Валентина Соколова
Проект «Элементарные средства туризма в работе с дошкольниками и семьями воспитанников».
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Элементарные средства туризма в работе с дошкольниками и семьями воспитанников».
Вид проекта : спортивно-оздоровительный,исследовательско – творческий.
Сроки реализации: 2016 – 2017 г. г.
Участники проекта : инструктор по физической культуре Давыдова Н. В., воспитатель группы Соколова В. М., дети подготовительной группы № 9, родители воспитанников.
Публикация «Проект „Элементарные средства туризма в работе с дошкольниками и семьями воспитанников“,» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Туристический поход. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Продолжительность проекта :долгосрочный.
Обоснование: В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья дошкольников. Объём познавательной информации для ребёнка постоянно увеличивается, растёт доля умственной нагрузки.
Ещё одной причиной частой заболеваемости дошкольников считаются социально – экономические факторы, обременённость родителей вредными привычками, отсутствие внимания к профилактике здоровья ребёнка.
Были исследованы факторы, влияющие на психофизическое здоровье ребёнка, и одним из проблемных факторов является непонимание родителями важности социализации ребёнка в ДОУ и в обществе в целом. Игнорирование данной проблемы порождает в ребёнке замкнутость, неумение контактировать со сверстниками, взрослыми – всё это сказывается на психическом и физическом здоровье ребёнка. Поэтому и был разработан проект «Элементарные средства туризма в работе с дошкольниками и семьями воспитанников.
Актуальность проекта : Быть здоровым – это естественное стремление человека. Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобщения их к здоровому образу жизни, к активному отдыху, остро стоит в современном обществе, где к дошкольникам припереходе из детского сада в школу, предъявляются высокие требования. В связи с этим активизируется поиск подходов в физическом воспитании, которые могли бы одновременно повышать физические качества и развивать познавательные и умственные способности. Так же ребенку уже с дошкольного возраста закладываются навыки экологической культуры. Родители проводят больше времени с ребенком на свежем воздухе, что,несомненно, поможет оздоровлению семьи, укреплению внутрисемейных отношений. На наш взгляд, одним из таких подходов является применение элементарных средств туризма в работе с дошкольниками.
Подходы к реализации проекта :
системно – деятельностный – разработка системы деятельности по формированию у дошкольников и их родителей эколого – туристических знаний и умений природопользования;
культурологический - организация поведения детей и их родителей в природе на основе формирования у них культурных отношений к природе, к окружающей среде.
Принципы:
Принцип управляемости и целенаправленности – предполагает создание условий для формирования у детей туристических умений, способствующих получению навыков безопасного поведения в окружающей среде;
Принцип результативности – направлен на достижение интеллектуальных и практических результатов в безопасном поведении в природе на туристической тропе.
Цель:
Приобщение дошкольников и их родителей к здоровому образу жизни по средствам ознакомления с элементами туризма.
Задачи:
1. Расширять знания детей и родителей о детском туризме.
2. Использовать элементарные знания о туризме для увеличения кругозора детей, туристском природопользовании, закрепить навыки и умения работы с планом ДОУ; научить работать с компасом; закрепить правила поведения в окружающей среде.
3. Познакомить детей с основами жизни в природных условиях, назначением определённых предметов, необходимых в походе;
4. Закрепить на практике знание основ безопасного поведения на природе; воспитание бережного и внимательного отношения к окружающей среде, формирование желания вести здоровый образ жизни.
Ожидаемые результаты:
Сформированы знания о детском туризме.
Знакомы с правилами соблюдения безопасности в туристическом походе, во время разведения костра.
Сформированы такие качества как: самостоятельность, организованность, отзывчивость, доброжелательность, выносливость и ловкость.
Знают, что туристические походы и экскурсии закаливают организм человека, он реже болеет, становится сильнее, выносливее и более организованным.
Знают представителей растений зоны своей местности, знают ядовитые и лекарственные растения, знают какую пользу и вред могут принести.
Знают представителей животного мира родного края и правила безопасного поведения в природе.
Сформированы умения необходимые в туристическом походе : умение распределять туристические обязанности, умение собирать рюкзак, умение правильно подбирать лекарственные препараты для аптечки. Умение правильно подбирать одежду и для похода в соответствии с погодными условиями. Умение организовывать привал и соблюдать чистоту на привале.
Сформированы умения необходимые в туристическом походе : умение пользоваться компасом, умение рисовать маршрут своего пути, пользоваться топографическими знаками.
Увеличение доли родительской активности участвующих в ознакомлении детей с правилами безопасного поведения в природе, на туристической тропе и участие в мероприятиях проекта.
Сотрудничество с родителями:
Анкетирование по теме.
Семинар «Оздоровительный семейный отдых».
Выпуск газеты «Мы туристы».
Изготовление макета «Уголок туриста».
