:
Ничего не пощадит.
Уничтожить может садик,
Поле хлебное, твой дом
И у дома все кругом!
А взметнувшись до небес,
Перекинется на лес.
Гибнут в пламени пожара
Даже люди иногда.
Это помните всегда!
Это помните всегда!
Сделать выставку детских работ.
Приложение №6
«Пожарные на учении»
Открытое занятие по пожарной безопасности
для детей подготовительных групп.
Задачи:
1. Закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности и правилах поведения при пожаре.
2. Повышать личную ответственность за свои поступки, формировать дисциплинированность, чувства долга.
3. Развивать внимательность, память, речь.
4. Совершенствовать физические качества: ловкость, быстроту, выносливость, силу, смелость.
5. Воспитывать уважение к труду работников пожарной охраны.
Предварительная работа: чтение художественных произведений: С. Михалков «Дядя Степа», К. Чуковский «Путаница», С. Маршак «Кошкин дом»; рассматривание картинок и иллюстраций о правилах пожарной безопасности.
Оборудование: ноутбук, флэшка с песнями, воздушные шары для украшения зала, плакаты, мостик, гимнастическая скамейка, игрушечный телефон-2шт, доски -2шт, ориентиры-конусы-2шт, куртки детские-2шт, м/модуль «бревно» -2шт, обручи- 4шт, туннель-1шт, красные воздушные шары по количеству детей, разрезанные картины (2экз.) -6шт, игрушки по количеству детей, медали по количеству детей, удостоверение пожарного по количеству детей.
Форма одежды: спортивная.
Место проведения: спортивный зал.
Сценарий развлечения:
Дети под песню «Закаленные огнем» заходят в спортивны зал.
Ведущая. Внимание! Внимание! Говорит и показывает спортивный зал. Сегодня здесь проходят соревнования «Пожарные на учении». Соревнуются две команды: команда «Искорки»-1 группа и команда «Огоньки»-5 группа.
Ведущая. 1 команда «Искорки» -ваш девиз (дети хором) «ПРИ ПОЖАРЕ КАК ОДИН НАБИРАЕМ 01».
2 команда «Огоньки»- ваш девиз (дети хором) «ЗНАЕТ МАЛЬЧИК И ДЕВЧУШКА: СПИЧКИ ДЕТЯМ - НЕ ИГРУШКА».
Ведущая. Для начала давайте вспомним, из каких произведений эти строки:
«Что за дым над головой?
Что за гром по мостовой?
Дом плывет за углом,
Сто зевак стоят кругом.
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом…»
Дети отвечают.
Молодцы! Это из произведения С. Михалкова «Дядя Степа».
Слушайте дальше:
«Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит:
«Эй, пожарные, бегите,
Помогите, помогите.»»
Дети отвечают.
И это произведение вы назвали правильно. Его автор К. Чуковский «Путаница».
«Бим-бом, бим-бом!
На дворе высокий дом,
Ставенки резные,
Окна расписные.»
Дети отвечают.
Да, это «Кошкин дом» С. Маршака.
Ведущая. Ребята, вы видели пожарных?
Дети. Да.
Ведущая. В чем заключается их работа?
Дети отвечают.
Ведущая. Какими качествами они должны обладать?
Дети. Они должны быть сильными, ловкими, смелыми, быстрыми, бесстрашными …
Раздается стук в дверь.
Ведущая. Кто это к нам стучит?
Спасатель: Это я – Спасатель. Услышал ваш разговор о пожаре и решил забежать посмотреть. Интересно, среди вас есть те, кто может быть настоящим пожарным. Давайте проверим, а для этого проведем учение пожарных. Согласны?
Дети: да!
Ведущая. Но в начале перед серьезным ученьем, проведем «разминку для пожарных».
Дети показывают разминку под песню «Офицеры пожарной охраны»
Дети выполняют общеразвивающие упражнения.
А теперь переход по лестнице, хождение по гимнастической скамейке.
Спасатель. Молодцы, юные пожарные, теперь у вас прибавилось сил и здоровья, присаживайтесь на свои места. Поиграем в игру «Закончи фразу». Я буду начинать фразу, а вы ее заканчивать. Внимательно слушайте!
Раз, два, три, четыре, у кого пожар в….квартире.
