Грецкая Елена Михайловна
Проект «Эта удивительная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация:
Каждый день мы употребляем в пищу соль, знаем о её пользе и вреде, но ничего не знаем об «удивительных» свойствах соли, о том, как её можно получить и использовать в творческой деятельности.
Актуальность.
Дошкольники – прирождённые исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача воспитателя – активно поддерживать, направлять и помогать воспитанникам. Тема была выбрана не случайно: в детский сад один из детей принес фотографии соляной пещеры.
Публикация «Проект „Эта удивительная соль“» размещена в разделах
С этого все и началось. Ребята продолжали задавать вопросы и воспитателям, и родителям.
- Что такое соль? Откуда она берется? Как ее добывают? Или готовят? Почему море соленое? Интересно…
- Почему соль? Чем смогла заинтересовать детей обычная соль?
- Что в ней необычного? - Почему не сахар или другой продукт?
Тема показалась мне необычной и очень оригинальной. В работу включились и дети, и родители.
Тогда мы решили, что все желающие тоже могут начать исследования, чтобы самостоятельно найти ответы на все интересующие их вопросы.
Цель проекта: Формировать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с природным веществом - солью. Уточнить, что такое соль? Какие виды соли бывают? Как добывают соль? Свойства соли? Как и где человек использует и применяет соль.
Задачи:
1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли.
2. Развивать мышление, любознательность, наблюдательность, логическое мышление, внимание, память.
3. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.
4. Развивать познавательные способности детей: умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.
5. Продолжать расширять область социально нравственных ориентаций и чувств у детей.
6. Обогащать представления детей об окружающих их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях.
7. Развивать связную и диалогическую речь; зрительное и слуховое внимание, развивать речевой слух; умение ориентироваться в пространстве; мелкую и общую моторику рук.
Вид проекта:
*Краткосрочный – 2 недели (с 11 марта по 25 марта)
*Исследовательский
*Творческий
*Познавательный
*Информационный
*Групповой
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.
Ожидаемый результат:
* Дети получат представления о соли, ее свойствах, способах добычи, видах соли, ее пользе и вреде, используя разные методы для получения информации.
* Обогатится опыт детей проводить опытно-экспериментальную деятельность, опыт в творческой деятельности.
*Развитие наблюдательности, внимания, умения сравнивать, видеть причинно - следственные связи.
*У родителей повысится уровень компетентности в вопросах детского экспериментирования.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный.
*Изучение информации, беседы.
*Анализ познавательной литературы и статей из интернета.
*Опытно - экспериментальная деятельность.
*Исследовательская деятельность.
*Наблюдения.
*Творческая деятельность.
С чего начать:
Что мы знаем о соли?
Соль белое вещество. Соль добавляют в пищу. Морскую соль добавляют в ванну. Соль растворяется в воде.
Что мы хотим узнать?
1. Выяснить откуда берется соль?
2. Можно ли обойтись без нее, для чего она нужна?
3. Исследовать свойства соли опытным путем.
4. Как можно использовать соль в творчестве?
5. Соль - враг или друг человека?
Как найти ответы на вопрос? Почитать энциклопедию. Спросить у родителей. Узнать из журналов и газет. Узнать ответ в интернете. Понаблюдать. Провести эксперимент. Подумать самостоятельно.
2 этап. Основной.
Поиск ответов на поставленные вопросы через разные формы работы.
3 этап. Заключительный.
Выставка детских рисунков, поделок из соленого теста.
Публичная защита проекта детьми на научной конференции в детском саду.
Взаимодействие с родителями:
1. Поисковая работа по подбору материала по теме.
2. Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная, йодированная).
3. Подборка загадок, пословиц и поговорок.
4. Создание мини-книжек «Опыты с солью».
5. Консультации для родителей: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников», «Опыты без взрывов».
