Лариса Николаевна Бочкарева
Проект «Юные конструкторы» для детей среднего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для детей среднего возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №32 «Сказка» с. Хороль
Хорольского муниципального округа Приморского края.
Проект
Для детей среднего возраста.
Пояснительная записка
Актуальность проекта
Публикация «Проект „Юные конструкторы“ для детей среднего возраста» размещена в разделах
Мы живем в «век высоких технологий». На современном рынке производственных отношений возникла необходимость в профессиях, требующих навыков работы с инновационными программируемыми устройствами, которые поступают на производство, такие специалисты востребованы. Однако в современной России существует проблема недостаточной обеспеченности инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования.
Как показывает лучший отечественный и зарубежный опыт, успешным направлением подготовки умеющих самостоятельно мыслить, генерировать конструктивные идеи, принимать решения и добиваться их исполнения технических специалистов является практико ориентированное обучение, основанное на регулярном выполнении обучающимися технических проектов нарастающей сложности. Концепция предполагает подготовку таких специалистов со школьной скамьи, но основы исследовательского поведения, творческого потенциала, конструктивные способности, логическое мышление начинают формироваться еще в период дошкольного детства. Поэтому на сегодняшний день является актуальной необходимость подобрать из множества практико-ориентированных технологий такие, которые бы способствовали формированию перечисленных выше качеств у детей.
Для дошкольников характерны живой интерес к окружающей жизни, жажда её познания, огромная восприимчивость к тому, что он узнает самостоятельно и от взрослых. Заметно повышается умственная и физическая работоспособность детей, степень которой тесно связана с интересом к делу и с чередованием разных видов деятельности. У детей этого возраста заметно повышается произвольность психических процессов – восприятия, мышления, речи, внимания памяти, воображения.
Психолого-педагогические исследования (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Н. Н. Подъяков, Л. А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны.
Однако возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Данную стратегию обучения и развития в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью конструктивной деятельности.
Конструирование во ФГОС ДО определено как вид деятельности, способствующий развитию исследовательской, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.
В процессе конструирования дети приобретают специальные знания, умения и навыки. Создавая конструкции из строительного материала, дети знакомятся с геометрическими объемными фигурами, изучают их свойства, осваивают правила композиции в конструировании, получают представления о симметрии, равновесии, пропорции.
Конструктивная деятельность является средством социально-коммуникативного развития дошкольников. В процессе конструирования формируется трудолюбие, самостоятельность, инициатива, умение взаимодействовать со сверстниками.
Конструирование позволяет организовать интеграцию образовательных областей:
познавательное развитие – техническое конструирование; речевое развитие – использование конструкторов в развитии фонетического слуха, словообразования, связной речи; художественно-эстетическое развитие – творческое конструирование; физическое развитие – координация движений, крупной и мелкой моторики рук; социально-коммуникативное развитие - развитие трудолюбия, самостоятельности, инициативы, умения взаимодействовать со сверстниками.
Современные конструкторы представляют множество вариантов конструирования – деревянные, пластмассовые, металлические конструкторы, конструирование из бросового и природного материала, оригами, бумажно-картонное моделирование и т. д. Объединение разных видов конструирования в систему обогащает детскую деятельность, приводит к переходу в новое качество, позволяет эффективно решать задачи развития ребенка.
Цели и задачи проекта
Цель проекта : Введение в образовательную деятельность различных видов конструирования, как деятельность способствующая формированию первоначальным техническим навыкам у дошкольников. Задачи проекта :
• Организовать целенаправленную работу по применению конструкторов в образовательной деятельности с детьми младших, средних, старших, подготовительных групп;
• Пополнить центры конструирования методическими и дидактическими пособиями
(картами, схемами, алгоритмами, иллюстративным материалом, конструктами НОД);
• Повысить уровень владения педагогами технологиями конструирования;
• Повысить интерес родителей к разным видам конструирования через организацию активных форм работы с родителями и детьми.
Участники проекта
Администрация, педагоги, родители и воспитанники МБДОУ.
Сроки реализации проекта
Проект долгосрочный, 2021-2022 гг.
