Долорес Померанцева
Проект «Эх, матрёшечка моя» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Эх, матрёшечка моя»
Причины разработки проекта : народная игрушка, в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребёнка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.
Цель: * систематизировать знания детей о русской народной игрушке матрёшке;
*приобщать родителей к развивающим играм с народными игрушками в семье.
Задачи: Образовательные:
Публикация «Проект „Эх, матрёшечка моя“ в старшей группе» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
1. знакомить детей с народной игрушкой матрёшка;
2. развивать активный и пассивный словарь;
3. формировать лексико – грамматический строй и связную речь;
4. познакомить с содержанием игр с матрёшкой возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки.
Развивающие:
1. способствовать развитию у детей восприятия, мышления, логики речи, мелкой моторики, координации рук, глазомера, познавательных интересов, ловкости, смекалки;
2. создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность;
3. развитие эстетического восприятия.
Воспитательные:
1. воспитывать гордость за свою страну;
2. воспитывать желание участвовать в совместной деятельности;
3. развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.
Ожидаемые результаты: * создание конспекта совместной деятельности педагога с
детьми по теме;
* повысить информационный уровень, осведомлённость
родителей в данном вопросе;
* заинтересованность детей темой.
Тип проекта : групповой, долгосрочный, игровой, познавательно – речевой.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный
* выбор темы, обозначение проблемы;
*определение целей и задач проекта;
* обсуждение проекта с детьми и родителями, выбор возможных источников информации.
2 этап – практический
* изучение информационных источников по вопросам темы;
* сбор и систематизация материалов;
* проведение различных форм работы с детьми в ходе реализации проекта (познавательная, игровая, творческая, как в группе, так и за её пределами, музыкальная);
* осуществление взаимодействия между участниками проекта.
3 этап – практический
* обработка и оформление материалов проекта;
* оформление выставки поделок и рисунков «Матрёшки»;
* анализ достигнутых результатов;
* презентация проекта «Матрёшка».
Ход реализации проекта:
1 этап – подготовительный
* ознакомление родителей и детей с целью проекта;
* разработка конспекта совместной деятельности педагога с детьми;
* подбор наглядно – дидактических материалов и оборудования для занятия.
2 этап – практический
Работа с детьми.
1. Рассказ – беседа о народной игрушке матрёшке.
Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трёх и более. Обычно они имеют форму в виде яйца с плоским донцем и состоят из двух частей: верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, девушки, а также семьи.
Старик Фукурума был придуман на острове Хонсю. Эту фигурку там увидел наш соотечественник Василий Петрович Звёздочкин. Он выточил болванку и получилась новая игрушка из пяти куколок.
По легенде, жена Анатолия Ивановича Мамонтова (брат известного промышленника и мецената Саввы Мамонтова) привезла из Японии, с острова Хонсю, точеную фигурку японского бога под именем Фукурума. Игрушка была с секретом: она разделялась на две части, а внутри нее была такая же фигурка, но поменьше, тоже состоящая из двух половинок.
Анатолий Иванович Мамонтов
Эта игрушка попала в руки известного художника русского модерна Сергея Малютина и навела его на интересную мысль. Он попросил токаря, потомственного игрушечника, Василия Петровича Звездочкина выточить из дерева форму-болванку, а потом собственноручно расписал ее. Это была круглолицая полненькая девушка в простом русском сарафане с петухом в руках. Из неё одна за другой появлялись другие крестьянские девочки: с серпом для жатвы, корзинкой, кувшином, девочка с младшей сестренкой, младшим братом, все - мал-мала меньше. Последняя, восьмая, изображала запеленатого младенца.
Сергей Малютин
Восстановлению и развитию традиций народной крестьянской игрушки уделялось особое внимание. С этой целью в Москве была открыта мастерская «Детское воспитание». Первоначально в ней создавались куклы, демонстрировавшие праздничные костюмы жителей разных губерний, уездов России, и достаточно точно передававшие этнографические особенности женской народной одежды. В недрах этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы, эскизы к которой были предложены профессиональным художником Сергеем Малютиным, одним из активных создателей и пропагандистов «русского стиля» в искусстве.
