Екатерина Сухогузова
Проект «Эко-кормушка для птиц»
▼ Скачать +Заказ
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, 7—9 из 10 птиц, остающихся в городе на зиму, гибнут вовремя морозов и снегопадов из-за недостатка еды. Зимой и ранней весной подкормка птиц – самый эффективный способ помочь птицам. Птицы довольно успешно могут противостоять холодам, но только в том случае, если вокруг много подходящего корма. Кормушка может спасти жизнь многим десяткам птиц. Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете – птицам, развивать желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы. Необходимо, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. Таким образом, возникшее противоречие: важность и необходимость ознакомления детей с зимующим птицами, трудностями условий их обитания и выживания в холодное время. Формирование у детей заботливого, гуманного отношения к птицам, а с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Публикация «Проект „Эко-кормушка для птиц“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
Проект способствует созданию условий для общения ребенка с миром природы, развитию умения обобщать наблюдаемые явления, делать выводы. Привлечение родителей к участию способствует укреплению связей между педагогами – детьми – родителями. Поэтому, проект «Эко - кормушка для птиц» можно считать своевременным и актуальным.
Проект : «Эко – кормушка для птиц»
Тип проекта : творческий, экологический
По числу участников проекта : групповой.
По времени проведения: среднесрочный – один месяц
Участники проекта : дети старшей группы общеразвивающей направленности, воспитатели, родители.
Форма проведения: в повседневной жизни и различных видах деятельности.
Объект проекта – зимующие птицы.
Предмет проекта - образ жизни птиц зимой.
Цель проекта : изготовление экологически безопасной кормушки для птиц. формирование основ экологической культуры старших дошкольников через развитие заботливого отношения к зимующим птицам, их подкормку, а также повысить уровень экологической активности населения.
Задачи проекта :
1. Расширять и систематизировать знания детей о зимующих в наших краях птицах, их приспособленности к среде обитания в разные времена года.
2. Развивать навыки познавательно-исследовательской деятельности при поиске информации о зимующих птицах, видах корма.
3. Продолжить изучение с детьми поведения и повадок птиц, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами через наблюдение.
4. Активизировать и расширять словарный запас детей по теме проекта.
5. Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности.
6. Учить сравнивать, анализировать и устанавливать причинно следственные связи между природными явлениями, делать обобщения.
7. Формировать навыки совместной детско-взрослой деятельности, развивать творчество, фантазию.
8. Продолжать учить детей с помощью взрослых находить интересную и полезную информацию о птицах, работая с информационными ресурсами.
9. Развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал воспитателя
Назначение: проект будет интересен воспитателям старших и подготовительных групп детского сада.
Описание: проект познакомит детей с образом жизни и поведения птиц зимой, охраной окружающей среды.
Методы: наглядные, словесные, практические, игровые
Приемы: художественное слово, рассматривание, демонстрация, упражнения, разговор, чтение, наблюдение, объяснение, беседа, показ с пояснением, демонстрация мультфильма, сбор информации, экскурсии, демонстрация презентации, моделирование, игра, рассказ, использование ТСО
Принципы:
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Ожидаемый результат – изготовить эко - кормушку для птиц и повесить на территории детского сада. Сохранение численности птиц, практическое содействие к проблемам защиты птиц в зимнее время.
Новизна проекта : использование современных форм и методов в работе с детьми, родителями.
Гипотеза: большое количество птиц гибнет зимой, человек может помочь им пережить холод.
Если каждый из нас будет много знать о птицах нашего края, знать особенности обитания разных птиц, если постоянно подкармливать зимующих птиц то :
возможно, мы сможем помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега и сохранить их численность.
станем относиться добрее и внимательнее не только к птицам, но и друг к другу.
Проект состоит из трёх основных этапов.
Реализация данного проекта позволит сформировать у детей необходимые представления о зимующих птицах, повысится уровень знаний детей о птицах родного края; будут формироваться основы экологической культуры; у дошкольников будет развиваться чувство эмпатии ко всему живому через продуктивную деятельность; укрепятся связи родители – дети – педагоги.
Подготовительный этап
Цель: поиск эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников, родителей о зимующих птицах и помощи им.
II. Практический этап.
1. Подготовка материала.
2. Изготовление кормушки
III. Заключительный этап.
Анализ изделия.
2. Повесить кормушку на территории детского сада.
3. Анализ проведенной работы по реализации проекта, достигнутых результатов (успехи и неудачи).
Формы совместной деятельности с детьми
НОД; продуктивная деятельность; игровая деятельность; чтение художественной литературы; методическая литература и информационные буклеты для родителей; целевые прогулки, экскурсии, наблюдения; развлечения и досуги.
Непосредственно образовательная деятельность затрагивала все образовательные области.
Сроки реализации проекта : краткосрочный (1 месяц)
Основной этап – это реализация проекта, который включает в себя познавательную, практическую и продуктивную деятельность детей и родителей.
Анализ идей и обоснование проекта
Зимнее время - это крепкие морозы с пронизывающим ветром. Зимующие птицы очень нуждаются в помощи.
В конце декабря мы решили позаботиться о наших меньших братьях - птицах, и сделать для них кормушку, чтобы птицы не голодали.