Новизна проекта заключается в адаптации конструкторов нового поколения : LegoEducation, LegoDuplo, ТИКО- конструкторов в образовательном пространстве ДОУ.
Но при реализации данного проекта, как и любой экспериментальной деятельности, можно предвидеть некоторые риски, на которые следует обратить внимание:
• Неготовность и незаинтересованность педагогов в организации новых способов совместной деятельности с детьми.
• Недостаточная возможность проявить личностные достижения в области конструирования не позволит удовлетворить запросы воспитанников.
• Несоответствие содержания образовательной программы потребностям и интересам дошкольников может повлечь нежелание заниматься предложенной деятельностью. Отсутствие партнёрских отношений с родителями может привести к незаинтересованности родителей в совместных творческих проектах.
Направления реализации проекта
- формирование инженерного мышления у воспитанников в рамках познавательной и исследовательской деятельности
-формирование мотивации к техническому творчеству на уровне дошкольного, в процессе использования технологий конструирования, Lego -конструирования и ТИКО-конструирования, конструирования из бросового материала.
- формирование инженерного мышления у воспитанников в рамках совместной экспериментально-исследовательской деятельности (совместные эксперименты, исследовательские проекты в рамках изучения предметного мира).
-формирование инженерного мышления у воспитанников средствами взаимодействия с другими образовательными организациями района и города, учреждениями культуры.
Механизмы и условия реализации проекта
Реализация направлений проекта возможна через разработку и апробацию организационно-содержательных условий, таких как:
1. Разработка и апробация содержания образовательных программ дополнительного образования, учебных программ компонента учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений.
2. Развитие материальной базы образовательной организации, эффективное использование групповых и вне групповых помещений детского сада.
3. Формирование системы социальной поддержки одаренных детей.
4. Развитие и подготовка педагогических кадров (формирование компетенций педагогов) для эффективной работы по формированию инженерного мышления воспитанников через разработку, отбор и апробацию эффективных методик, технологий и диагностического инструментария. Поддержка инновационной деятельности педагогических работников образовательных организаций.
Основные этапы реализации проекта
Первый этап - подготовительный этап.
Второй этап– содержательный этап.
Третий этап– результативно-прогностический этап.
Планируемые результаты
• Создание системы взаимодействия детского сада с социальными партнерами (образовательными организациями и организациями дополнительного образования) по формированию инженерного мышления у детей дошкольного и возраста;
• Разработка критериев определения уровня сформированности инженерного мышления у детей дошкольного возраста;
• Разработка стартовой, текущей, итоговой диагностики на уровнях дошкольного образования по определению уровня сформированности инженерного мышления у детей дошкольного возраста;
• Положительные результаты мониторинга реализации Программы по формированию инженерного мышления у детей дошкольного возраста;
Материально-техническое обеспечение проекта
В соответствие с имеющимися видами конструкторов, приобретенных МБДОУ детским садом для реализации проекта планируется использование конструкторов :
• LegoDuplo
• Пластмассовый конструктор (разных размеров)
• Деревянный конструктор
• Металлический конструктор
• ТИКО-конструктор Тематические конструкторы
Организация образовательной деятельности по конструированию.
Конструктивная деятельность является идеальной формой, которая позволяет педагогу сочетать воспитание, развитие и образование детей в режиме игры.
Включение детей в конструкторскую деятельность происходит в форме непрерывно образовательной деятельности (НОД, а также совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности дошкольников (игровой, продуктивной, познавательной, экспериментирования).
При организации деятельности учитываются этапы развития конструктивной деятельности.
Выделяют
два этапа:
- подготовительный, включающий стадии манипулирования, идентификации и конструктивного экспериментирования;
- творческого конструирования, состоящий из стадий элементарного моделирования.
подражания и копирования, свободного конструирования и конструктивного фантазирования.
Методические рекомендации для организации конструктивной деятельности детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
Воспитательные задачи:
• формировать интерес к конструированию и конструктивному творчеству;
• развивать умение руководствоваться словесными инструкциями педагога в процессе упражнений;
• развивать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и постройкам других;
• выработать аккуратность при работе с конструкторами;
• сформировать умение совместно работать с детьми и педагогом в процессе создания одной постройки.