Красный отблеск побежал, кто со спичками…играл.
Стол и шкаф сгорели разом, кто сушил белье …над газом.
Пламя прыгнуло в листву, кто у дома жег…траву.
Кто в огонь бросал при этом незнакомые…предметы.
Дым столбом поднялся вдруг, кто не выключил….утюг.
Что должны вы сделать детки? Вынуть вилку из … розетки.
Выпал на пол уголёк, деревянный пол….прожог.
Не сиди, не жди, не стой, а залей огонь …водой.
Если всё в дыму у вас надевай…противогаз.
Дым увидел – не зевай и пожарных… вызывай.
Помни каждый гражданин, пожарный номер …01.
Ведущий. Молодцы! И ведь правда, с огнём нужно вести себя осторожно, иначе может случиться пожар.
Спасатель. При обнаружении пожара очень важно как можно скорее сообщить об этом в пожарную часть. Как сообщают о пожаре?
Ответы детей: набираем номер 01, называем адрес-улицу, дом,квартиру.
Ведущий. Получив сигнал о возгорании, пожарные быстро одеваются и выезжают на тушение. Проверим, кто из вас умеет быстро одеваться?
Эстафета «Кто быстрее оденется?» под песню «Отважные пожарные России»
/ Игрокам команд по очереди надо добежать до бревна, перепрыгнуть, добежать до ориентира, надеть «спецодежду» - куртку, вернуться к команде - бегом, раздеваться и передать ее следующим участникам, которые одевают и бегут преодолевая препятствия до ориентира, снимая ее оставляют для следующих игроков, вернуться к команде, передавая эстафету и т. д. /.
Спасатель. Во время тушения пожара, мы - пожарные выступаем и в роли спасателей. Выносим из огня не только пострадавших людей, но и животных, если нужно, музейные экспонаты: картины, скульптуры, старинные предметы… Давайте проведем учение по спасению пострадавших.
Учение «Спасаем игрушки». под песню «Стихия спасателя»
/ Игроки должны прыгать через обручи, проползти в туннель, добежать до ориентира «место пожара», «вынести из огня» игрушку (игрушки по количеству детей) и бежать к команде, вставая в конец колонны и т. д. /.
Ведущий. После того как все пострадавшие вынесены с места возгорания, пожарные начинают тушение.
Игра «Пожарные тушат огонь». под песню «Покоритель огня»
/ Каждому участнику к ноге привязывается воздушный шарик (желательно красного цвета, имитирующий огонь). Дети не задевая друг друга руками (руки за спину) должны «потушить огонь» (лопнуть шарики) у другой команды. Чья команда быстрее «потушит огонь»/.
Ведущий. Следующая эстафета «Горит, не горит». под песню «Опять на выезд»
/ Из набора картинок команды одновременно должны выбрать:
команда «Искорки»- все горящие, вторая «Огоньки – все не горящие»/.
Спасатель. Следующее задание о правилах пожарной безопасности «Собери картину». - конкурс капитанов. под песню «Тем, кто служит в пожарной охране»
/ Капитанам команд раздаются разрезанные картинки о правилах пожарной безопасности. Чья команда быстрее соберет/.
Ведущий. А сейчас, давайте покажем спасателю, что вы знаете еще и знаки пожарной безопасности. Я вам буду показывать знаки, а вы будете говорить, что это за знак.
Спасатель. Вот и закончились наши учения. Труд пожарных – это каждодневный подвиг. За особую смелость и спасение людей на пожарах – пожарных награждают медалями «За отвагу».
Сегодня я хочу наградить вас медалями «Юных пожарных».
Ведущий. А я вам хочу вручить удостоверение пожарного, и надеюсь, вы будете
всегда помнить о том, как нужно вести себя с огнем, будете заниматься спортом, станете сильными, отважными, храбрыми, как настоящие пожарные.
Спасатель награждает каждого ребенка медалями,
а ведущий вручает детям удостоверение пожарного. под песню «Гимн пожарных»
Спасатель.
И на прощанье хочу дать вам один совет:
Кто с огнем не осторожен, У того пожар возможен,
Ребята, помните, о том. Что нельзя шутить с огнем!
Дети выходят из зала под песню «Марш пожарных».