такаева ларина
Проект «Все о птицах»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Полевской городской округ
«Детский сад №34»
ПРОЕКТ
«Птицы Урала».
Средний дошкольный возраст.
Воспитатель: Такаева Л. Р. – 1 кв. категория
Полевской 2017
Проект «Зимующие птицы». Исследовательская деятельность в средней группе
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели группы, родители воспитанников.
Публикация «Проект „Все о птицах“» размещена в разделах
Срок реализации проекта : краткосрочный.
Тип проекта : познавательно - исследовательский, творческий, информационно–практико–ориентированный.
Образовательная область: познавательно-речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: коммуникативно – личностное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Возраст детей:4-5 лет.
Проблема: на прогулке наблюдали, что птицам холодно и голодно. Прочитали, посмотрели мультфильм «Серая шейка» пришли к выводу, что птицы зимой нуждаются в заботе. Очень много птиц погибает не от холода, а от голода. Необходимо воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.
Цель проекта : Приобщить дошкольников к наблюдению за зимующими птицами нашей области, формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, воспитывать любовь к птицам и желание помогать им в зимних условиях.
Задачи:
ДЕТИ
- повторить основные правила поведения на природе, дать представление об особенностях образа жизни животных и птиц в зимний период, способствовать уважительному отношению к природе, соблюдению мер её охраны посредством ситуативного разговора «Как живут наши пернатые друзья зимой?».
- развивать творческие способности детей в передаче образа, используя жесты, мимику, выразительную речь посредством театрализованной постановки «Как сорока клеста судила»;
- развивать умение строить композицию рисунка посредством продуктивной деятельности «Снегири на ветках»;
- развивать четкую, правильную и выразительную речь посредством разучивания чистоговорок, стихотворений, загадок о птицах;
ВОСПИТАТЕЛЬ
- продолжать развивать интерес к литературному чтению посредством восприятия художественных произведений о птицах;
- расширять и актуализировать активный словарь детей: перо, хвост, оперение, воробей, синица, клест, ворона, дятел, свиристель, сорока, снегирь, лущить, зимующие, выводить;
- развивать двигательную активность, внимание, умение координировать речь с движением посредством игровой деятельности «Ворона и воробьи», «Снегири»;;
- формировать музыкальные способности детей посредством слушания звуков природы, голосов птиц;
- создать благоприятный психологический климат во время всех мероприятий.
РОДИТЕЛИ
С целью включения родителей в проект знакомство с темой, целями, задачами проекта, актуальность) .
Обсуждение общих вопросов.
Индивидуальные беседы.
Информация о конкурсе «Покорми птиц зимой».
Ожидаемый результат:
1. Сформируются знания детей о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, сходстве и различиях.
2. Повысится познавательный интерес к окружающему миру природы.
3. Воспитается желание бережного отношения к природе, заботе о зимующих птицах.
План реализации проекта :
1. Вводная часть
1) Формулирование проблемы.
2) Постановка задач.
2. Практическая часть
1)Чтение х/л
1) Изготовление кормушек совместно с родителями, кормление птиц на улице.
2) Разучивание сценки «Как сорока клеста судила»
3) Разучивание загадок, стихов
4) Игровая деятельность «Ворона и воробьи», «Зимующие и перелетные»
5) Восприятие художественной литературы чтение рассказов: Н. Сладков «Клест и дятел», чтение и обсуждение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой», А. Александрова «Столовая для птиц»
6) Театрализованная деятельность «Как сорока клеста судила»
7) Игровая деятельность «Доскажи словечко», «Кормушка», «Зимующие и перелетные», «Прилетели птицы», «Сосчитай птиц», «Есть-нет»
8) Познавательно-исследовательская деятельность «Сравнение питания синицы и воробья», «Подбери крылышко по цвету», «Чей голос?»
9) Продуктивная деятельность (Аппликация) «Снегири на ветках», раскрашивание силуэтов птиц
3. Заключительная часть
Защита проекта в форме культурно-досуговой деятельности «Зимующие птицы».