. Появились матрёшки бояре.
Была выточена матрёшка Кутузов
В России первый музей матрёшек был создан в Сергиев – Посаде.
Сергиево - посадские матрёшки отличаются округлыми, устойчивыми формами с соотношением пропорций ширины к высоте 1:2, яркой росписью гуашевыми красками локальных контрастных цветов (основные – красный, жёлтый, синий и зелёный) с чёрной контурной обводкой и орнаментацией условными растительными мотивами, выполненными живым мазком.
Сергиево – Посадская Семёновская
Семёновская матрё шка имеет более стройные пропорции: тонкий изящный верх фигурки плавно переходит в ее утолщённую нижнюю часть. Местные токари славятся изготовлением многоместных матрёшек, а также матрёшек-футляров в виде условно решённых фигур девушки и парня, которых «наряжают» в традиционные костюмы. Роспись выполняется яркими анилиновыми красками красного, синего, зелёного, фиолетового цветов с чёрной контурной обводкой. Основу узора традиционной матрёшки составляют букеты из крупных фантазийных цветов, обрамлённых бутонами, мелкими цветочками, ягодками и листьями. Свободные, выразительные кистевые мазки позволяют мастерицам создавать разнообразные по формам и очертаниям, но единые по ритмическому строю гармоничные композиции.
Была выточена и самая большая метровая сорокавосьмиместная матрёка. Но самая большая матрёшка находится в Маньчжурии (во внутренней Монголии).
Постепенно матрёшка набирала свой ход и вот уже современные матрёшки приобретают лица видных политических деятелей, актёров, роботов и т. д.
Во время олимпийских игр в Сочи символом нашей Российской команды была матрёшка по имени Руся.
Вопросы по теме:* Откуда в Россию прибыла матрёшка?
* Как выглядела первая матрёшка?
* В каком городе появился музей матрёшек?
* Что являлось символом российской команды в Сочи?
2. Слушание сказки про старика Фукурама и беседа по сказке.
Старик Фукурума в поисках Страны Ветвей Солнца.
А теперь, дети, послушайте сказочку. Сказочка эта - в преддверии моего расказа о "русской" матрешке. Для затравки. Сказка не моя. Придумал ее веселый человек с очень мрачным именем: Copyright- Мрачный доктор
Далеко-далеко, на Дальнем востоке, на острове, в Стране Корней Солнца жил старик Фукурума. Ходили легенды о его безмерной мудрости и веселом нраве. И, правда, любил Фукурума во всякие истории попадать.
И была у Фукурумы семья: много детей, еще больше внуков, а правнуков и не сосчитать. И все – такие же веселые любители приключений-похождений.
Собрал однажды их Фукурума и говорит:
- Родственники мои дорогие! Надоело мне на этом острове скучать. Отправлюсь-ка я на запад, Страну Ветвей Солнца искать. Ведь если есть Страна Корней Солнца, то почему бы и не быть Стране Ветвей его.
- И нас! И нас возьми! – загалдели родственники.
Да где ж найдешь такой корабль, чтоб вместились они все? Но Фукурума недаром слыл мудрецом. Взял да и проглотил всех родственников сразу и уплыл на маленькой лодочке через Японское море. А когда на берег высадился, пешком пошел. Реки перелетает, горы с помощью своего посоха перепрыгивает, людям советом помогает, детей сказками-рассказками веселит.
Вот пришел он в одну деревеньку. Ну, вы знаете. Тут недалеко: за поворотом направо еще километров семь будет. Там еще жители веселые. Только тогда они гру-у-устные были. Удивился Фукурума: ни войны, ни какой еще беды нет, а жители грустят. Стал он деревню изба за избой обходить. Набрел на избу, где лежал на постели мальчик Ваня. Лежал Ваня, никого не видел, только тихо стонал. А поразила его Печаль-хвороба. Оттого и селяне вокруг ходили грустные.