Реализация проекта
Виды деятельности
Игровая
Пальчиковые игры в морской соли:
«Солим капусту»
«Солим суп»
«Дружны пальчики»
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин. Расплачиваемся за товар мешочками соли», «Повар», «Засолка овощей и грибов»
Дидактические игры:
«Узнай на вкус»,
«Выбери правильное слово»,
«Определи на ощупь»,
«Что лишнее»,
«Где живет соль?»
Коммуникативная
Беседы: «Что мы знаем о соли и ё свойствах?», «Как добывают соль», «Почему море солёное?», «Соленые города», «Как используют соль?», «Соль в народных предметах», «Соль в русских народных традициях»
Познавательно-исследовательская
Опыты и эксперименты: «Свойства соли», «Эффект мертвого моря», «Соль – чистящее средство», «Растворимость жиров с помощью соли», «Выращивание кристаллов», «Плавающее яйцо», «Незамерзающая вода», «Рассматривание соли через лупу», «Растворение соли в холодной и горячей воде».
Целевое посещение: «Кухня детского сада».
Познавательное: Просмотр мультфильма «Как казаки соль покупали»
Наблюдение: «Как мама использует соль?»
Презентации: «Как добывали соль в старину и сейчас», «соль – друг, соль – враг».
Восприятие художественной литературы и фольклора
Словацкая сказка «Соль дороже золота»
Сказка «Как Иван купеческий сын за солью ходил»
Карельская сказка «Почему в море вода соленая»
Разучивание загадок пословиц, поговорок, образных выражений про соль.
Трудовая деятельность
Красят соль гуашевыми красками в разные цвета. Размешивают краску с небольшим количеством воды, смешивают с солью, выкладывают на картон сушиться.
Изобразительная
Продуктивная.
«Декорирование солью. Радуга в бутылке»
Рисование. Акварель + соль: «Радуга – дуга»
Лепка из соленого теста «Жаворонки, прилетите, весну принесите»
Музыкальная
Прослушивание песни про соль из мультфильма «Незнайка на Луне»
Двигательная
Русская народная подвижная игра «Без соли – соль»
Игровые упражнения с мешочками, наполненными солью: «Попади в цель», «Пройди и не урони».
Подвижные игры: «Море волнуется раз», «Удочка»
Вывод:
В ходе познавательно-исследовательской работы дети выяснили: откуда берется соль, можно ли обойтись без нее, для чего она нужна, соль- враг или друг человека; исследовали свойства соли опытным путем, узнали как можно использовать соль в творчестве.
Дети накопили конкретные представления о свойствах, формах и видах соли. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, познакомились с разными способами выращивания кристаллов. Из маленьких детей они превратились в маленьких исследователей: научились анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственные связи. Существенно повысился их познавательный интерес на занятиях. И что немаловажно, интересная совместная работа сплотила детей. Во время исследований дети убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!
Продукт проекта
- Изготовление картотеки опытов и экспериментов (приложение 1)
- Пословицы и поговорки, загадки, сказки про соль (приложение 2)
- Коллекция творческих работ с применением соли: декорирование солью бутылочек; рисование акварелью и солью, лепка из солёного теста птиц, хлебобулочных изделий (приложение 3)
- Публичная защита проекта детьми на научной конференции «Юные исследователи» в детском саду. Были приглашены гости – воспитанники других групп. (Приложение 4, смотреть презентацию «Соль»)
Информационные источники.
1 Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию».
Санкт-Петербург, 2007 г.
2 Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В.
«Неизведанное рядом» М., 2006 г.
3 Детская энциклопедия «Всё обо всём».
4 Иванова А. И. «Живая экология» М., 2006 г.
5 Шорыгина Т. А. «Зеленые сказки» М., 2005 г.
6 Дыбина О. В. «Я узнаю мир», -М-2010г
7 Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование старшего дошкольного возраста»
- М., Педагогическое общество России, 2003
8 Дьяченко О., Агаева Е. «Чего на свете не бывает?»
М-1991г