Создание туристической тропы на территории площадки группы №9.
Участие в спортивных мероприятиях горда: «Зигзаг удачи», «Лыжня дошколят», «Папа и мы спортивны и сильны».
Походы выходного дня: лыжная прогулка на стадион Динамо,выход на стадион «Северная Олимпия».
Сбор информации о безопасном поведении в лесу, совместная работа родителей и детей (изготовление поделок для макета, знаков по охране природы, кормушек).
Изготовление газеты «Наши спортивные достижения»
Поездка в Этнокультурный парк с. Ыб.
Организация деятельности участников проекта :
Работа над проектом включает деятельность педагогов, детей и родителей. Деятельность распределяется следующим образом по этапам проекта :
I этап - Подготовительный:
Сбор информации по предмету туризм, изучение научно – методической литературы, подбор пособий: атрибуты и материалы для сюжетно – ролевой игры «Мы юные туристы», мини – центр «Исследователь» (оборудование и материалы для познавательно – исследовательской деятельности, стимульный материал: карты – схемы, алгоритмы, модели. Мини – центр «Безопасность в природе» (познавательная и художественная литература о безопасности в природе, иллюстрации по теме «Безопасность в туризме».Формирование проблемы –цель проекта, формирование задачи. Разработка проекта по теме, составление плана работы по проекту.
II этап - Основной:
Календарный план по проекту «Элементарные средства туризма в работе с детьми подготовительной группы»
Форма организации Название мероприятия Задачи Дата проведения Участники Ответственные
Беседа Тема: «Что такое туризм» Познакомить детей с значением слова туризм, поход, туристический инвентарь и др. Октябрь Воспитатель, дети. Соколова В. М. - воспитатель
Дидактическая игра Тем: «Что возьмём с собой в поход» Учить детей собирать рюкзак, значению слов: котелок, компас, палатка, привал. Октябрь Воспитатель, дети. Соколова В. М. - воспитатель
Семинар для родителей, анкетирование Тема: «Оздоровительный семейный отдых» Познакомить родителей с детским туризмом, побуждать желание чаще ходить всей семьёй на пешие прогулки. С целью улучшения работы ДОУ по физкультурно- оздоровительному направлению. Октябрь Воспитатель, родители. Соколова В. М. - воспитатель
Игра -исследование Тема: «Что такое компас? Знакомство с картами –схемами, географическими направлениями» Воспитывать интерес к компасу, обучать работе с прибором. Октябрь Воспитатель Инструктор по физической культуре, дети. Соколова В. М. –
воспитатель Давыдова Н. В. – инструктор
Дидактическая игра Тема: Найди по заданному направлению» Учить детей работать с картами – схемами, определять местонахождение предмета. Октябрь Инструктор по физической культуре, воспитатель, дети. Давыдова Н. В. – инструктор, Соколова В. М. - воспитатель
Литературная гостиная Тема: «Знакомство с лекарственными растениями, ягодами, грибами» Учить детей разбираться в лекарственных растениях, подготовить сообщения о лекарственных растениях совместно с родителями. Октябрь Воспитатель, дети. Соколова В. М. - воспитатель
Спортивное развлечение (поход в физкультурном зале и на территории ДОУ) Тема: «В гостях у феи» Развивать физические качества: выносливость, ловкость, быстроту, силу. Закреплять понятия тризм, поход. Учить детей работать с картами схемами, ориентироваться на участке ДОУ. Ноябрь Инструктор по физической культуре, воспитатель, дети. Давыдова Н. В. – инструктор, Соколова В. М. - воспитатель
Художественная мастерская Рисование «Птицы Коми края» Познакомить детей с зимующими птицами Коми края. Ноябрь Воспитатель, дети. Соколова В. М. - воспитатель
Акция Тема: «Накормим зимующих птиц» Воспитывать бережное отношение к зимующим птицам. Декабрь Инструктор по физической культуре, воспитатель, родители, дети. Давыдова Н. В. – инструктор, Соколова В. М. - воспитатель
Лыжная прогулка на «Динамо» Тема: «Лыжня зовёт» Развивать физические качества: выносливость, ловкость, быстроту, силу. Декабрь Инструктор по физической культуре, воспитатель, родители, дети.
