Марина Фёдорова
Проект по патриотическому воспитанию «Этих дней мы не забудем никогда»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №44"
ПРОЕКТ
"Этих дней мы не забудем никогда…"
(по доминирующей деятельности - познавательный;
по количеству участников - групповой;
характер контактов - среди детей одной группы;
по продолжительности – краткосрочный (2 недели).
Заявитель:
дети (подготовительная группа).
Авторы проекта:
воспитатель Фёдорова Марина Анатольевна,
воспитатель Гаврилова Наталья Владимировна
г. Новокузнецк, 2016г.
Публикация «Проект по патриотическому воспитанию „Этих дней мы не забудем никогда“» размещена в разделах
Проблема: у старших дошкольников недостаточный уровень знаний об истории человечества, о легендарном прошлом России в период Великой Отечественной войны. Для чего нам нужно помнить о событиях Великой Отечественной войны?
Актуальность проекта: патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных, это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении. Только в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
У В. П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран прохо-дит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска». Нельзя быть патриотом, не чувст-вуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне; укрепление нравственно-патриотических чувств дошкольников через совместные мероприятия детей и их родителей, педагогов; формирование знаний о ВОВ через различные виды деятельности.
Задачи проекта:
1. Формировать элементарные знания детей о событиях в Великую Отечественную вой-ну на основе ярких представлений, конкретных исторических фактов, доступных де-тям и вызывающих у них эмоциональные переживания.
2. Уточнить и расширить знания о военной технике и о людях военных профессий.
3. Уточнить и расширить знания о памятниках, монументах, улицах г. Новокузнецка.
4. Развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности (модели-ровании, коллекционировании, изобразительной деятельности и т. д.).
5. Вовлекать родителей в опознавательный диалог с детьми посредством разработки детско-родительских проектов и совместного поиска информации.
6. Воспитывать уважение к героям Великой Отечественной войны, чувство гордости за народ, победивший врага.
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап.
подбор иллюстрированного материала, наглядных пособий и оборудования;
подбор материала для подготовки к проведению непосредственной образовательной деятельности (мультимедийные презентации);
беседы с родителями о проведении познавательного проекта;
беседы с детьми, совместное составление плана реализации проекта.
2. Основной этап.
работа с детьми: организация совместной деятельности, проведение непосредственно образовательной деятельности, продуктивная деятельность детей (аппликация, конструирование, рисование, лепка, прикладной труд, проведение разнообразных игр, разучивание физкультминуток, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений;
оснащение предметно-развивающей среды: альбомы «Памяти павших», «Наша Армия отважна и сильна», атрибуты к сюжетно-ролевым играм;
создание информационного стенда для родителей;
организация выставок творческих работ: «Праздничный салют», «Цветы для ветера-нов».
3. Заключительный этап.
В процессе работы над заключительным этапом были проведены такие мероприятия, как:
итоговое тематическое мероприятие «Вечер памяти 9 мая»;
презентация проекта в ДОУ;
выступление на педагогическом совете с целью обмена опытом с педагогами по воспитательно–образовательной работе;
размещение материалов проекта на сайте ДОУ.
Продукт проекта:
музей фотографий, писем из семейных архивов, предметов военного времени;
рисунки на тему: «Праздничный салют», «Цветы для ветеранов»;
выставка поздравительных открыток ветеранам и труженикам тыла: «Спасибо за мир!»;
выпуск фотогазеты в родительском уголке «Этот день Победы…»
План осуществления проекта. (Основной этап)
Утро
Ежедневное одевание георгиевских ленточек.
Прослушивание военных песен.
Беседы: «Что такое Георгиевская лента (чем и кем должны гор-диться, о ком помнить)», «Воен-ный транспорт», «Дети войны», «Что такое эвакуация?».
Рассматривание иллюстраций с военной техникой, оружием, солдатами.
Тренинг «Эвакуация». Дидактические игры: «Найди столько же танков», «Определи по порядку», «Дорисуй и закрась», «Четвертый лишний», «Соедини линией», «Защитники Отечества», «Определи род войск»
Сюжетно-ролевые игры: «Разведчики»,«Танкисты», «Моряки», «Летчики», «Пограничники»,
«Военный корабль».
Игры с дидактической игрушкой (солдатиками).
Игры со строительным материалом «Гараж для военной техники». Создание рисунков о войне.
Составление рассказа «Мой дедушка, прадедушка – участник ВОВ».
Рекомендации родителям по домашнему чтению: А. Барто «На заставе», С. Я. Маршак «Пограничники».
Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для сюжетно – ролевых игр.
Изготовление поздравительных открыток ветеранам и труженикам тыла: «Спасибо за мир!».
