Мария Гуревичева
Проект «Юные инженеры» Видео
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «КЕМЛЯНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ИЧАЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ПРОЕКТ
РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ
ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЮНЫЕ ИНЖЕНЕРЫ»
Разработчик проекта :
Гуревичева М. А. старший воспитатель,
педагог дополнительного образования
Кемля 2018
Актуальность.
Публикация «Проект „Юные инженеры“ Видео» размещена в разделах
С развитием человеческого общества меняется место ребенка в нем, а, следовательно, и история игрушки. Возникнув на определенном этапе развития человеческого общества, игрушки не исчезают вместе с исчезновением тех орудий труда, копиями которых они являются. Действия с игрушками превращаются в упражнения для развития определенных качеств.
Таким образом, современным детям всегда нужны новые увлекательные игрушки, которые в некоторой степени связаны с жизнью, трудом и деятельностью взрослых членов общества. Образовательные конструкторы LEGO-Wedo 2.0 представляют собой ту новую, отвечающую требованиям современного ребенка «игрушку». Причем, в процессе игры и обучения дети собирают своими руками игрушки, представляющие собой предметы, механизмы из окружающего их мира.
LEGO непросто является самой популярной игрушкой в мире. Этот конструктор не только вдохновляет и развивает воображение детей, но и, как подтверждают наборы для программирования Wedo 2.0, так же представляют собой ценный инструмент преподавания
С помощью конструктора LEGO-Wedo дети смогут погрузиться в мир программирования. Кубики LEGO – отличный образовательный материал, который дает возможность каждому ученику развиваться в различных направлениях. С их помощью ребенок может не только строить по инструкции, но и реализовывать свои самые смелые конструкторские и творческие идеи в виде моделей. При этом ценно не только то, что ребенок учится воплощать свои идеи в жизнь, но и сам процесс работы над проектом, в частности, с помощью решений Wedo 2.0. Ведь он продумывает все до мелочей, пробует, ошибается и растет. Ребенок свои первые открытия, и – это здорово!
Осваивая лего-конструирование ребята знакомятся с техникой, открывают тайны механики, прививают соответствующие навыки, учатся работать, иными словами, приобретают основу для будущих знаний, развивают способность находить оптимальное решение, что несомненно пригодится им в течении всей будущей жизни. В этом и состоит особенность самодельных игрушек: они не дают угаснуть духовным силам ребенка, способности созиданию творческой личности. Конструктор «Лего» – желанная мечта едва ли не каждого ребенка, научившегося говорить, – оказывается, может стать первой ступенькой успешной профориентации.
Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде LEGO-Wedo. LEGO в переводе с датского языка означает «умная игра». Конструктор помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат. Именно LEGO позволяет учиться играя, и обучаться в игре. К тому же с помощью игр дети учатся жить в обществе, социализируются в нем. Но LEGO не просто занимательная игра, это работа ума и рук. Любимые детские занятия «рисовать» и «конструировать» выстраиваются под руководством педагога в определенную систему упражнений, которые в соответствии с возрастом носят, с одной стороны, игровой характер, с другой – обучающий и развивающий. Игра ребенка с LEGO деталями близка к конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей.
Данный проект ориентирован на :
выполнение социального заказа на получение учащимися дополнительного образования в области технического творчества;
развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций с инфраструктурой района;
информационное сопровождение и продвижение позитивного образа «инженерных» профессий среди дошкольников;
создание системы элементарно-исследовательских, научно-технических мероприятий в целях повышения мотивации детей к изобретательской и исследовательской деятельности
профориентацию дошкольников на инженерные и технические специальности.
Цель проекта – развитие конструктивной, исследовательской деятельности детей, а также приобщение дошкольников к детскому научно-техническому творчеству.
Задачи проекта :
создание предметно-игровой среды обучения, развития и воспитания детей дошкольного и возраста, способствующей развитию творческих способностей детей, формированию технической и информационно-технологической компетентности, удовлетворению индивидуальных потребностей в интеллектуальном и нравственном совершенствовании, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, а также организация свободного времени детей;
формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
проведение социокультурных и досуговых мероприятий с целью перевода уровня общения учащихся с техникой «на ты», обучения детей грамотно выражать свою идею, спроектировать ее техническое и программное решение, реализовать ее в виде модели, способной к функционированию;
развивать социальное партнерство и взаимодействие с промышленными предприятиями района по ранней профориентации дошкольников;
Место реализации проекта.
Кружок «Лего-конструирование и робототехника для дошкольников» МБУДО «Ичалковский детский дом творчества» на базе МБДОУ «Кемлянский детский сад «Радуга» комбинированного вида».
Материально-техническое обеспечение по лего-конструированию - учебные столы, ноутбуки, наборы конструкторов LEGO-Wedo 2.0., диски по темам, интернет.
Методическое и дидактическое обеспечение – программное обеспечение и приложения LEGO-Wedo 2.0.
Наглядные пособия по темам – образцы моделей техники, схемы, эскизы, инструкции.
Ожидаемый результат.