Развивающие задачи:
• продолжить формирование чувства формы при создании конструкций;
• способствовать овладению композиционными закономерностями: масштаб, пропорция, пластика, объем, фактура, динамика/статика;
• продолжить развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, воображения, внимания, памяти;
• закрепить конструктивные умения : располагать детали в различных направлениях на разных плоскостях, соединять их, соотносить постройки со схемами, подбирать адекватные приемы соединения;
• включить в словарь ребенка специальные понятия: «пропорция», «масштаб», «фактура», «пластика».
Образовательные задачи:
• закрепить умение работать с различными конструкторами, учитывать в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности;
• закрепить умение выделять, называть, классифицировать разные объемные геометрические тела (брусок, шар, куб, цилиндр, конус, пирамиду, тетраэдр, октаэдр, многогранник) и архитектурные формы (купола, крыши, арки, колонны, двери, лестницы, окна, балконы, эркеры, входящие в состав строительных наборов или конструкторов;
• научить создавать сюжетные композиции в процессе конструирования;
• видеть образ и соотносить его с деталями конструктора;
• научить использовать различные приемы создания конструкций, соединять и комбинировать детали в процессе конструктивной деятельности;
• научить создавать разнообразные конструкции в процессе экспериментирования с различными материалами, а также преобразовывать предлагаемые заготовки.
Перспективное тематическое планирование в средней группе.
Месяц Тема Цели ОД в совместной деятельности
Октябрь «Мой город» Задание:
4. Творческое конструирование (по замыслу).
5. Башенки.
6. Ворота для большой и маленькой машины.
7. Гараж для большой и маленькой машины. Закреплять навыки, полученные в младшей группе.
Развивать творческое воображение, закреплять название деталей, способы соединения деталей. Познавательное развитие
• Беседы «Сказочные башни», «Профессия-строитель».
• Настольно-печатные игры: пазлы «Нужные машины», Мемо «Запоминай-ка», Лото «Умные машины».
Социально-коммуникативное развитие
• Сюжетно-ролевые игры: «Стройка», «Мы идем на выставку», «Шоферы».
Речевое развитие
• Чтение художественной литературы» : В. Берестов «Про машину», Э.
Огнецвет «Кто начинает день?», Д. Родари «Чем пахнут ремесла».
Художественно-эстетическое развитие
• Игры со строительным материалом: «Башенки», «Ворота для большой и маленькой машины», «Построй что захочешь (творческое конструирование).
• Раскрашивание дворцов с башенками.
• Рисование ворот разной архитектуры по трафаретам.
Физическое развитие
• Подвижная игра «Любимый город». Цель- перебежать в другой город не заморозившись.
Ноябрь «Наш быт» Задание:
1. Мебель для комнаты.
2. Мебель для кухни.
3. Мебель для спальни.
4. Конструирование по замыслу. Закрепить умение работать с различными конструкторами, учитывая
в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности.
Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки. Развивать внимание, память, мелкую моторику. Познавательное развитие
• Беседы: «Расскажи о своей комнате», «Жилище современного человека и старинный быт».
• Настольно-печатные игры: Лото «Дом», Лото «Поиграем в магазин», «Мой дом».
Социально-коммуникативное развитие
• Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «День рождение у мишки».
Речевое развитие
• Чтение художественной литературы: Сказка «Три медведя».
• Загадки о современной мебели, о старинной мебели.
Художественно-эстетическое развитие
• Игры со строительным материалом: «Мебель для комнаты», «Мебель для кухни», «Мебель для спальни».
• Рисование мебели по трафаретам.
• Раскраски предметов мебели современной и старинной.
• Театрализация «Три медведя».
Физическое развитие
• Подвижная игра: «Займи стул»
Декабрь «Новый год» Задания:
1. Сани Дед Мороза.
2. Снежинка.
3. Новогодние игрушки.
4. Дом Деда Мороза. Научить создавать разнообразные конструкции в процессе экспериментирования с различными материалами, а также преобразовывать предлагаемые заготовки. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Познавательное развитие
• Беседы: «Как моя семья встречает Новый год», «Где живет Дед Мороз».