Оформление альбомов, совместно детьми, родителями и педагогами «Памяти павших», «Наша Армия отважна и сильна».
Привлечение родителей к оформлению выставки, к подборке экспонатов (фотографий и писем из семейных архивов, предметов военного времени).
Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для спортивного развлечения.
НОД
Рисование «Праздничный салют»;
Ручной труд «Цветы для ветеранов»;
Окружающий мир «Тематическое мероприятие, посвящённое Дню Победы»,
«Наша армия. День Победы», «Бронзовый солдат»;
Художественная литература «Пересказ рассказа С. Алексеева «Первый ночной таран», «Разучивание стихотворения С. Михалкова «Наша армия родная»;
Лепка «Военная техника»;
Пластилинография «Знамя победы»;
Конструирование из строительного материала «Военная база»;
Аппликация «Открытка ко Дню Победы».
Прогулка
Спортивный праздник «Мы защитники».
Экскурсия на Бульвар Героев с возложением цветов к вечному огню.
Экскурсия в сквер Г. Жукова.
Эстафеты: «Эвакуация жителей города», «Передай пакет в штаб».
Игровые упражнения: «Снайперы», «Пронеси спец. пакет, не урони». Подвижные игры: «Минное поле», «Доставь пакет на коне», «Внимательный лётчик», «Подай сигнал», «Сапёры», «Боевое задание», «Найди и доставь пакет».
После сна
Беседы: «Почему война называется Великой Отечественной», «Что такое героизм?», «Герои Великой Отечественной войны», «Герои, которые ковали победу в тылу».
Просмотр и обсуждение презентаций на темы: «Они сражались за Родину»; «Память»; «День Победы».
Чтение художественной литературы: рассказа А. Твардовского «Рассказ танкиста», глав из книги С. Баруздина «Шел по улице солдат», Н. Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой», Ч. С. Баруздина «Страна, где мы живем», Л. Кассиль «Твои защитники», А. Суркова «Утро Победы», Исаева А. «Нет солдат неизвестных…», О. Высотская «Мой брат уехал на границу».
Логоритмика «Наши воины идут».
Заучивание физкультминуток: «Стойкий оловянный солдатик», «На параде», «Как солдаты», «Фронтовая», «Самолёты», «Салют», мультимедийной физкультминутки «У солдата выходной…»;
пальчиковой гимнастики: «Мы солдаты», «Защитники Отечества», «Чтобы солнце улыбалось», «Праздничный салют»;
дыхательной гимнастики: «Флажок», «Корабль».
Театрализованная постановка по произведению Б. Окуджавы «До свидания, мальчики».
Вечер
Рассматривание и обсуждение репродукций: Ю. М. Непринцев «Отдых после боя»; Е. В. Вучевич «Воин освободитель»; А. А. Дейнека «Оборона Севастополя».
Раскрашивание раскрасок «9 мая».
Чтение и объяснение пословиц: «Умелый боец — везде молодец», «Один в поле не воин».
Творческое рассказывание «Мы за мир».
Просмотр мультфильмов: «Грустная сказка о войне», «Солдатская сказка»
Ожидаемый результат:
По окончании проекта дети должны знать:
об истории человечества через знакомство с легендарным прошлым России в период Великой Отечественной войны;
о военных профессиях, о родах войск, военной технике;
произведения поэтов, писателей и художников на военную тематику;
о памятных местах родного города;
о земляках-героях, о героях своей семьи;
уметь:
ориентироваться в исторических событиях нашей Родины и в ленте времени;
проявлять внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям;
оказывать посильную помощь пожилым людям;
иметь:
осознанное уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны;
сформированную гражданскую позицию, чувство любви к Родине;
интерес к истории своей страны;
навыки социального общения со взрослыми.
Список литературы
1. Александрова Е. Ю. и др. «Система патриотического воспитания в ДОУ»- Волгоград, «Учитель», 2007г.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Феде-рации на 2011-2015 годы». [Электронный ресурс] // режим доступа:http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml.
3. Дошкольникам о защитниках Отечества / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М. : ТЦ Сфера, 2006г.
4. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о великой победе!» - Москва, «Гном и Д», 2005 г.
5. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина. – М. :АРКТИ, 2005г.
6. Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?»- Москва, ТЦ «Сфера», 2004г.
7. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое по-собие. – М. : ТЦ Сфера, 2006. -96. – (Программа развития).
8. Новийкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М. : Линка-Пресс, 2003.
9. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. – 2003. №6. С. 8-9 Казакова И.
10. Подрезова Т. И. «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДгОУ. Патриотическое воспитание» -Москва, «Айрис-пресс», 2007г.