Логвинова Вероника
Проект «Взаимодействие с родителями в МБДОУ в реализации ФГОС до»
▼ Скачать
Проект
«Взаимодействие
с родителями в МБДОУ
в реализации ФГОС ДО»
2017 год
Вид проекта :
Информационный,
практико-ориентированный
Участники проекта :
воспитатели групп, психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руково-дитель, педагог-психолог, дети старшего до-школьного возраста, родители.
Срок реализации :
1 год
Тип проекта :
Долгосрочный
Проблема:
Публикация «Проект „Взаимодействие с родителями в МБДОУ в реализации ФГОС ДО“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обес-покоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения — родствен-ные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отно-шений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями по-ведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях.
В условиях внедрения ФГОС ДО очень важно привлекать к процессу воспитания все дополнительные образовательные ресурсы. Одним из таких резервов является институт социального партнерства.
Социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная распреде-ленная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам.
В дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик лично-сти: самооценки, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми. В условиях недостаточно благо-приятной социальной среды, ограниченности контактов у ребенка этот процесс затруднен. Дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей необходимо перейти на новый уровень взаимодействия со социумом, стать «открытой системой».
Открытое дошкольное учреждение открыто для межличностного и группового общения, как для детей, так и для взрослых. Такое дошкольное образовательное учреждение расширяет и укрепляет взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, семьей, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными структурами власти.
Цель деятельности дошкольного образовательного учреждения открытого типа в микросоциуме состоит в том, чтобы способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества и государства, содействовать развитию и формированию социальных навыков у детей, укреплению их здоровья и благополучия.
Актуальность проблемы:
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Новый федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. Такой подход сделал необходимой разработку федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самый главный – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека. Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению.
В Концепции социального развития детей дошкольного возраста перед образова-тельными учреждениями ставится триединая цель: воспитывать культурного человека (субъекта культуры); свободного гражданина (субъекта истории, общества); творческую индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития).
Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:
1. воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;
2. развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
3. развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизве-дения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений;
4. становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.
Актуальность и значимость поставленных обществом задач позволяет сделать вывод, что социально-личностное развитие ребенка является одним из ведущих направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений разного уровня. Педагоги дошкольного образования охватывают тот период, когда закладываются основные структуры личности ребенка. Одной из важнейших задач Стандарта на современном этапе становится формирование творческой личности. Человек будущего должен быть созидателем, с активным творческим началом. Творчески одаренные люди востребованы в любых сферах деятельности. Научные изобретения, новые товары или услуги, успешные предприятия – все это продукт деятельности креативных людей, способных нестандартно мыслить, находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях. А развивать творческие способности надо начинать уже в детстве.
Цель проекта :
«Создание системы взаимосотрудничества ДОУ с социальными институтами для обес-печения благоприятных условий всестороннего развития детей дошкольного возраста, их способностей и творческого потенциала»
Задачи проекта :
1. разработать стратегию и тактику организации взаимодействия с социально значи-мыми партнёрами;
2. создать условия позитивного изменения дошкольного образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО и общественными ожиданиями;
3. установить партнёрские отношения с сообществом для поддержания благоприят-ного (как для дошкольного образовательного учреждения, так и сообщества) общественного окружения;
4. организовать работу по обеспечению преемственности без нарушения преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, формах организации обучения и воспитания, уделяя должное внимание ФГОС;
5. выработать систему в работе по преемственности, направленную на успешную адаптацию ребенка к школе;
6. определить основные аспекты взаимодействия обучения и воспитания на разных ступенях развития личности;
7. выработать единую линию развития ребенка на дошкольном и начальном школь-ном этапах;
8. развивать у всех участников образовательного процесса коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации;
9. стимулировать развитие активной гражданской позиции сопричастности к судьбе детского сада, малой родины;
10. формировать положительный имидж дошкольного образовательного учреждения в местном социуме.
Ожидаемый результат
1. Повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов.
2. Рост психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными институтами.
3. Системное повышение мотивационной готовности всех субъектов образовательного процесса к изменению содержания работы по формированию эмоционально чувственного восприятия окружающего мира в рамках сотрудничества, равенства и партнерства в отношениях ребенка и взрослого.
4. Создание условий для профессионального развития педагогов дошкольного образовательного учреждения в целях повышения рейтинга и формирования положительного имиджа детского сада.
5. Создание единой воспитательной системы для расширения кругозора дошкольников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями); формирования навыков общения в различных социальных ситуациях.
Приоритетным направлением сотрудничества является:
• создание условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;
• сохранение и укрепление здоровья детей, формирование основ базовой культуры личности, творческого потенциала, воспитанников, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Этапы реализации :
Первый этап – подготовительный
Его цель - определение целей и форм взаимодействия с объектами социума.
Задачи данного этапа:
1. анализ объектов социума для определения целесообразности установления соци-ального партнерства;
2. постановка проблемы, определение цели и задач;
3. определение направлений взаимодействия;
4. подбор программно-методического обеспечения;
5. разработка плана совместной работы с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия;
6. информирование родителей о проводимых мероприятиях
Второй этап – практический
Его цель - реализация программ сотрудничества с организациями и учреждениями со-циума.