• Экспериментальная деятельность- рассматривание снежинок через лупу. • Настольно-печатные игры: пазлы на новогоднюю тематику, «Что из чего сделано».
Социально-коммуникативное развитие
• Сюжетно-ролевы игры «В гостях у Марьи- искусницы», «Мы встречаем Новый год»
• Игра-ситуация «Новогодний концерт»
Речевое развитие
• Составление описательного рассказа «Моя елочная игрушка»
• Чтение художественной литературы: Е. Тараховская «Дед Мороз», З. Орлова
«Новый год», Н. Найденова «Новый год», О. Высотская «Елочка»
Художественно-эстетическое развитие
• Игры со строительным материалом: «Сани Деда Мороза», «Снежинка», «Новогодние игрушки».
• Вырезывание снежинок из бумаги.
• Изготовление украшений для группы и новогодних игрушек из соленого теста.
Физическое развитие
• Подвижные игры «Догони снежный ком», Заморожу, Дед Мороз», «Емеля,
догони».
Январь «Дома» Задания:
1. Дом фермера.
2. Дом лесника.
3. Дом моей мечты (творческое конструирование). Закрепить приемы построек сверху вниз. Закрепить умение выделять, называть, классифицировать разные объемные геометрические тела (брусок, шар, куб, цилиндр, конус, пирамиду, многогранник) и Познавательное развитие
• Рассматривание иллюстраций «Дома нашего города» (тематический альбом,
«Старинные дома» (иллюстрации из сказок, «Дома разных народов мира».
• Настольно-печатные игры: Лото «Дом», «Наш город».
Социально-коммуникативное развитие
• Беседы «Профессия-фермер», «Профессия-лесник»,«Расскажи о своем доме». Речевое развитие
архитектурные формы (купола, крыши, арки, колонны, двери, лестницы, окна, балконы, эркеры, входящие в состав строительных наборов или конструкторов. • Чтение художественной литературы.
Пословицы и поговорки о жилище человека. С. Георгиев «Бабушкин садик».
Зимовье зверей (в обр. А. Толстого).
М. Горький «Про Иванушку-дурачка». Художественно-эстетическое развитие •Игры со строительным материалом.
«Дом фермера».
«Дом лесника».
• -Раскрашивание домов разной архитектуры.
• Изготовление аппликации домиков для игрушек.
Физическое развитие
• Подвижная игра «Дом для животных», «Кто где живет»
• Постройка архитектурных форм и домов из мягких модулей, физ. упражнения, эстафеты с ними
Февраль «Безопасность на дорогах нашего города» Задание:
1. Светофор.
2. Узкие, широкие дороги.
3. Автобус.
4. Легковой автомобиль. Закрепить конструктивные умения : располагать детали в различных направлениях на разных плоскостях, соединять их, соотносить постройки со схемами. Развивать глазомер, навыки конструирования, мелкую моторику руки. Познавательное развитие
• Настольно-печатные игры: «Азбука безопасности», лото «Кому что нужно» «Опасные ситуации»
Социально-коммуникативное развитие
• Беседы: «Правила поведения в общественном транспорте»
• Игра-беседа «Мы идем по городу», «Стань заметней на дороге»
Речевое развитие
• Чтение художественной литературы
- загадки -стихи -рассказы В. Клименко «Кто важнее всех на улице, «История про грузовичок». С. Михалков «Дядя Степа – Милиционер».
Художественно-эстетическое развитие •Игры со строительным материалом
-светофор
- узкие и широкие дороги
- автобус
- легковой автомобиль
• раскраски
• аудиозапись звуков города
• коллективная работа «Улицы нашего города»
Физическое развитие
• Подвижные игры «Гараж», «Перекресток», «Разные машины»
Март «Домашние животные» Задание:
1. Петух.
2. Собака.
3. Кошка.
