Воронова Наталья
Проект «Эколята — молодые защитники природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: информационно – познавательный.
Вид проекта: творческий, исследовательский, групповой.
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
Сроки реализации: (долгосрочный).
Актуальность: Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. Глубокие необратимые изменения окружающей среды, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем приводит к появлению новых зон экологического бедствия. Нашу планету может спасти лишь деятельность людей, базирующаяся на основе глубокого знания законов природы, понимания, что человек «не властелин природы, а её часть». Экологическая проблема – это не просто проблема загрязнения окружающей среды, она вырастает в проблему преобразования стихийного воздействия людей на природу в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо, если у человека достаточный уровень экологического сознания, экологической культуры. Устранить опасность и уберечь нас от катастрофы может только человек. Необходимо вырастить и воспитать новое поколение защитников природы, обогатить их знаниями, научить быть милосердными, любить и беречь свою Родину. Наши дети – хозяева будущего, нельзя об этом забывать. Как подчёркивает Г. А. Ягодин, экологическое образование – это образование человека, гражданина Вселенной, который способен безопасно и счастливо жить в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующего поколения людей. Охрана природы – это важнейшая сторона воспитательной работы, и начинать её надо с раннего возраста в детском саду – в первом звене системы непрерывного образования. Для чего и было решено провести проект «Защитники природы».
Проблема: как не только грамотно донести детям и их родителям знания об охране окружающей среды, но и заинтересовать их в понимании необходимости защиты природы.
Цель: создание условий для личностной самореализации и разностороннего развития ребёнка через приобщение к ценностям природы, стремление детей и их родителей проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи:
- подвести к пониманию проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней;
- сформировать систему знаний и умений ценностных ориентаций, нравственно- этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды;
- вызвать интерес и желание создания благоприятной окружающей природной среды;
- развивать способы интегрированной продуктивной деятельности;
- расширить представления детей и их родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно, и научить защищать природу, любить её и охранять;
- обеспечить эмоциональный отклик детей через общение с природой;
- формировать детско – родительские отношения в работе по охране окружающей среды;
- привлечь родителей личным примером сотрудничать с детьми и педагогами ДОУ.
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
- получение детьми знаний о взаимосвязях живой и неживой природы;
- формирование элементарных экологических знаний и культуры поведения в природе;
- развитие познавательного интереса к явлениям и объектам природы;
- развитие умения экспериментировать, анализировать и делать умозаключения;
- получение знаний о правилах поведения в природе использовать в повседневной жизни и совершать разумные действия в непредвиденных ситуациях.
Для родителей:
- тесное сотрудничество родителей с детьми и педагогами ДОУ, умение личным примером показать, как нужно охранять природу;
- участие родителей в природоохранных акциях по охране окружающей среды;
- повышение заинтересованности родителей и желание помогать детям и педагогам в улучшении социоприродной среды.
Формы и методы работы:
- Беседы;
- занятия;
- экспериментирование;
- продуктивная деятельность;
- чтение художественной литературы;
- разучивание стихов, загадок, пословиц, народных примет;
- ручной труд;
- труд в природе;
- театрализованная деятельность, досуги, праздники;
- наблюдения в уголке природы и на прогулке;
- игры;
- работа с календарём природы, дневником наблюдения;
- рассматривание фотографий, альбомов, иллюстраций.
- взаимодействие с родителями.
Взаимодействие с родителями:
Консультации для родителей: «Полезные игры», «Современные дети и природа», «Формирование основ экологической культуры дошкольников», «Целевые прогулки».
Рекомендации родителям: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
Памятки: «Как вести себя на территории детского сада», «Только мы спасём планету».
Помощь родителей в изготовлении кормушек и скворечников.
Участие родителей в конкурсе «Дары природы».
Природоохранные акции «Посади свое дерево», «Чистый дворик».
Этапы реализации проекта:
I этап: подготовительный.
- Создание необходимых условий для реализации проекта;
- информация для родителей о предстоящем проекте, привлечение их к участию в проекте;
- подбор художественной литературы для чтения, презентации, конспектов занятий, бесед, консультаций для родителей;
- подбор наглядно – информационного материала для просмотра;
- подбор сюжетных картинок, фотографий, иллюстраций и музыкальных произведений;
- работа с методическим материалом, литературе на данную тему;
- разработка плана мероприятий по теме проекта.
II этап: практический.
- Изготовление газеты «Экологический вестник»;
- создание плаката «Берегите природу»;
- конкурс рисунков «Защитим природу»;
- создание в детском саду организации «Зелёный патруль» со своим уставом и правилами;
- познакомить с правилами поведения в природе;
- участие в конкурсе «Дары природы» (изготовление поделок из
природного и бросового материала);
- природоохранные акции «Чистый дворик», «Посади своё дерево»;
- изготовление кормушек и скворечников для птиц;
- квн «Знатоки природы»;
- конкурсное занятие «Путешествие по экотропинке»;
- занятие»Земля – наш дом родной»;
- праздник «Всероссийский день Эколят»;
- презентация «Эколята - молодые защитники природы».