Обследовал Фукурума Ваню, еще пуще удивился. Вроде и не болен ничем мальчуган, а ему все хуже и хуже. Решил старец с родственниками посоветоваться. И начал их по одному из себя выплевывать. Вот уже и дом полон, а Фукурума все выплевывает. Только когда и во дворе некуда было ступить, остановился старец. Шумят фукурумовы родственники, что куры в курятнике. Испугалась Печаль-хвороба, увидав такую шумную толпу, да и убежала за полярный круг.
Тут Ваня и выздоровел, вскочил с постели, кинулся родителей обнимать, и Фукуруму с родственниками благодарить.
Надо сказать, что кимоно Ваня до тех пор никогда не видел. Чудно ему стало.
- Какие нарядные платья! – воскликнул, - Как на тетке Матрене в большой праздник.
Обратились тогда к Фукуруме родственники:
- Не хотим идти дальше. Нам и тут хорошо. Жители здесь добрые, веселые. Будем им, чем можем, помогать.
Да и Фукурума расхотел искать Страну Ветвей Солнца. Понравились ему места красивые, да люди хорошие. Так и остались они. И народ полюбил их за нрав веселый, беззаботный. И прозвали их в честь ваниной тетки матрешками. Так и живут они среди нас с тех пор, веселье дарят, скуку разгоняют.
Беседа о прочитанном.
3. Раскрашивание и рисование матрёшек.
3. Дидактические игры и игры на развитие мелкой моторики рук.
«Найди недостающую матрёшку»; «Найди одинаковых матрёшки»; «Раскрась и нарисуй»; «Зашумлённая картинка»; «Сложи матрёшку».
5. Подбор стихотворений, загадок по теме.
МАТРЁШКИНЫ ПОТЕШКИ
Хлебом-солью всех встречаем,
Самовар на стол несем.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сем.
Как у нашей у Хохлатки
Нынче вывелись цыплятки,
А из одной скорлупочки
Матрёша вышла в юбочке.
На заре трубит рожок,
Кличет стадо на лужок:
-Выходи, Бурёнушка!
-Выхожу, матрёнушка!
Ходят куры в стороне,
Позабыли обо мне.
Принесла горошку –
Вспомнили матрешку.
Пряники печатные,
До того нарядные.
Мы не сразу их съедим,
А сначала поглядим.
Любят маленькие детки
Всевозможные конфетки.
Кто грызет, а кто глотает,
Кто за щечкою катает.
Я цветочек вышила,
“Жу-жу-жу” услышала.
Села пчелка на цветок,
Мастерица – наутек.
Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам придем.
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрешки.
Ложки деревянные,
Матрешечки румяные.
Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрешки.
Восемь водят хоровод,
А девятая поет.
Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрешечка.
Шла по ягоду Матрешка,
Позабыла взять лукошко.
“И куда ж такую сласть
Мне теперь, подружки, класть?”
Сели мы на карусели,
На качели пересели,
Сто знакомых встретили,
На поклон ответили.
Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке.
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.
У торговца, у торговки
Покупали мы обновки,
Щупали и меряли,
Глазам своим не верили.
Пыль клубится по дорожке –
Едут с ярмарки матрешки,
На баранах, на быках,
Все с баранками в руках.
Мы до полночи гостили,
Нас домой не отпустили,
Оставляют ночевать,
Завтра снова чаевать! (В. Берестов)
В деревянной Машеньке Ростом разные пдружки,
Внутри кукла Сашенька. Не похожи друг на дружку,
Открой куклу Сашеньку, Все они сидят друг в дружке.
А там крошка Дашенька, В этой молодице прячутся сестрицы.
А в сестрице Дашеньке Каждая сестрица для маленькой – темница (матрёшка)
Есть малютка Пашенька. (матрёшка)
Сказка про матрёшку.
«Давным-давно, в одной деревне в маленьком домике жили-были матрешки мама Надя и ее дочери. Старшую дочь звали Катей, среднюю Соней и младшую Машенькой. Жили они хорошо, дружно. Мама пекла своим дочкам пироги, стирала, рассказывала им сказки. Старшая дочь тоже помогала маме: подметала полы, ухаживала за младшими сестрами, собирала в лесу грибы да ягоды.