4. Будка для собаки. Продолжать развивать наглядно-действительное и наглядно-образное мышление, воображение, внимание, память. Познавательное развитие
• Настольно-печатные игры: «Кто как кричит», «Кто где живет», «Четвертый лишний», «Кто что делает»
• Рассматривание альбома «Домашние и дикие животные»
Социально-коммуникативное развитие
• Беседы
- «Животные мои друзья»
-«Зачем человеку домашние животные»
• знакомство с профессией «Фермер»
• Сюжетно-ролевая игра «Ветлечебница»
• Фотовыставка «Мои пушистые друзья»
Речевое развитие
• Чтение художественной литературы
-Загадки о животных
-рассказы Е. Чарушина
-С. Я. Маршак «Усатый- полосатый»
- стихи о животных
• Мнемотаблицы «Животные и их детеныши»
Художественно-эстетическое развитие
• Игры со строительным материалом
-«Петух»
-«Собака»
-«Кошка»
- «Будка для собаки»
• лепка из пластилина
• рисование «Клубочки для котят»
• П. И. Чайковский «Игра в лошадки»
Физическое развитие
Подвижные игры «Лохматый пес», «Кот Васька», «Лошадки»
Апрель «Космос» Задание:
1. Самолет. Учить детей идентифицировать детали LEGO 9076, по образцу Познавательное развитие
•Рассматривание иллюстраций.
-альбом «Путешествие в космос»
2. Ракета.
3. Летательный аппарат.
4. Мы в космосе (творческое конструирование по замыслу). соединять их в конструктивную модель самолета. Развивать исследовательские навыки в использовании деталей конструктора. Воспитывать интерес к конструированию 3D -конструкций и участию в совместном проекте «Космос». -плакат «Космос»
•Настольно-печатные игры.
- лото «Предметы космоса»
-д/и «сказочные планеты»
- пазлы
• мозаика «Ракета»
Социально-коммуникативное развитие
• Беседы
-Уроки мудрого звездочета -Профессия «Космонавт» -Что такое космос?
• с/р игра «Кому что нужно»
Речевое развитие
• Чтение художественной литературы
-«Как солнце и луна друг к другу в гости ходили»
-сказка «Бельчонок и звезда»
• Загадки про космос
Художественно-эстетическое развитие
• Игры со строительным материалом
- «Самолет»
-«Ракета»
-«Летательный аппарат»
- «Мы в космосе»
• аппликация «Ракета», «Самолет»
• слушание космической музыки
• выставка работ «Космический простор»
Физическое развитие
• Подвижные игры «Звездные ловишки», игра с прыжками «Марсианский роботразведчик»
Эстафета «Веселые космические соревнования»
Май «Мир природы» Задания:
1. Животные в зоопарке. Познавательное развитие
•Рассматривание иллюстраций.
- «Поход в зоопарк»
-презентация «Животные зоопарка»
- плакат «Рыбы»
2. Вольер для обезьян.
3. Аквариум для рыб.
4. Творческое конструирование по замыслу. •Настольно-печатные игры.
-«Чей след», «Чей хвост», «чья шуба»
-«Хищники и травоядные»
-«Один – много»
Социально-коммуникативное развитие •Беседы
- Что такое зоопарк?
-О правилах поведения в зоопарке
-Профессии людей, которые работают в зоопарке
• просмотр мультфильма «Зоопарк»
Речевое развитие
Чтение художественной литературы
-«Зоопарк от А до Я»
-С. Я. Маршак «Детки в клетке»
Художественно-эстетическое развитие
• Игры со строительным материалом
-«Животные в зоопарке»
-«Вольер для обезьян»
-«Аквариум для рыб»
• коллективная работа «Аквариум»
• муз. игра «Смешные обезьяны»
• рисование «Символ года»
• изготовление животных способом оригами
Физическое развитие
• Подвижная игра «Охотники и обезьяны»
Формы работы с родителями.
1. Родительское собрание «Знакомство с проектом по конструированию «Юный конструктор».
2. Консультация – практикум «Волшебные кирпичики».
Цель: познакомить родителей с разными видами конструкторов, показать приемы соединения деталей между собой.
3. Выставка совместных работ 4. Участие в интернет-конкурсе.
5. Фотовыставка «Дом моей мечты»
6. Семинар-практикум «Развивающие игры с конструктором» (нетрадиционные приемы)
7. Выставка совместных работ «Домашние животные» 8. Открытые просмотры НОД по лего - конструированию.
9. Анкетирование родителей.