Горшкова Ирина
Проект «Выдумываю, сочиняю, речь развиваю» (составление синквейнов)
«Выдумываю, сочиняю- речь развиваю»
(паспорт проекта с детьми 6-7 лет)
Руководитель проекта : Горшкова И. П., воспитатель МБДОУ №141 «Искорка».
Вид проекта :
• по количеству участников: групповой
• по приоритету метода: словесный
• по контингенту участников: дети 6-7 лет
• по продолжительности: январь- март 2019 г.
Публикация «Проект „Выдумываю, сочиняю, речь развиваю“ (составление синквейнов)» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
Проблема: в ходе проведения занятий выявилось (по результатам мониторинга, что речь детей старшего дошкольного возраста характеризуется лаконичностью, является сухой, односложной, лишенной образности и яркости, недостаточно богат словарный запас. Поскольку в работе с детьми необходимо максимально использовать все известные приемы и методы, в том числе и современные методы обучения, было решено в содержание образовательной деятельности внести инновационный прием - составление синквейна. Преимущество синквейна в том, что его можно включать в содержание работы, не нарушая при этом основной структуры образовательной деятельности.
Поддерживая образовательный проект МБДОУ №141 г. Ульяновска по ознакомлению дошкольников с ведущими отраслями промышленности региона, мы большое внимание уделяем ознакомлению детей своей группы с авиационной промышленностью, с профессиями, занятыми на заводе «Авиастар» нашего города и поэтому начали осваивать составление синквейнов про профессии авиационной промышленности.
Цель: - научить детей составлять синквейны и рассказывать их.
Задачи:
• Развивать у детей 6-7 лет образное мышление и память.
• Развивать способность резюмировать информацию; умение излагать сложные идеи, чувства короткой фразой.
• Обогащать словарный запас слов.
• Учить выделять главную мысль с облачением в речевую форму.
• Развивать умение анализировать.
На 1 этапе, этапе «копилки» мы говорили об авиационной промышленности нашего города. Познакомились с историей самолетостроения, с заводом
«Авиастар», который находится в нашем городе, с профессиями людей, связанных с авиацией. Смотрели видеофильмы о нашем заводе «Авиастар»,
о людях, которые там работают. Читали различные книги, рассматривали энциклопедии, рисовали, играли в дидактические игры на данную тему. Много беседовали, обсуждали какие качества и умения нужны людям, которые работают в авиационной промышленности.
Далее, на этапе «картотеки» всю собранную нами информацию мы занесли в таблицу.
В ней мы отразили главное для таких профессий, как: инженер- конструктор, пилот самолета, механик, бортпроводник.
Мы рассмотрели их по нескольким признакам – пол, рабочая одежда, инструменты, которые им понадобятся для работы и рабочее место. И обозначили эти признаки картинками.
Например: пилот- в основном это мужчины, рабочая одежда у него – это специальная форма: рубашка, пиджак, фуражка () и т. д. Для работы им нужны такие инструменты, как штурвал, наушники, микрофон,приборная доска. Рабочее место пилотов, кабина самолета,где они им управляют.
Или механик- это тоже мужчины. У них есть спец одежда, каска, очки, перчатки. Они пользуются такими инструментами как, отвертки, различные гаечные ключи, дрель и многие другие. Рабочее место у них ангар для самолета, где они постоянно проверяют и ремонтируют самолёты.
Теперь мы смело могли перейти к составлению синквейна на эту тему. Для этого мы разработали модель составления синквейна.
Этапы составления синквейна мы изобразили человечками.
1 строка – это тема синквейна. Она состоит из одного слова. Какой-то объект или явление, которое отвечает на вопрос кто? что? Тема его может быть любой: о природе; о картине и сказочном герое; о профессиях; о маме или папе; о настроении.
2 строка – это 2 признака этого явления или объекта, которые отвечают на вопрос какой? Какая?
3 строка – это действие предмета, 3 слова, которые отвечают на вопрос : что делает?
4 строка – это предложение, про данный объект или явление.
5 строка - это вывод, сравнение, ассоциация. Одно слово, которое выражает настроение.
Продукт проекта :
В результате, с помощью этой модели, мы сочинили несколько синквейнов о профессиях, связанных с авиацией и оформили их в книгу под названием
«Книга синквейнов, составленных детьми 6-7 лет».
Например:
1. инженер-конструктор
2. точный, умный
3. чертит,конструирует,создаёт
4. инженер-конструктор работает за компьютером и делает чертежи.
5. завод
1. Бортпроводник
2. красивая, вежливая
3. встречает,помогает, предлагает
4. Бортпроводник предлагает пассажирам еду и напитки.
5. Путешествие
Презентация проекта : рассказ другим детям о своем исследовании.
Перспектива проекта : составление синквейнов о профессиях других промышленных областей.