Однажды пошла старшая матрешка в лес по грибы да по ягоды и вдруг навстречу ей медведь. Он спрашивает ее: «Куда ты идешь, девочка, я тебя сейчас съем!» Матрешка ему отвечает : «Нет, ты не съешь меня, я же деревянная, ты лучше скажи мне, где ягоды растут?». Показал медведь, где кусты с малиной растут. Идет, идет матрешка, а навстречу ей лисичка-сестричка. Говорит лиса: «Куда ты идешь? Уже темно, ты заблудишься и потеряешься в лесу» Матрешка сказала, что она быстро соберет малину и побежит домой. Только подошла Катя к кусту с малиной, как вдруг из под кустика вылезла ящерица. Матрешка испугалась, а ящерка говорит: «Не бойся меня, я добрая, ты лучше опасайся Змея Горыныча, который живет вот в этом замке». Не успела матрешка набрать малины, как из замка вылетел Змей Горыныч, схватил девочку и унес ее в свой замок.
Сказал он матрешке : «Теперь ты будешь у меня жить, обеды мне готовить, да замок убирать» Заплакала матрешка, да делать нечего.
В это время забеспокоилась мама матрешки : «Где же наша Катя, уж не заблудилась ли она в лесу?» Пошла она со своими дочками искать матрешечку. Идут, идут они по лесу и встретили медведя. Он показал, куда пошла их дочка малину собирать. Потом они встретили лису, которая рассказала им в какую сторону пошла Катя.
В это время, пока Змей Горыныч был на охоте, ящерка залезла на балкон замка и говорит Матрешке : «Садись на меня, я спасу тебя!» Девочка вскочила ящерице на спину, она полетела и спрятала ее за куст малины. В это время явился домой Змей Горыныч. Увидев, что девочки нет дома, он полетел ее искать. С большой высоты он заметил матрешку, схватил ее и принес ее снова в свой замок.
В это время мама с дочками подошли к замку и стали кричать: «Помогите, спасите мою доченьку!» Медведь и лиса услышали и прибежали на помощь. Они взяли большое ведро воды и вылили на Змея Горыныча, чтобы он не смог никого больше жечь своим огнем. Упал Змей Горыныч на землю и потерял свою силу. Вышла Матрешка из замка, и они все вместе пошли домой. Мама Матрешка угостила всех пирогами да малиновым вареньем. Все пили чай и радовались. Но им вдруг стало жалко Змея Горыныча. Пошли они все в лес, привели его домой, и напоили его чаем. И сказали, что лучше жить в дружбе. Попросил он у всех прощение, и зажили они все вместе в мире да согласии.
«Вот и сказочки конец, а кто слушал молодец!»
Работа с родителями.
* Украшение болванок – матрёшек совместно с детьми.
* Консультация для родителей.
МАТРЁШКА, КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Матрешка – старинная русская забава. Она считается не только замечательным сувениром, но и интересной развивающей игрушкой для малыша. Игра – это основная форма существования ребенка, она занимает большую часть времени, которую он бодрствует. Именно в процессе игры малыш познает мир, открывает для себя много нового и интересного. Матрешка – одна из первых игрушек для малыша. Большим достоинством ее является то, что она безопасна, так как матрешка изготовлена из дерева и не имеет острых углов. Матрешка, несмотря на свою простоту, помогает развивать мелкую моторику, чувство формы и цвета, а также воспитывает усидчивость. Очень маленькие дети в начале могут только раскладывать и складывать матрешку. Кажется, что тут такого. Но нет, таким образом, ребенок развивает мелкую моторику пальчиков. Развивая пальчики, мы активизируем деятельность головного мозга малыша, а это речь, мышление, память, внимание и многое другое. Простое складывание и раскладывание в дальнейшем усложняем – мы начинаем сравнивать. Берем двухместную матрешку, открываем ее и достаем из нее другую поменьше. Рассматривая матрешку со взрослым, учится таким понятиям, как большая - маленькая матрешка. На примере с матрешкой ребенок учится распознавать другие большие и маленькие предметы. Научившись складывать и раскладывать матрешку, определять большая или маленькая матрешка, можно акцентировать внимание ребенка на том, во что она одета. Мы рассматриваем, какого цвета платок, платье у матрешки. Таким образом, матрешка помогает нам изучить цвета. Уникальным свойством матрешек является возможность развития сюжетной линии. На форме матрешки может быть изображены персонажи из сказок. Например, из сказки «Колобок» и «Репка». Такие матрешки могут быть использованы в ролевых играх и театральной деятельности, что способствует развитию речи у ребенка. Собирая матрешку, ребенок должен совместить нижнюю и верхнюю части так, чтобы совпал рисунок на матрешке. Эта сторона деятельности ребенка помогает выработать ему усидчивость, внимание и упорство.
