Елена Мотылец
Проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Югра — мой край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей
«Югра – мой край родной»
2023-2024 учебный год
Составили воспитатель :
Мотылец Е. М
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка стр.
2. Цели и задачи проекта стр.
3. Этапы реализации проекта стр.
4. Ожидаемые результаты стр.
Темочки:
- Моя малая Родина, край, город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
5. Реализация проекта стр.
5.1. Перспективный план мероприятий по проекту стр.
5.2. Развивающая среда стр.
5.3. Совместная деятельность со специалистами ДОУ стр.
6. Используемая литература стр.
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта : групповой.
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь 2023- май 2024г.).
Участники проекта : воспитатели, воспитанники, родители, библиотекари Детско-юношеской библиотеки ЛГ МАУ ЦК «Нефтяник».
Цель: Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников с использованием регионального компонента.
Задачи:
Способствовать становлению понятия «Мой край».
Вызвать интерес к познанию истории родного края.
Способствовать обогащению и активизации словаря детей.
Уточнить имеющиеся знания детей о жизни в городе.
Пробудить интерес к труженикам города, уважение к их труду.
Развивать бережное отношение к природе города, его достопримечательностям и культурным ценностям.
Воспитывать толерантность.
Приобщать родителей к активному участию, воспитанию у детей любви к родным местам.
Формировать у родителей активной жизненной позиции по вопросам патриотического воспитания.
Актуальность.
Актуальность проекта. Проблема гражданско-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Гражданско-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. В настоящее время, как на региональном, так и на федеральных уровнях актуализируются задачи духовно-нравственного воспитания, которые находят развитие в постановке цели духовно-нравственного образования в государственных нормативных документах. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально - региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении, основанного на культурных ценностях.
Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых, отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом.
Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Важное значение в эффективности воспитания имеет правильный выбор методов и приемов, форм работы с дошкольниками. Одним из перспективных методов является метод проектной деятельности.
Данный проект направлен на духовно-нравственное и эстетическое развитие.
Ожидаемые результаты:
Проявление интереса к истории и культуре, любви к родному городу, краю.
Сформированы начальные знания о жизни своего города и Ханты –Мансийского автономного округа – Югра.
Расширены знания детей о природе и коренном населении родного края – Югра.
Пополнение активного и пассивного словаря детей.
Сформированы у детей представлений о родном крае и городе (символы; основные архитектурные сооружения, памятники, определяющие облик города; знание названий улиц города и значение этих названий).
Проявление интереса к труженикам города, уважение к их труду.
Умение видеть красоту родного края и города, радоваться ей.
1. Этапы реализации проекта
I этап
Подготовительный
(сентябрь) Изучение методической литературы;
Составление перспективного плана;
Создание развивающей среды;
Подбор игр и оборудования;
Создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности;
Анкетирование родителей о родном крае, его истории, достопримечательностях;
Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного края.
II этап
Основной
реализация проекта (проведение основных мероприятий по плану)
(сентябрь - май)
Тематический план работы по ознакомлению детей с родным краем;
Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом;
Ситуационное общение и беседы;
Совместные мероприятия с детьми;
Совместные мероприятия с семьями воспитанников;
Совместные мероприятия с социальными партнерами;
Просмотр презентаций;
Экскурсии по социально-значимым, культурно-бытовым местам родного края.
III этап Обобщающий
оценка полученных результатов в свете поставленной цели;
презентация проекта;
определение перспективы развития проекта.
(май) Оформление альбома «Милее места нет в краю родном».
Викторина «Что мы знаем о родном крае».
Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного края.
Подведение итогов и обмен мнениями по реализации проекта.
2. Реализация проекта
Перспективный план мероприятий по проекту
№
п/п Мероприятия с воспитанниками Мероприятия с родителями
1 «Символика родного города и края»
Цели: Учить детей различать гербы и флаги г. Лангепаса и родного края - Югры. Закреплять умение отвечать на вопросы полными ответами. Воспитывать нравственно-патриотические чувства. Предложить родителям список познавательной литературы.
2 «Моя Югра – мой край родной».
Цель: закреплять представления детей о географическом положении Ханты-Мансийского округа, учить находить столицу ХМАО на карте, воспитывать любовь и уважение к родному краю. Познавательная и художественная литература об истории ХМАО, выставка.
3 Рисование: «Наш город».
Цели: расширять интерес детей к изобразительной деятельности. Совершенствовать умение рисовать архитектурные сооружения. Побуждать передавать в рисунке особенности архитектуры Лангепаса. Воспитывать любовь к родному городу. Порекомендовать провести городскую экскурсию «Достопримечательности города».
4 «Кто на севере живет? Что на севере растет?»
Цель: уточнять и расширять знания детей о растительном и животном мире Севера; характерном внешнем виде, повадках, питании и способах приспособления к суровым условиям. Предложить родителям собрать художественную литературу о природном мире края.
5 «В гости в хантыйский чум».
Цель: познакомить детей с бытом и традициями северных народов - ханты, обогащать знания через национальный фольклор, развивать познавательный интерес. Предложить родителям посетить музей.
6 Чтение хантыйских сказок и загадок.
Цель: Закреплять умение детей внимательно слушать произведение, участвовать в беседе по прочитанному. Воспитывать уважение к национальному фольклору. Участие в выставке рисунков «Волшебство сказок Югры».
7 «Профессии нашего края – нефтяник». Цель: Закрепить представления детей о профессии нефтяник, почему она является основной в нашем крае. Расширять словарь детей : бурильщик, скважина. Воспитывать уважение, гордость за свой город, край, людей, которые живут и работают в Югре. Значение гражданско – патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста».
8 Беседа: «Черное золото Югры».
Цель: Расширять знания о полезных ископаемых Югорского края. Закреплять понятие о том, что природные богатства (нефть и газ) дают человеку возможность жить. Воспитывать бережное отношение к дарам Земли Югорской.
9 Дидактическая игра: «Профессии жителей Югры». Цель: Закрепить знания детей о профессиях своих родителей. Развивать внимание, умение выражать свои мысли грамотно, четко произнося все звуки. Оформление стенгазеты «Профессии моих родителей»
10 Презентации воспитанников «Моя Югра – мой край родной». Участие и помощь родителей в оформлении сообщений и презентаций.
Список используемой литературы:
1. Нравственно - патриотическое воспитание и духовное воспитание дошкольников. Под ред. Н. В, Микляевой. – М. : ТЦ Сфера, 2013
2. Патриотическое воспитание детей 4- 6 лет. Методическое пособие. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. – М. : ТЦ Сфера, 2077
3. Ребенок и декоративно – прикладное искусство обских угров. Кудрявцева В. Т., Решетникова Р. Г. – М. : Издательство ИКАР, 2003
4. «Уроки души» Сборник стихов, сказок, праздников Югры. Тарханов А. С., Мартовский С. Б. 2005г.
5. Журналы: «В мире растений», «Флора», «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Ребенок в детском саду