Варывдина Юлия Вячеславовна
Проект «Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект рассчитан на весь период пребывания ребенка в детском саду (с младшей группы и до выпуска в школу)
Срок реализации 5 лет
Актуальность
«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Проект „Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями“» размещена в разделах
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Основная задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы приобщать ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формировать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемому.
Успех в данной работе может быть достигнут только при тесном взаимодействии педагогов детского сада и семьи.
Детский сад - первое общественное воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников.
Поэтому взаимодействие музыкального руководителя и семьи является актуальной темой в настоящее время.
Цель:
Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями. Акцентирование внимания на сохранении преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального образования детей.
Задачи:
- развивать музыкально-художественную деятельность родителей и приобщать к музыкальному искусству.
- вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс,
- разнообразить формы дифференцированной работы с родителями, чтобы пробудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении,
- активизировать участие родителей в различных мероприятиях ДОУ.
В связи с новыми требованиями воспитательно -образовательный процесс подразделен на:
-организованную образовательную деятельность;
-образовательную деятельность в ходе режимных моментов;
-самостоятельную деятельность детей;
-взаимодействие с семьями детей.
Средства реализации
Средства реализации заключаются в формах взаимодействия музыкального руководителя с родителями.
Формы работы взаимодействия с семьёй :
1. Музыкальная НОД (открытые музыкальные занятия).
Целью является повышение родительской компетентности в музыкальной области (н-р, День открытых дверей) :
1)Индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка;
2)В сфере всех видов музыкальной деятельности по закреплению навыков и умений, приобретённых в музыкальной НОД в детском саду.
2. Мастер-классы, занятия-практикумы.
1)приобретение родителями практических навыков музыкального развития (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, логоритмика.);
2) с целью знакомства с детским музыкальным репертуаром, обучение совместномумузицированию с детьми, вооружение родителей основами музыкальных знаний о музыкальных инструментах, необходимых для воспитания здорового ребёнка (слушание, изготовление, игра.).
3. Совместные праздники и развлечения, игры, музыкальные гостиные с элементами театрализации
С целью формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми и взрослыми («День Матери», «День защитника Отечества», «Осенние капустники», «8 Марта»).
Родители – полноправные участники таких действ – от идеи до воплощения:
- Обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;
- Разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью, придумывание сказок, историй;
- Подготовка отдельных номеров;
- Пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита;
- Помощь в оформлении помещения;
- Помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.
4. Информационно - аналитический стенд, пропагандирующий вопросы по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников среди родителей.
Он содержит информацию, касающуюся:
- Работы музыкального зала,расписание музыкальных занятий;
- Значимости музыкального воспитания детей;
- Информация о программах музыкального воспитания, используемых в детском саду;
- Перечень рекомендуемой литературы по музыкальному воспитанию, а так же музыкальные игры и упражнения, которые можно делать в домашних условиях;
- Об особенностях эмоционального мира дошкольника;
- Фотографии занятий, выступлений.
5. Индивидуальные беседы с родителями.
6. Консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье.
Проводятся с целью музыкального просвещения родителей, по темам:
«Музыкальное воспитание в семье»,
«Родителям о музыкальном воспитании»,
«Советы: музыкальное воспитание»,
«Как слушать музыку с ребёнком».
7. Папки – передвижки.
Более подробно знакомят родителей с системой по музыкальному воспитанию дошкольников, дают информацию о том, чему можно научить ребёнка в определённом возрасте при систематическом посещении «Музыкальные занятия в детском саду» :
«Музыкальные игры в детском саду»,
«Ваш ребёнок любит петь?»,
«Формирование ребёнка как личности в процессе ознакомления с народными играми»,
«10 причин, по которым ребёнок должен заниматься музыкой!»,
«Как в жизнь приходит музыка…»,
«Музыка и её влияние на развитие детей» и др.
Если правильно и в системе выстраивать работу по музыкальному воспитанию с родителями, использовать разные формы работы, то родители становятся участниками музыкального образовательного процесса с детьми и художественно – эстетическое воспитание детей будет эффективней.
Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость, вселяет уверенность и решает многие проблемы по музыкальному воспитанию.
Планирование взаимодействия музыкального руководителя с родителями.
ЗАДАЧИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
СРОКИ
Установить партнерские отношения с семьей, объединив усилия в музыкальном воспитании и развитии ребёнка.
Диагностировать характер взаимоотношений «ребёнок - родители». Выработать совместно с родителями стратегии развития ребенка, реализуемые в ДОУ и дома.
Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, способствующих накоплению музыкальных впечатлений детей, становлению их музыкальных способностей.
Совершенствовать коммуникативные умения родителей; создавать в процессе общения атмосферу совместного творчества.
Консультация
«Воспитание эстетических потребностей
(гармония, порядок, красота, музыка) в семье»
Опрос
«Как обеспечить положительное
самоощущение ребенка». Заполнение таблицы
личностно-оценочных связей (родитель-ребенок)
СЕНТЯБРЬ
Выступление на общем родительском собрании «Современные подходы к музыкальному воспитанию дошкольника в соответствии с ФГОС».
Занятие – практикум «Дидактические пособия и атрибуты для музыкальной и театрализованной деятельности своими руками»
ОКТЯБРЬ
Выставка «Моя малая Родина» (принять участие в сборе песенного, фольклорного материала; изготовлении костюмов и атрибутов к празднику).
Совместное проведение праздника
«Моя малая Родина»
НОЯБРЬ
Оформление наглядно-педагогической
пропаганды по теме «Если вас пригласили
на утренник»
Семинар-практикум по теме: «Использование
мультимедийных презентаций в музыкальном
развитии ребенка. Работа на сайте МДОУ»
ДЕКАБРЬ
Педагогическая копилка «Развитие творческого
потенциала ребенка в музыкальной деятельности»
Участие родителей в разлекательной программе
для детей «Режиссерская песня».
ЯНВАРЬ
Выступление творческой группы на родительском
собрании «Наши музыкальные подарочки
для папочки и мамочки».
Презентация «Шустрые, активные, веселые,
спортивные – это МЫ»».
ФЕВРАЛЬ
ППО. «Караоке – полезное времяпрепровождение
в семейном кругу»
Создание фонотеки «Песни, стихи современных
композиторов, поэтов для детей дошкольного
возраста»
МАРТ
Практикум «Музыкальная гимнастика в борьбе
с гиподинамией».
АПРЕЛЬ
Презентация на сайте детского сада страницы «Слушаем, поем, танцуем» (медиаматериал)
Совместный праздник «Выпуск детей в школу» (включение родителей в праздник и подготовку к нему).
МАЙ
Ожидаемые результаты проекта :
1. Повышение компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания детей
2. Повышение качества музыкального образования детей
3. Взаимодействие всех участников педагогического процесса выстраиваются по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи
4 Повышение детской самооценки, формирование самостоятельности
1. Развитие творческого потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности.
2. Сближение родителей со своими детьми, привитие любви и уважения к членам семьи.
3. Повышение личного авторитета педагога.
Литература:
1. Доронова Т. Н. Вместе с семьёй - М. : Просвещение, 2006.
2. Давыдова И. А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями // 1 сентября. 2013.
3. Зацепина М. Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности - М. : Творческий центр, 2010.
4. Калинина Т. В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве // Управление ДОУ. 2008. №6.
5. Радынова О. П. Музыкальное воспитание в семье - М. : Просвещение, 1994.