Елена Мотылец
Проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Югра — мой край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей
«Югра – мой край родной»
2023-2024 учебный год
Составили воспитатель :
Мотылец Е. М
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка стр.
2. Цели и задачи проекта стр.
Публикация «Проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы „Югра — мой край родной“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
3. Этапы реализации проекта стр.
4. Ожидаемые результаты стр.
5. Реализация проекта стр.
5.1. Перспективный план мероприятий по проекту стр.
5.2. Развивающая среда стр.
5.3. Совместная деятельность со специалистами ДОУ стр.
6. Используемая литература стр.
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта : групповой.
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь 2023- май 2024г.).
Участники проекта : воспитатели, воспитанники, родители, библиотекари Детско-юношеской библиотеки ЛГ МАУ ЦК «Нефтяник».
Цель: Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников с использованием регионального компонента.
Задачи:
Способствовать становлению понятия «Мой край».
Вызвать интерес к познанию истории родного края.
Способствовать обогащению и активизации словаря детей.
Уточнить имеющиеся знания детей о жизни в городе.
Пробудить интерес к труженикам города, уважение к их труду.
Развивать бережное отношение к природе города, его достопримечательностям и культурным ценностям.
Воспитывать толерантность.
Приобщать родителей к активному участию, воспитанию у детей любви к родным местам.
Формировать у родителей активной жизненной позиции по вопросам патриотического воспитания.
Актуальность.
Актуальность проекта. Проблема гражданско-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Гражданско-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. В настоящее время, как на региональном, так и на федеральных уровнях актуализируются задачи духовно-нравственного воспитания, которые находят развитие в постановке цели духовно-нравственного образования в государственных нормативных документах. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально - региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении, основанного на культурных ценностях.
Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых, отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом.
Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Важное значение в эффективности воспитания имеет правильный выбор методов и приемов, форм работы с дошкольниками. Одним из перспективных методов является метод проектной деятельности.
Данный проект направлен на духовно-нравственное и эстетическое развитие.
Ожидаемые результаты:
Проявление интереса к истории и культуре, любви к родному городу, краю.
Сформированы начальные знания о жизни своего города и Ханты –Мансийского автономного округа – Югра.
Расширены знания детей о природе и коренном населении родного края – Югра.
Пополнение активного и пассивного словаря детей.
Сформированы у детей представлений о родном крае и городе (символы; основные архитектурные сооружения, памятники, определяющие облик города; знание названий улиц города и значение этих названий).
Проявление интереса к труженикам города, уважение к их труду.
Умение видеть красоту родного края и города, радоваться ей.
1. Этапы реализации проекта
I этап
Подготовительный
(сентябрь) Изучение методической литературы;
Составление перспективного плана;
Создание развивающей среды;
Подбор игр и оборудования;
Создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности;
Анкетирование родителей о родном крае, его истории, достопримечательностях;
Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного края.
II этап
Основной
реализация проекта (проведение основных мероприятий по плану)
(сентябрь - май)
Тематический план работы по ознакомлению детей с родным краем;
Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом;
Ситуационное общение и беседы;
Совместные мероприятия с детьми;
Совместные мероприятия с семьями воспитанников;
Совместные мероприятия с социальными партнерами;
Просмотр презентаций;
Экскурсии по социально-значимым, культурно-бытовым местам родного края.
III этап Обобщающий
оценка полученных результатов в свете поставленной цели;
презентация проекта;
определение перспективы развития проекта.
(май) Оформление альбома «Милее места нет в краю родном».
Викторина «Что мы знаем о родном крае».
Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного края.
Подведение итогов и обмен мнениями по реализации проекта.
2. Реализация проекта
Перспективный план мероприятий по проекту
№
п/п Мероприятия с воспитанниками Мероприятия с родителями
1 «Символика родного города и края»
Цели: Учить детей различать гербы и флаги г. Лангепаса и родного края - Югры. Закреплять умение отвечать на вопросы полными ответами. Воспитывать нравственно-патриотические чувства. Предложить родителям список познавательной литературы.
2 «Моя Югра – мой край родной».
Цель: закреплять представления детей о географическом положении Ханты-Мансийского округа, учить находить столицу ХМАО на карте, воспитывать любовь и уважение к родному краю. Познавательная и художественная литература об истории ХМАО, выставка.
3 Рисование: «Наш город».
Цели: расширять интерес детей к изобразительной деятельности. Совершенствовать умение рисовать архитектурные сооружения. Побуждать передавать в рисунке особенности архитектуры Лангепаса. Воспитывать любовь к родному городу. Порекомендовать провести городскую экскурсию «Достопримечательности города».
4 «Кто на севере живет? Что на севере растет?»
Цель: уточнять и расширять знания детей о растительном и животном мире Севера; характерном внешнем виде, повадках, питании и способах приспособления к суровым условиям. Предложить родителям собрать художественную литературу о природном мире края.
5 «В гости в хантыйский чум».
Цель: познакомить детей с бытом и традициями северных народов - ханты, обогащать знания через национальный фольклор, развивать познавательный интерес. Предложить родителям посетить музей.
6 Чтение хантыйских сказок и загадок.
Цель: Закреплять умение детей внимательно слушать произведение, участвовать в беседе по прочитанному. Воспитывать уважение к национальному фольклору. Участие в выставке рисунков «Волшебство сказок Югры».
7 «Профессии нашего края – нефтяник». Цель: Закрепить представления детей о профессии нефтяник, почему она является основной в нашем крае. Расширять словарь детей : бурильщик, скважина. Воспитывать уважение, гордость за свой город, край, людей, которые живут и работают в Югре. Значение гражданско – патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста».
8 Беседа: «Черное золото Югры».
Цель: Расширять знания о полезных ископаемых Югорского края. Закреплять понятие о том, что природные богатства (нефть и газ) дают человеку возможность жить. Воспитывать бережное отношение к дарам Земли Югорской.
9 Дидактическая игра: «Профессии жителей Югры». Цель: Закрепить знания детей о профессиях своих родителей. Развивать внимание, умение выражать свои мысли грамотно, четко произнося все звуки. Оформление стенгазеты «Профессии моих родителей»
10 Презентации воспитанников «Моя Югра – мой край родной». Участие и помощь родителей в оформлении сообщений и презентаций.
Список используемой литературы:
1. Нравственно - патриотическое воспитание и духовное воспитание дошкольников. Под ред. Н. В, Микляевой. – М. : ТЦ Сфера, 2013
2. Патриотическое воспитание детей 4- 6 лет. Методическое пособие. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. – М. : ТЦ Сфера, 2077
3. Ребенок и декоративно – прикладное искусство обских угров. Кудрявцева В. Т., Решетникова Р. Г. – М. : Издательство ИКАР, 2003
4. «Уроки души» Сборник стихов, сказок, праздников Югры. Тарханов А. С., Мартовский С. Б. 2005г.
5. Журналы: «В мире растений», «Флора», «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Ребенок в детском саду