Лидия Ахминеева
Проект «Все обо всем» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Все обо всем» для детей старшей группы
Актуальность
Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по формированию речи в детском саду. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем. Владение навыками связной речи позволяет ребенку вступать в свободное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность получить необходимую ему информацию, а также передать накопленные знания и впечатления об окружающем.
Публикация «Проект „Все обо всем“ для детей старшей группы» размещена в разделах
Актуальность данного проекта состоит в том, что она помогает гармоничному развитию личности ребенка, развитию его мышления и интеллекта; подготавливает ребенка к школьному обучению, решает проблемы коммуникативного характера при общении со сверстниками.
Реализация проекта заключается в том, что занятия построены в игровой форме, с использованием различных методик по развитию речи и на взаимодействии с родителями. Родителям предлагаются темы для пересказа, чтения, составления рассказов. На занятиях проводится углубленное раскрытие тем.
На занятиях, составленных с учетом основных дидактических принципов, используются следующие виды работы:
- составление описательного рассказа с опорой на схему;
- пересказ русских народных сказок с элементами драматизации рассказов с помощью опорных сигналов и без опоры;
- составление рассказа по опорным словам, по серии сюжетных картин и по серии сюжетных картин с одним закрытым фрагментом, по сюжетной картине с образцом-рассказом логопеда и без него;
- придумывание предшествующих и последующих событий рассказа, пересказ рассказа с изменением главных действующих лиц и добавлением
последующих событий, составление рассказа из коллективного и личного опыта;
- составление рассказа на заданную тему;
- изготовление книжек-малышек на разные лексические темы.
В процессе целенаправленного обучения дети постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками для составления пересказов и самостоятельных монологических высказываний, что является основой для развития связной речи и овладения знаниями в период начального обучения в школе.
Тип проекта :
Познавательно-творческий, среднесрочный
Сроки проведения: сентябрь-май
Участники проекта : воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители.
Цель: развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
• формировать лексико-грамматический строй речи;
• формировать навык построения связного высказывания; (описательные рассказы, рассказы по содержанию картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием, по сюжетной картине: придумывать продолжение сюжета;
• формировать познавательную активность детей;
• обучать навыкам пересказа литературных произведений;
• развивать у детей фантазию;
• расширять представление об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.
• Вовлечение родителей в учебный процесс.
Ожидаемые результаты:
• повышение уровня познавательной активности детей, формирование умения самостоятельно планировать практические и мыслительные действия;
• обогащение номинативного, предикативного и качественного словаря детей грамматическими категориями;
• умение самостоятельно строить связное высказывание;
• воспитывать культуру речевого общения как часть речевого этикета.
• просвещение родителей в развитии связной речи детей
К концу курса занятий дети должны уметь:
* участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы и отвечать на них.
* различать понятия: рассказ, сказка
*пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения.
*осознанно составлять рассказ по серии картинок.
*рассказывать сказки, загадывать загадки.
* составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-суждение.
Виды деятельности:
Программа проекта определяет развитие тех речевых знаний и умений, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. В программе выделяют следующие основные структурные элементы:
Словарная работа предполагает решение задач, связанных с обогащением, закреплением и активизацией словаря; формирование навыков точного выбора слова при формулировании мысли и правильного его употребления в любом контексте. Работа с многозначными словами подводит ребенка к пониманию переносного значения слов, к точной передаче творческого замысла в самостоятельных сочинениях.
Формирование грамматического строя речи предполагает обогащение речи ребенка разнообразными грамматическими формами и конструкциями, развитие языковых обогащений. Осуществляется при помощи упражнений на согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, употреблении несклоняемых слов, образовании степени сравнения прилагательных, изменение значения слова, придания ему другого смыслового оттенка с помощью суффиксов. Для формирования в речи детей разнообразных сложных предложений используется прием составления коллективного письма.
Развитие связной речи включает формирование умений строить разные типы высказываний, соблюдая их структуру и используя разнообразные типы связей между предложениями и между частями высказывания. Развитие умений четко выстраивать в рассказе сюжетную линию, использовать средства связи между смысловыми частями высказывания формирует элементарное осознание структурной организации текста, влияет на развитие наглядно – образного и логического мышления.
Содержание проекта.
1 этап Подготовительный. (сентябрь)
Цель: Выявление основных проблем в речевом развитии детей. Определение основных направлений дальнейшей работы. Привлечение родителей к реализации проекта.
Мероприятия:
1. Ежегодная диагностика детей.
2. Подбор необходимых материалов: литературы, словесно-дидактических игр, наглядного пособия, раздаточного и демонстрационного материала.
3. Составление педагогически-коррекционной технологии (перспективных и индивидуальных планов, конспектов занятий, мероприятий совместной деятельности взрослых).
4. Перспективное планирование по связной речи через дидактические игры в старшей и подготовительной группе в соответствии с лексическими темами.
5. Создание развивающей среды в детском саду.
2 этап. Основной (Октябрь-декабрь).
Цель: Апробирование мероприятий проекта. Формирование связной речи детей в разных видах деятельности. Корректирование речи со стороны взрослых в повседневном общении с ребёнком. Создание оптимальных условий для преемственности в работе педагогов и семьи. Повышение уровня родительской мотивации в коррекции речевого развития детей.
Мероприятия:
1. Проведение занятий согласно перспективным планам.
2. Реализация перспективного планирования по связной речи через дидактические игры в старшей и подготовительной группе в соответствии с лексическими темами.
3. Чтение литературных произведений в детском саду и дома. Беседы о прочитанном. (Чтение сказок, рассказов, стихов, научно-познавательной литературы).
4. Экскурсия в детскую библиотеку им А. П. Чехова.
5. Акция «Подарите книге вторую жизнь»
6. Работа с родителями (помощь в составление мини-рассказов по разным лексическим темам).
10. Закрепление пройденного материала на логопедических часах, дома по заданию логопеда.
11. Обсуждение сценариев праздников, подбор к ним речевого материала. Проведение утренников и развлечений.
12. Изготовление книжек-малышек по разным лексическим темам.
3 этап. Заключительный (январь)
Мероприятия:
Выставка книжек-малышек в группе.