Практический этап.
Экологическое обоснование материала
Для изготовления эко кормушки вам потребуется: экологические материалы: мука и холодная вода для клеящей основы; семена подсолнуха; зерна пшеницы; глубокая миска; ложки, деревянные палочки; формочки (мы использовали формочки для игр с песком и чашечки для кукол); любая тесьма или веревочки.
Последовательность работы по изготовлению кормушки
Насыпаем в глубокую миску муку, добавляем холодную воду.
Тщательно размешиваем содержимое до консистенции густой сметаны. Добавляем семена и перемешиваем.
Раскладываем полученную массу по формочкам и тщательно утрамбовать.
С помощью деревянной палочки делаем отверстие и достаем из формочки нашу кормушку.
Остается просушить наши кормушки.
Затем вдеваем веревочки.
И вывесить кормушки на ветки деревьев.
Планирование совместной деятельности детей и взрослых по реализации проекта.
Игровая деятельность Дидактические игры:
«Один-много», «Назови ласково», «Счёт птиц», «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост?», «Кто что ест», «Узнай по голосу», «Что едят птицы». Н/и «Домино» (птицы, «Разрезные картинки». Сюжетно-ролевые игры: «Птичий двор». Театрализация: «Где обедал воробей».
Подвижные игры
«Снегири», «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль», «Совушка».
Познавательная деятельность:
Формирование целостной картины мира.
Тема: «Зимующие птицы»
Цели: рассказать детям о зимующих птицах, объяснить причину их перелетов (перелетные, зимующие); учить отвечать на вопросы полными ответами, способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.
ФЭМП Тема: «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»
Цель: Обучение порядковому и количественному счету в пределах 10, закрепление знаний о последовательности дней недели.
Беседы:
«Как живут наши пернатые друзья зимой»,
«Кто заботится о птицах»,
«Пользу или вред приносят птицы?»,
«Меню птиц»,
«Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?».
Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».
Наблюдение за птицами :
Наблюдение за синицей, наблюдение за зимующими птицами, наблюдение за вороной, наблюдение за голубями.
Цель: знакомство, с их повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.
Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
Трудовая деятельность: изготовление кормушек, чистка кормушек, подкормка птиц.
Коммуникативная деятельность:
Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко» + просмотр мультфильма, Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона». Сухомлинского «О чём плачет синичка», просмотр мультфильма «Высокая горка», просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Кормушки". Творческое рассказывание «Как я спас птичку». Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
Художественно-эстетическое творчество:
Рисование: «Птица на ветке».
Цель: закрепить методы передачи пропорций птицы. Передача объема тоном и цветом. Развитие мелкой моторики рук, цветовосприятия, пространственного мышления. Беседа о красоте птиц.
Лепка из пластилина: «Птицы на кормушке» :
Цель: учить детей передавать образ птицы путем использования разнообразных способов лепки.
Аппликация: «Кормушка».
Цель: научить создавать композицию из отдельных деталей; развивать моторику рук, воображение.
Работа с родителями.
Консультация для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц»
Рекомендовать родителям почитать дома с детьми стихотворение А. Барто «Снегирь».
Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели? «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
Заключительный этап представляет собой итог работы по реализации проекта
Птицы играют большую роль в охране леса, защищают наши сады от вредителей. А лес играет огромное значение в жизни человека, поэтому требует бережного отношения к нему. Наша забота помогает птицам выжить в трудных зимних условиях. Данная работа способствует решению экологической проблемы охраны птиц. Мы научились понимать природу и бережно относиться к ней.
Итоговое мероприятие – изготовление «эко – кормушки для птиц»
Ожидаемый результат:
• Создание необходимых условий в учреждении по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.
• Заинтересованность детей совместно с педагогами в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
• Активное участие взрослых в реализации проекта.
Работа в рамках проекта получается интересной, увлекательной и познавательной для всех участников проекта. Проект позволяет расширить кругозор детей о зимующих птицах, у детей сформировалась любознательность, познавательная активность.
Цель и задачи, поставленные в начале проекта, выполняются. Данный проект является важным звеном экологического воспитания дошкольников, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить природу. Таким образом, привлечение воспитанников к практической природоохранительной деятельности помогает воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.
Кроме того, привлечение птиц на кормушки создает дополнительные возможности для увеличения видового состава птиц нашей местности и их изучения.
Дети приобретают навыки исследовательской работы, осознают неповторимость и своеобразие каждого живого существа.
Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (изготовление кормушек, приобретение корма для птиц) способствует укреплению детско-взрослого сообщества (педагоги – дети – родители). Кроме того, старший дошкольный возраст является благоприятным для организации проектной деятельности.
Таким образом, включение в содержание образовательной деятельности в старшей группе проекта «Эко кормушка для птиц» можно считать уникальной возможностью по формированию основ экологического мировоззрения у детей.
Тема проекта «Эко кормушка для птиц» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость.
Мы вместе с воспитанниками получили массу новых впечатлений, мы дали детям возможность узнать новые факты из жизни птиц, вызвали интерес к птицам.
Забота о птицах сплотила детей, родителей и педагогов.