Ольга Николаева
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Этих дней не смолкнет слава»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
. Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той войны,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Юрий Воронов,
участник блокады Ленинграда
Пояснительная записка
Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе в этой войне, немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общества, ни гуманитаризация российского образования, потому что Великая Отечественная война - это духовный подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают еще жать рядом с нами, - подвиг, без которого не было бы ни нас с вами, ни России.
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию „Этих дней не смолкнет слава“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Это отмечено в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Авторы современных образовательных программ выделяют задачу расширения социальной компетентности детей в вопросах общественной значимости всенародного праздника дня Победы (Евдокимова Е. С., Коломийченко Л. В., Парамонова Л. А. и др.). В доступных для детского возраста границах, подчеркивают важность знакомства дошкольников с тем, что война это всегда трагедия и горе для людей. В то же время детям важно учиться восхищаться мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину, переживать свою сопричастность с далекими событиями истории, ощущать радость Великой Победы, гордость за свое Отечество.
В решении этой задачи сегодня важная роль должна быть отведена дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте формируется основные нравственные качества ребенка. В связи с этим перед педагогами дошкольного образовательного учреждения стоит задача формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников с использованием современных мультимедийных технологий. Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Актуальность проекта.
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, стране, особенностях русских традиций, мало знают о подвиге русского народа в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Часто даже не знают, когда и с кем воевал наш народ.
Присутствует равнодушное отношение к близким людям, товарищам, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственного и героико-патриотического воспитания в семье.
Проблема: Современные дети не знают, что такое война. Поэтому важно рассказать им о войне 1941-1945 г. г.
Идея: В преддверии празднования Дня победы познакомить детей с героическим прошлым нашей страны.
Цель.
Сформировать у детей чувства исторической сопричастности к своему роду, восстановление утраченных связей между поколениями, способствовать формированию убеждения о недопустимости повторения войны.
Задачи:
1. Расширять и систематизировать знания детей о ВОВ.
2. Развивать умение составлять рассказ о своей семье, обогащать словарный запас.
3. Способствовать формированию у детей интереса к истории своей семьи, своего народа.
4. Формировать нравственно-патриотические качества : храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
5. Воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению.
Вид проекта : информационно-творческий.
Состав участников: воспитатели, родители, дети 2 - 3 года.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Сроки реализации проекта : апрель- май.
Основные формы реализации проекта : беседы, организация НОД, мини-выставки, составление рассказов, консультации для родителей, игра,
Предполагаемый результат:
1. Пробуждение у детей интереса и уважения к истории России.
2. Расширение и систематизация знаний о Великой Отечественной войне.
3. Понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека, уважительного отношения к участникам войны, труженикам тыла, бережного отношения к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.).
4. Повышение компетентности родителей.
5. Разработанные рекомендации для родителей (какие книги читать детям, какие экспозиции в музеях доступны пониманию дошкольников).
6. Оформленные выставки детских работ, стенды,
7. Составленные конспекты занятий, досугов.
Этапы проекта :
Предварительный этап (апрель 2017 г.)
• Прослушивание песен военных лет.
• Просмотр презентации «Детям о войне».
• Диагностика знаний детей по данной теме.
• Сбор и изучение литературы по теме проекта.
• Выпуск газеты «Этот День Победы…».
Основной этап (апрель-май 2017 г.)
1. Знакомить детей с художественной литературой о Великой Отечественной войне.
2. Рассматривание иллюстраций и репродукций картин художников о ВОВ.
3. Заучивание стихов, составление рассказов, беседы.
4. Выставка книг о войне.
5. Слушание аудиозаписей военных песен.
6. Подвижные игры: «Донесение», «С кочки на кочку», «Чей отряд быстрее посадит свои самолеты», игровое упражнение «Меткие солдаты» упражнять в метании набивного мяча. и др.
7. Продуктивная деятельность:
• Изо деятельность: Лепка «Танк»;
• По развитию речи: «Что я знаю о войне?», «Дети на ВОВ».
• С/ р игра «Больница»
• Чтение: А. Жаров «Звездочка»
Работа с родителями:
- Анкетирование родителей по теме.
- Консультация для родителей «Как рассказать ребёнку о Великой Отечественной войне».
- Беседа с родителями «Этих дней не смолкнет слава».
- Оказание помощи в проведении выставок.
- Изготовление атрибутов и костюмов к играм и тематическому занятию.
- Совместная подборка детей и родителей исторического материала (фотографий, писем, боевых наград) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых событиях.
Заключительный этап:
(май 2017 г.)
1. Анкетирование родителей и детей.
2. Оформление фотовыставки по материалам проекта.
3. Оформление уголка «Боевой славы».
4. Выставка рисунков, поделок.
Литература:
1. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ// Управление ДОУ. - 2005. №1.
2. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. Детям о Великой Победе. – М. : Гном, 2011 г.
3. Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева «Система патриотического воспитания в ДОУ». Изд. «Учитель». Волгоград. 2007.
Приложения
1. Диагностика знаний детей о Великой Отечественной войне
1. Что такое война? Что она приносит людям?
2. Кто такие герои? Какой подвиг они совершили?
3. Для чего создают памятники, пишут стихи, книги и ставят фильмы о войне?
4. Есть ли в вашей семье участник войны, что ты о нем знаешь?
5. Что такое медаль? Кому вручают медали?
2. Игры к проекту.
1. Игра "Будь внимательным"
На бумаге изображены различные предметы. После того как воспитатель убирает рисунок, дети по очереди называют военные предметы (танк, карту, бинокль, пушку, пистолет и т. д.).
2. Игра "Чей отряд быстрее посадит свои самолеты"
Дети строятся в две колонны, под музыку они бегают по залу, расставив руки в стороны ("самолеты летят"). По сигналу строятся в две колонны, присев на одно колено, руки - в стороны ("самолеты приземлились"). Побеждает команда, быстрее построившаяся.
3. «Помоги раненому» (атрибуты те же, только на стуле сидит раненый боец; девочка-медсестра, одетая в белый халат, пробирается сквозь все преграды на поле боя к раненому бойцу, достает из кармана бинт и перевязывает бойцу ногу (руку).
3. Анкетирование родителей.
В начале проекта было проведено анкетирование родителей, которое показало, что уровень знания у детей по этому вопросу низкий.
70% родителей на вопрос «рассказывали ли они о войне своим детям» ответили отрицательно. В 90% семей не существует традиций празднования этого события.
Надеюсь, что по окончании моего проекта, повысится уровень осведомлённости старших дошкольников об истории человечества через знакомство с легендарным прошлым России в период Великой Отечественной войны, изменится их гражданская и социальная позиция, дети станут, более толерантными и будут испытывать уважение к защитникам Родины и чувство гордости за свой народ. А компетенция родителей значительно возрастёт.