Задачи данного этапа:
1. формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта;
2. разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с объек-тами социума по различным направлениям деятельности детского сада;
3. разработка методических материалов для реализации данных проектов.
Рабочий план реализации проекта
Месяц Мероприятия Ответственные
Сентябрь Консультация «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ»
Практикум «Мир детских иг-рушек» Старший воспитатель
Инструктор по физической культуре
Педагог-психолог
Воспитатели групп
Октябрь Консультация «Непоседы, или Как помочь гиперактивным детям».
Оздоровительная акция «Сбе-режём здоровье ребёнка вме-сте»
Творческий вечер для детей и родителей "Витамины на гряд-ке" Педагог-психолог
Инструктор по физической культуре
Воспитатели групп
Ноябрь Семинар-практикум «Как ис-пользовать поощрения и нака-зания в воспитании и обучении детей»
Мастер-класс «Развиваем речь ребенка» Педагог-психолог
Воспитатель
Учитель-логопед
Декабрь Школа родителей «Как вы-страивать отношения с деть-ми».
Семинар с элементами тренин-га «Как стать хорошими роди-телями?»
Выставка творческих работ «Умелые руки»
Участие родителей на новогоднем утреннике, исполнение ролей.
Педагог-психолог
Воспитатели групп
Январь Семинар «Детские провокации, или как устанавливать запреты».
Викторина «О здоровье и спорте всерьез и не очень…»
Проект : «Моя мама лучше всех»
Консультация для родителей "Богата традициями наша се-мья" Педагог-психолог
Инструктор по физической культуре
Старший воспитатель
Воспитатели групп
Февраль Круглый стол с родителями «Воспитываем вместе»
Консультация «Роль семьи в развитии ребенка»
Спортивный досуг «Папа, ма-ма, я-спортивная семья».
Инструктор по физической культуре
Воспитатели групп
Март Консультация «Как преодолеть трудности в общении»
Спортивное развлечение «Вместе с мамой поиграем»
Педагог-психолог
Воспитатели групп
Инструктор по физической культуре
Музыкальные руководители
Апрель Консультация «Почему дети говорят неправду»
Семинар с элементами игры «Ум на кончиках пальцев: раз-витие мелкой моторики»
«Православные встречи» Педагог-психолог
Воспитатель
Учитель-логопед
Инструктор по физической культуре.
Май Консультация «Подвижные игры для детей в летний период»
Трудовая акция «Как у нас в садочке расцвели цветочки» Инструктор по физической культуре
Педагог-психолог
Воспитатели групп
Третий этап - оценочно-рефлексивный
Его цель: подведение итогов социального партнерства.
Задачи данного этапа:
1. проведение анализа проделанной работы;
2. определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотруд-ничества с организациями социума.
Система реализации проекта :
• Активное участие детей, родителей и педагогов в запланированных мероприяти-ях;
• Проведение встреч с участниками проекта, направленных на выявление проблем в совместной деятельности.
Интеграция общественного и семейного воспитания:
В соответствии с Законом "Об образовании" родители являются первыми педаго-гами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем и дошкольном возрасте, одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка". Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье. Одной из важнейших задач ФГОС ДО стоит : «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепление здоровья детей». Традиционными формами работы с родителями в этом направлении нельзя ограничиваться, так как они являются препятствием к функционированию ДОУ в режиме развития и многие из них устарели, потому, что недостаточно дифференцированы. Они не учитывают изменения в современной семье, новые возможности и требования к образовательным услугам.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с родителями :
В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействую-щим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влия-ние.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
• единый подход к процессу воспитания ребёнка;
• открытость дошкольного учреждения для родителей;
• взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
• уважение и доброжелательность друг к другу;
• дифференцированный подход к каждой семье;
• равно ответственность родителей и педагогов.
Приведя ребенка в детский сад, родители хотят, чтобы их детей не только готовили к школе, но и обеспечивали широкий спектр знаний, развивали умения, навыки общения, выявляли способности. Поэтому основной целью в заимодействия с родителями является «возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс».
Задачи:
1. формирование психолого- педагогических знаний родителей;
2. приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
3. оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении де-тей;
4. изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Модель сотрудничества семьи и детского сада
Участие родите-лей в жизни ДОО Формы сотрудничества Периодичность сотруд-ничества
В проведении мо-ниторинговых ис-следований Анкетирование.
Социальный опрос.
«Родительская почта» 3-4 раза в год
По мере необходимости.
1 раз в квартал
В создании усло-вий Участие в благоустройстве терри-тории.
Помощь в создании предметно-развивающей среды.
Оказание помощи в ремонтных работах 2 раза в год
Постоянно
Ежегодно
В управлении ДОО Участие в работе попечительского совета, родительского комитета, совета ДОУ, педагогического совета, школы для родителей.