Давыдова Н. В. – инструктор, Соколова В. М. - воспитатель
Занятие - прогулка Тема: «Прогулка по экологической тропе здоровья «Зимушка – зима» Формировать представления о том, что жизнь зимой продолжается, закрепить знания детей о способах приспособления растений и животных к зиме. Развивать двигательные навыки, содействовать развитию общей выносливости. Январь Инструктор по физической культуре, воспитатель, дети. Давыдова Н. В. – инструктор, Соколова В. М. - воспитатель
Просмотр видео презентации Тема: «Животный и растительный мир Республики Коми» Пополнять знания детей о природе Коми края, животных и птиц, занесённых в красную книгу РК. Январь Инструктор по физической культуре, воспитатель, дети. Давыдова Н. В. – инструктор, Соколова В. М. - воспитатель
Дидактическое лото Тема: «Топографические знаки» Познакомить детей с топографическими знаками, играть в лото, соблюдая правила игры. Январь Инструктор по физической культуре, воспитатель, дети. Давыдова Н. В. – инструктор, Соколова В. М. - воспитатель
Литературная гостиная Тема: «Разучивание туристских речёвок, песен» Познакомить детей с туристическими речёвками, песнями. Январь Инструктор по физической культуре, воспитатель. Дети. Давыдова Н. В. – инструктор, Соколова В. М. - воспитатель
Игра путешествие по маршруту (физ. зал) Тема: «Мы туристы» Учить детей работать с картами схемами, продолжать изучение топографических знаков. Февраль Инструктор по физической культуре, воспитатель, дети. Давыдова Н. В. – инструктор, Соколова В. М. - воспитатель
Спортивное развлечение Тема: «Во всем хочу как папа стать» Расширять гендерные представления: формировать у мальчиков стремление стать достойными защитниками Родины, у девочек – уважение к будущим воинам;- помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности;- развивать двигательную активность, музыкальный слух, умение выполнять игровые действия по просьбе взрослого, чувство коллективизма, ответственности, сплоченности.
Февраль Инструктор по физической культуре, воспитатель, родители, дети. Давыдова Н. В. – инструктор, Соколова В. М. – воспитатель.
Виговская И. П. -муз. руководитель
Художественная мастерская.
Изготовление макета «На
туристичес-
кой прогулке» Закрепить умение детей выполнять работу сообща, дружно; развивать творческие способности, умение придумывать и делать поделки, используя разнообразный природный материал Февраль Воспитатель, дети. Соколова В. М. - воспитатель
Спортивная игра (участок детского сада) Тема: «Зарница» Развивать ориентировку на территории ДОУ, физические качества – ловкость, точность, быстроту, силу. Воспитывать дружеские отношения друг с другом. Март Инструктор по физической культуре, воспитатель, дети. Давыдова Н. В. – инструктор, Соколова В. М. - воспитатель
Беседа Тема: Ядовитые грибы и ягоды» Создать условия для развития и закрепления представлений детей о грибах и ягодах, особенностях внешнего вида, местах произрастания.
Март Воспитатель, дети. Давыдова Н. В. – инструктор, Соколова В. М. - воспитатель
Просмотр презентации Тема: «Правила безопасного поведения в лесу, городе, у водоёма» Закреплять знания детей о безопасном поведении в лесу, городе, у водоёма. Апрель Инструктор по физической культуре, воспитатель, дети. Давыдова Н. В. – инструктор, Соколова В. М. - воспитатель
Литературная гостиная Тема: «Загадки о животных, насекомых, ,пресмыкающихся» Дать понятие детям о том, что иногда контакты с животными и насекомыми могут быть опасны. Апрель Инструктор по физической культуре, воспитатель, дети. Давыдова Н. В. – инструктор, Соколова В. М. - воспитатель
Игра - эстафета Тема: «Я пойду в поход» Закрепить знания детей о том, что необходимо туристу в походе. Развивать физические качества: выносливость, ловкость, быстроту, силу. Апрель Инструктор по физической культуре, воспитатель, дети. Давыдова Н. В. – инструктор, Соколова В. М. - воспитатель
Литературная гостиная Тема: «Экологическая сказка –Волшебный сон» (про мусор) Учить детей бережному отношению к природе, планете Земля, охране природы. Май Воспитатель, дети. Соколова В. М. - воспитатель
Экологический десант Тема: «Трудовой десант» Приобщать детей к труду на участке детского сада. Учить детей бережному отношению к природе. Май Инструктор по физической культуре, воспитатель, родители, дети. Давыдова Н. В. – инструктор, Соколова В. М. - воспитатель
Поездка в Этнокультурный парк с. Ыб.
Тема: «Прогулка путешествие» Приобщение детей и родителей к совместному отдыху на природе. Учить детей бережному отношению к природе. Июнь Инструктор по физической культуре, воспитатель, родители, дети. Давыдова Н. В. – инструктор, Соколова В. М. – воспитатель, родители.
III этап - Итоговый: Подведение итогов проекта. Поездка в Этнокультурный парк с. Ыб.
IV этап - Презентационный: Создание презентации проекта, показ презентации на итоговом педсовете.
Информационное обеспечение:
Бочарова Н. И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста. - АРКТИ – 2003г.
Богданова Н. И. Дошкольный туризм как средство всестороннего развития личности. – Москва. - 2004г.
Завьялова Е. П. Туризм в детском саду. Туристята. – Тюмень. – 2006г.