III этап: заключительный.
Итоговое занятие «Наш дом - природа».
Проведение праздника «Всероссийский день Эколят».
Презентация «Эколята – молодые защитники природы».
Подведение итогов работы над проектом.
План реализации проекта:
Вид деятельности:
Беседы:
«Для чего нужна вода?»
«Кто охраняет природу?»
«Без чего нам жить нельзя?»
«Природные богатства»
«Правила поведения в природе»
«Источники загрязнения окружающей среды»
«Кто живёт в лесу?»
«Этажи леса»
«О чем поют птицы»
«Нелюбимые животные»
«Где живут обитатели природы?»
«Растения под нашей защитой»
Беседы – рассуждения:
«Что будет, если исчезнут птицы.»
«Зачем лесу грибы?»
«Зачем нужна нам вода?»
«Без чего нам не прожить?»
«Что будет, если в лесу исчезнут насекомые?»
Рассказы воспитателя:
«Что такое экология»
«Организации по охране окружающей природной среды»
«Заповеди юных защитников природы»
Составление творческих рассказов:
«Как мы отдыхаем в парке»
«Дети возле муравейника»
«Как мы отдыхаем на речке»
Цель: закрепление правил поведения в природе; воспитание у детей желания охранять природу, любить её и беречь.
Игровые ситуации:
«Письмо от пернатых друзей»
«Письмо Лесовичка»
Макет дерева для игры «Кто на дереве сидит?»
Чтение художественной литературы:
М. Пришвин «Этажи леса»
В. Бианки «Лесные домики», «Чей нос лучше», «Теремок»
В. Даль «Война грибов с ягодами»
Е. Чарушин «Рассказы для детей о жизни животных»
Б. Заходер «Что случилось с водой»
Т. Евдошенко «Берегите птиц»
В. Песков «Лечебница под сосной»
В. Танасийчук «Как божьи коровки помогли садовникам», «Морские коровы и Красная книга», «Что такое кислый дождь», «Нефть в море», «Отчего погибли киты»
Чтение экологических сказок, разучивание стихотворений, загадок, пословиц, народных примет.
Дидактические игры:
«Хорошо - плохо»
«Логические цепочки»
«Живая и неживая природа»
«По грибы – по ягоды»
«Зоологическое лето»
«Времена года»
«Соберём урожай»
«Чудесный мешочек»
«Узнай по описанию»
«Птицы, рыбы, звери»
«Кого не стало?»
«Четвёртый лишний»
«Воздух, земля, вода»
«Что такое хорошо, а что такое плохо»
«Береги природу»
«Экологический светофор»
Просмотр презентаций
«Красная книга»
Сюжетно – ролевые игры:
«Мы - экологи»
«Путешествие в лес»
«Прогулка на водоём всей семьёй»
Редакция «Защитники природы»
«Ветлечебница»
«Экскурсия в зоопарк»
Подвижные игры:
«С какого дерева листок»
«Перелёт птиц»
«Гуси - лебеди»
«У медведя во бору»
«Раз, два, три – к дереву беги»
«Ходит капелька по кругу»
«Перелётные и зимующие птицы»
«Летает – не летает»
«Птицы в гнёздышках»
«Хитрая лиса»
«Волк во рву»
«Бездомный заяц»
«Мышеловка»
Слушание звуков природы (звуки леса, моря, дождя, пения птиц).
Исследовательская деятельность:
Опыты с водой: игра «Тонет – не тонет», выявление свойств воды.
Опыты с воздухом.
Опыты с почвой.
Опыты с растениями.
«Превращение мусора».
Творческая мастерская:
Лепка:
«Зоопарк»
«Вестники весны»
«Морские обитатели»
«Подснежники»
Аппликация – коллективные работы «Мир природы», «Обитатели водоёма», «Птицы на ветках», «Зимние гости», «Экологические знаки», «Улица нашего города».
Рисование:
«Экологические знаки»
«Дети гуляют на участке»
«Берёзовая аллея»
«Я помогу планете»
«Наш дом - природа»
«Мой чистый город»
Природоохранные акции:
«Встречаем вестников весны»
«Посади своё дерево»
«Чистый дворик»
III этап: заключительный.
Занятие «Наш дом - природа».
Праздник «Всероссийский «День Эколят».
Презентация «Эколята – молодые защитники природы».
Конкурс «Поделки из природного и бросового материала».
Подведение итогов работы над проектом.
Итог проекта:
В результате проекта был организован «зелёный патруль», который следил за порядком и чистотой на территории детского сада совместно с родителями. Выпущена газета «Экологический вестник», где можно было узнать о работе организации. Во время итогового занятия «Наш дом - природа» и праздника «Всероссийский день Эколят» дети показали высокий уровень знаний экологического содержания. Исходя из ситуации, дети стали выполнять отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных. Дети стали понимать, что их здоровье зависит от состояния окружающей среды. Вся работа над проектом происходила в тесной взаимосвязи педагогов ДОУ с родителями воспитанников. С помощью проекта была решена задача воспитания любви и бережного отношения к природе, защита её от неблагоприятных воздействий.