В просветитель-ской деятельности, направленной на повышение педаго-гической культуры, расширение ин-формационного поля родителей. Наглядная информация (стенды, папки-передвижки, семейные групповые фотоальбомы «Из жиз-ни группы», «Копилка добрых дел», «Мы благодарим», памят-ки).
Заполнение Сайта ДОУ
Консультации, семинары-практикумы, конференции.
Распространение опыта семейного воспитания.
Родительские собрания.
Выпуск газеты для родителей.
Диспуты.
Вечера вопросов и ответов. 1 раз в квартал
Обновление постоянно.
1 раз в месяц
По годовому плану.
1 раз в квартал
1 раз в квартал
По годовому плану.
По годовому плану.
В воспитательно-образовательном процессе, направ-ленном на установ-ление сотрудниче-ства и партнёрских отношений с целью вовлечения родите-лей в единое обра-зовательное про-странство. Дни открытых дверей.
Дни здоровья.
Недели творчества.
Совместные праздники, развлече-ния.
Встречи с интересными людьми.
Клубы отцов
Школы родителей
Участие в творческих выставках, смотрах-конкурсах.
Участие в проектной деятельно-сти. По плану
Формы работы с родителями
Анкетирование
Семейный круглый
Дни открытых дверей
Проведение совместных праздников, досугов
Индивидуальные
Выставки
Консультации
Мониторинг Конкурсы
]Формы с родителями
Семинары-практикумы
Родительские собрания
Оформление фотоальбомов
Приобщение к совместной Встречи с интересными людьми
Основными направлениями взаимодействия с семьёй :
Аналитическое направление
Цель: изучение потребности родителей в образовательных услугах, выявление степени осведомлённости их в вопросах ведения ФГОС дошкольного образования и желания стать непосредственными участниками образовательного процесса.
Формы работы:
• анкетирование родителей (при компетентностном подходе содержание анкеты составляется инициативной группой родителей или членами родительского коми-тета);
• опрос родителей;
• открытый диалог;
• индивидуальные и групповые беседы;
• мини-опросы.
Просветительское направление
Цель: информирование родителей о содержании ФГОС ДО, знакомство с образовательной программой ДОУ, формирование у родителей умения руководства детской деятельностью в новых условиях.
Формы работы:
Традиционные:
• стенды «Вниманию родителей!»
• папки-передвижки,
• тематические газеты;
• тематические консультации в сочетании с обратной связью;
• тематические родительские собрания;
• мастер-классы;
• участие в заседаниях органов общественного управления (родительский коми-тет);
• заседания клуба отцов;
• заседания школы родителей;
• день открытых дверей «Один день в детском саду» (знакомство с условиями со-временной предметно-пространственной среды, просмотр совместной и само-стоятельной образовательной деятельности);
Активные формы (с использованием компетентностного подхода)
• настольная тематическая информация «Что такое ФГОС дошкольного образова-ния?»;
• папки-наполнители, в них содержится важная информация о содержании положе-ний ФГОС ДО в сжатой форме;
• просмотр видеозаписей занятий, мероприятий, игровой деятельности, которые озвучиваются специалистами;
• презентация дошкольного учреждения на общем родительском собрании в конце учебного года (показ включенности родителей в различные виды деятельности, принятие во внимание предложений семьи);
• различная информация размещается на официальном сайте детского сада (родите-ли могут воспользоваться обратной связью и задать вопрос или оставить свой комментарий)
Организационное направление
Цель: вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность.
Традиционные формы:
• участие в конкурсах, выставках;
• участие в ремонте по благоустройству ДОУ;
• совместное проведение мероприятий (учёт принципа гармонизации детско-родительских отношений);
• день самоуправления;
Активные формы (с использованием компетентностного подхода)
• проведение родителями бесед с детьми (о профессиях, здоровье и т. д.);
• выступление родителей на утренниках в ролях, совместные с детьми и родителями выступления.
Методическое обеспечение:
Литература:
1. Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М. : МИРОС, 2002. 296 с.
2. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер: худож. Г. А. Карасева. – М. : АСТ : Астрель, 2009. – 238.
3. Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия / Под. ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
4. Левин В. А. Уроки для родителей : / Илл. Н. Гордиенко; Худож. -оформитель К. Юхтман. – М. : ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2001. – 448 с.
5. Медведева И. Я., Шишова Т. Л. Родители и дети : конфликт или союз? – М. : Никея, 2009. – 175 с.
6. 2006, 352 с.
7. Петровская Л. В. Если с ребенком трудно / Людмила Петровская: худ. Андрей Селиванов. – Москва. АСТ, 2015 – 142.
8. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. / Под. ред. О. И. Волжиной. – СПб. : КАРО, 2005. – 144 с.
9. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа / Авт. -сост. С. В. Чиркова. – М. : ВАКО, 2014. – 336 с.
10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М. : Генезис, 2006. – 541 с.
11. Фитцпатрик Д. Г. Диалог с ребенком / Сост., «От редактора» В. Я. Дольникова – М. : «Аквариум», 1996. – 400 с.
12. Шмидт В. Р. Психологическая помощь родителям и детям : тренинговые программы. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 256 с.