ИГРА С МАТРЕШКОЙ
Для игры желательно иметь полный комплект матрешки. Воспитатель предлагает сесть детям на стульчики и на небольшом расстоянии ставит стол. Дети рассаживаются по удобнее, и воспитатель ставит на стол большую матрешку. Воспитатель говорит: «Посмотрите, какая красивая матрешка к нам пришла!». Все любуются матрешкой, рассматривают ее. Воспитатель спрашивает, во что одета матрешка, какого цвета сарафан, платок. Полюбовавшись матрешкой, воспитатель поднимает матрешку и удивленно говорит : «Она тяжелая! Давайте откроем матрешку». Открывая верхнюю часть матрешки, воспитатель с детьми произносит следующие слова:
«Матрёшка, матрёшка, откройся немножко».
Процесс открывания матрёшки намеренно слегка затягивается, чтобы сильнее заинтересовать ребёнка. Открыв большую матрёшку и увидев в ней следующую, дети удивляются и любуются. Новая матрёшка становится рядышком с первой. Воспитатель обращает внимание детей на то, что они разные. Воспитатель спрашивает, какая из матрёшек выше; какого цвета платок у той матрёшки, которая выше и у той, которая ниже. Затем воспитатель берёт матрёшку поменьше и предлагает посмотреть, не спряталось ли там что-нибудь. Дети снова говорят:
«Матрёшка, матрёшка, откройся немножко».
Появляется следующая матрёшка. Так продолжается до тех пор, пока не вынем все матрёшки. Воспитатель расставляет все матрёшки на столе. Он обращает внимание детей на то, что матрёшки разного размера. После этого воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые сарафаны и какие яркие платки у матрёшек! У них есть глазки, носики, и ротики». Воспитатель предлагает детям показать глазки, носик и ротик у себя. Рассматривая матрёшек, дети немного устали и воспитатель предлагает им встать в кружок и немного подвигаться. Воспитатель поёт песенку и показывает движения.
«Эх, матрёшки хороши, хороши, хороши,
Вместе пляшем от души, спляшем от души (делаем пружинки)
Ручками похлопаем хлоп, хлоп, хлоп!
Ножками потопаем топ, топ, топ!
Ручками помашем раз, два, три!
Вместе с вами спляшем от души!» (делаем пружинки)
Воспитатель своими действиями побуждает детей повторять за ним.
После небольшого отдыха воспитатель предлагает детям напоить матрёшек чаем. Дети усаживают матрёшек на стулья вокруг стола. Далее воспитатель предлагает поставить каждой матрёшке чашку и тарелочку в соответствии с цветом платка. При этом он читает рифмовку:
«Пете, куколки наш чай.
Чай душистый золотистый.
Вкусный сладкий – вот какой.
Для гостей чаёк мой!».
Попив чай, матрёшки говорят спасибо и обещают ещё раз прийти к ребятам в гости, а сейчас они устали и хотят немного отдохнуть.
Цель занятия была познакомить детей с народной игрушкой – матрёшкой, научиться различать большое и маленькое, цвета.
* Различные поделки матрёшек.
Матрёшки – конусы Вязанки - матрёшки
3 этап - завершающий
* обработка и оформление материалов проекта;
*оценка результатов работы всех участников проекта.
Подготовила Померанцева Д. Б.
20