Популяризация научно-технического творчества среди дошкольников, расширение сетевого взаимодействия с социумом, оказание новых образовательных услуг населению, создание условий для появления новых видов деятельности участников образовательного процесса, активное участие в массовых образовательных мероприятиях, конкурсах, выставках различного уровня.
Современное состояние исследований и разработок по данному инновационному проекту. В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой вид деятельности, как LEGO- конструирование и образовательная робототехника. В Ичалковском районе еще нет ни одного ДОО, реализующего LEGO-технологии. Не достаточно опыта работы и разработанных методических материалов по теме.
LEGO-конструирование и робототехника объединяет в себе элементы игры, экспериментирования, технического творчества.
В процессе такого вида деятельности ребенок приобщается к основам технического конструирования, у него развивается творческая активность и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям. Кроме того, развивается интерес к моделированию и конструированию. Все эти качества дошкольника полностью соответствуют задачам развивающего обучения и основным положениям ФГОС ДО.
Этапы реализации проекта
I этап. Подготовительно-проектировочный (2017-2018 учебный год)
II этап. Практический (2018-2019 учебный год)
III этап. Контрольно-аналитический (2019-2020 учебный год)
I этап. Подготовительно-проектировочный.
1. Анализ психолого-педагогической, методической литературы по данной теме.
2. Изучение возможностей внедрения LEGO и образовательной робототехники в образовательный процесс ДОО, анализ имеющихся условий; внесение, предложенных родителями идей в содержание проекта.
3. Формирование у детей первичных представления о применение LEGO-конструктов, робототехнике, о профессиях, связанных с изобретением и производством технических средств.
4. Изучение LEGO-технологии для дошкольников; изучение основ конструирования и робототехники, прохождение курсов повышения квалификации.
5. Разработка документации, графиков проведения занятий в интерактивной комнате.
II этап Практический.
1. Организация образовательной деятельности кружка технической направленности в ДОУ (организация работы с детьми на занятиях кружка «Конструирование и робототехника для дошкольников).
2. Организация целенаправленной работы по применению LEGO- конструкторов в образовательной деятельности по конструированию (2 раза в неделю) начиная со средней группы.
3. Использование ИКТ – оборудования в образовательном процессе: совместной, досуговой, диагностической деятельности (соревнования, экскурсионные мероприятия, конкурсы, фестивали, выставки среди воспитанников ДОО).
4. Развитие интереса к моделированию и конструированию; Развитие продуктивной (конструирование, исследовательской деятельности, формирование основ безопасности детей, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
5. Взаимодействие (интеграция) ДОУ с начальной школой, установление взаимодействия с социальными партнерами.
III этап Итоговый.
1. Содержание деятельности: анализ эффективности проведенных преобразований; обобщение результатов; тиражирование положительного опыта (Разработка методических рекомендаций по организации работы с детьми по LEGO-конструированию в группах; разработка перспективного планирования по LEGO-конструированию в группах детей 5-7 лет;
2. Проведение диагностики (мониторинг) уровня развития детей, прошедших обучение в кабинете в течение учебного года с целью выявления уровня развития конструктивных творческих способностей, личностных качеств ребенка, готовности к обучению в школе.
3. Повышение интереса родителей к LEGO-конструированию и образовательной робототехнике через организацию активных форм взаимодействия с родителями и детьми.
4. Разработка перспективного плана работы с детьми по лего-конструированию и робототехники на 2018-2019 учебный год.
Содержание педагогической деятельности.
Основная идея проекта заключается в реализации более широкого и глубокого содержания образовательной деятельности в детском саду с использованием конструкторов LEGO-Wedo 2.0. Реализация идеи проекта с использованием LEGO- технологии проходит в нескольких направлениях.
Реализуется расширение и углубление содержания конструкторской деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста за счет использования программируемых конструкторов нового поколения LEGO- WеDо. Реализуется программа образовательной деятельности кружка «Конструирование и робототехника для дошкольников», предполагающей 2 ступени обучения:
1 ступень – для детей 5-6 лет. Дети знакомятся с уникальными возможностями моделирования построек в программе LEGO-WеDо. Организация образовательной деятельности, на данном этапе, выстраивается в индивидуальных и подгрупповых формах работы с детьми;
2 ступень – возрастная категория: с 6 до 7 лет предполагает освоение LEGO - конструирования с использованием робототехнических конструкторов: LEGO-WeDO.
Конструкторы данного вида предназначены для того, чтобы положить начало формированию у воспитанников подготовительных групп целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Реализация данного курса позволяет расширить и углубить технические знания и навыки дошкольников, стимулировать интерес и любознательность к техническому творчеству, умению
исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать гипотезы. На этом этапе работы предполагается организация совместной проектной деятельности, активное привлечение родителей к техническому творчеству.
Список используемой литературы
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 64 с.
2. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. -М. : Гардарики, 2008. – 118 с.
3. Емельянова, И. Е., Максаева Ю. А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно_игровых комплексов. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. – 131 с.
4. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. - ИПЦ «Маска», 2013. –100 с.
5. Кайе В. А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5-8 лет. Методичсекое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2015. –128с.
6. Комарова И. И., Туликова А. В., Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 192 с.
7. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. – 213 с.
8. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов/ М. С. Ишмакова. -Всерос. уч. -метод. центр образов. Робототехники. – М. : Изд. -полиграф. центр «маска», 2013. – 100 с.
12. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с.
16. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М. : Академия, 2009. – 97 с.
17. Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 10.
19. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. – ИПЦ «Маска», 2013. – 100 с.
20. Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab). Учебно-методическое пособие. – СПб, 2001. – 59 с.
21. Савенков, А. И. Путь к одарё нности: исследовательское поведение дошкольников. – СПб. : Питер. – 272 с.
22. Селезнёва Г. А. Сборник материалов центр развивающих игр Леготека в ГОУ центр образования № 1317 – М., 2007г. – 58с.
23. Программа дополнительного образования «Роботенок» - Дымшакова Ольга Николаевна (https://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/9316-programma-robotjonok.html)
24. Проект «Развитие конструирования и образовательной робототехники в учреждениях общего и дополнительного образования г. Сочи на период 2014-2016гг.» (https://sochi-schools.ru/sut/im/d_114.pd Рабочая программа «Робототехника в детском саду» (https: // detsad139.ru /doc/pr _ robototechnika. pdf)
25. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов. – М. : Сфера, 2012. – 144 с.
Интернет ресурсы
1. https://www.lego.com/ru-ru/
2. https://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school
3. Образовательный портал «фгос-игра. рф» https://фгос-игра. рф
4. https://kladraz.ru/blogs/olga-georgievna-shalina/proekt-obrazovatelnaja-robototehnika-dlja-doshkolnikov.html
6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-
trud/2015/08/04/perspektivnoe-planirovanie-po-lego
7. https://www.int-edu.ru/
8. https://www.lego.com/ru-ru/
9. https://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school
10. https://kladraz.ru/blogs/olga-georgievna-shalina/proekt-obrazovatelnaja-robototehnika-dlja-doshkolnikov.html
Приложение 1
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
КРУЖКА «ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ И РОБОТЕХНИКА
ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
№
п/п Наименование разделов и тем Количество
часов Теоретических Практических
I. Введение -6 ч.
1.1 Вводное занятие. Техника безопасности. 2 2
1.2 Знакомство с конструктором LEGO WeDo и его возможностями 2 1 1
1.3 Введение в робототехнику Знакомство с деталями конструктора 2 1 1
II. Программное обеспечение LEGO WeDo - 1
2.1 Обзор, перечень терминов. Сочетания клавиш. 1 1
III. Изучение механизмов. Простые механизмы- 24 ч.
3.1 Понятие простого механизма. Общие сведения и механизмах, его составных элементах 2 1 1
3. 2 Конструирование: Робота-тягача (Основное задание) 2 1 1
3. 3 Конструирование: Дельфина (Творческое задание) 2 1 1
3.4 Валы и оси. Шестерни и шкивы.
Общие сведения 2 1 1
3. 5 Конструирование: Гоночный автомобиль. (Основное задание) 2 1 1
3. 6 Конструирование: Вездеход (Творческое задание) 2 1 1
3.7 Рычаги. Общие сведения 2 1 1
3. 8 Конструирование: Лягушка
(Основное задание) 2 1 1
3. 9 Конструирование: Горилла (Творческое задание) 2 1 1
3.10 Шкивы, ременная передача. Общие сведения 2 1 1
3. 11 Конструирование: Цветок
(Основное задание) 2 1 1
3. 12 Конструирование: Подъемный кран
(Творческое задание) 2 1 1
IV. Сложные механизмы - 41
4.1 Мотор, тяговое усилие. Общие сведения 2 1 1
4.2 Привод, передаточное усилие, подъемник. Общие сведения 2 1 1
4. 3 Конструирование: Рыба 2 1 1
4. 4 Конструирование: Вертолет 2 1 1
4. 5 Конструирование: Паук 2 1 1
4. 6 Конструирование: Грузовик для переработки отходов 2 1 1
4. 7 Конструирование: Мусоровоз 2 1 1
4. 8 Конструирование: Гусеница 2 1 1
4. 9 Конструирование: Богомол 2 1 1
4. 10 Конструирование: Устройство оповещения 2 1 1
4. 11 Конструирование: Мост 2 1 1
4.12 Рулевой механизм. Конструирование: Вилочный подъемник 2 1 1
4. 13 Конструирование: Снегоочиститель 2 1 1
4.14 Конструкции типа «Трал». Конструирование: Очиститель моря 2 1 1
4. 15 Конструирование: Подметально-уборочная машина. 2 1 1
4.16 Конструирование модели с изменением направления движения 2 1 1
4. 17 Конструирование модели: Детектор 2 1 1
4. 18 Конструирование модели: Светлячок 2 1 1
4. 19 Конструирование модели: Джойстик 2 1 1
4.20 Конструирование собственной модели. Урок проектов 3 3
Итого: 72 36 36
Приложение 2
Практическое применение в работе с дошкольниками- https://youtu.be/V2RhNU7zric