Продукт проекта :
• Кормушки для птиц
• Культурно-досуговая деятельность «Зимующие птицы»
• Книжки-малышки с загадками
Вывод:
В группе 16 семей приняло активное участие и 4 семьи приняли пассивную позицию наблюдателей. Дети научились сопереживать зимующим птицам, знают основные правила на природе, у них развилось чувство сопереживания к пернатым.
Защита проекта в форме культурно - досуговой деятельности «Зимующие птицы»
Интеграция ОО: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Задачи:
- закреплять знания детей о зимующих птицах, их образе жизни, сходстве и различиях.
- развивать мышление, внимание посредством загадок о птицах, д/игры «Прилетели птицы».
-развивать правильную, выразительную речь детей посредством заучивания стихотворений, загадок о птицах.
-развивать связную речь детей при составлении рассказов «Как мы делали кормушку»
-обогащать и активизировать активный словарь детей по теме «Зимующие птицы
-развивать творческие способности детей в передаче образа, используя жесты, мимику, выразительную речь посредством театрализованной постановки «Как сорока клеста судила»
-развивать слуховое внимание и восприятие посредством слушания голосов птиц.
-создать благоприятной микроклимат во время проведения мероприятия.
Оборудование: записи голосов птиц, предметные картинки с изображениями зимующих и перелетных птиц, шапочки с изображениями птиц (сорока, клест, снегирь, синица, филин, дятел, свиристель, ворона, ноутбук, контурные изображения птиц (снегирь, синица, клест, воробей, тарелочки с угощениями для птиц (рябина, сало, шишки, семечки, конфеты, 2 мольберта, кормушки, изготовленные детьми, музыка для подвижной игры, толстая веревка.
Сценарий культурно- досугого мероприятия
1. Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались, чтобы участвовать в празднике зимующих птиц.
Многие птицы на юг улетают,
Многие зиму у нас коротают.
Галка, ворона, снегирь, воробей.
Ну-ка, ребята, их вспомни скорей!
2. Игра «Угадай голос птицы»
(Включается запись голосов птиц, дети угадывают какая птица поет- синица, голубь, дятел и т. д.)
Воспитатель: Молодцы! А теперь я предлагаю вам сыграть в игру. Я буду называть птиц, но как только вы услышите другое слово – хлопайте в ладоши. Будьте внимательны!
3. Игра «Прилетели птицы» :
1) Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, галки, мухи и стрижи.
2) Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
3) Прилетели птицы : голуби, синицы, чибисы, чижи, галки, стрижи, комары, кукушки.
4) Прилетели птицы : голуби, куницы, поползни, дятлы.
5) Прилетели птицы : голуби, синицы, галки, стрижи, сороки, воробьи, чижи, аисты, кукушки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы, вы были внимательными.
4. Игра «Зимующие и перелетные птицы»
Воспитатель: Какие бывают птицы? (перелётные и зимующие) Я предлагаю поиграть в игру. Нужно будет разместить птиц на 2 фланелеграфа – зимующих птиц под снежинкой, а перелётных птиц - под солнышком. Кому я дам солнышко, тот ищет перелётных птиц, а кому снежинку – зимующих. А остальные ребята – будут моими помощниками, будем проверять.
(детям раздаются солнышки и снежинки, они выбирают нужную птицу и помещают на фланелеграф картинки птиц)
Воспитатель: Давайте проверим, нет ли у нас ошибок. Зимующие птицы – голубь, синица, снегирь, сорока. Перелётные птицы – грач, ласточка, кукушка, журавль. (если заметили ошибку – исправить, объяснить)
- Почему мы этих птиц называем перелётными (ответы детей)
- Почему мы этих птиц называем зимующими (ответы детей)
5. Игра «Отгадайте загадки». Отгадывание загадок.
Воспитатель: Я вам загадаю загадки, и если вы угадаете, появятся отгадки. Дети отгадывают загадки, после появляется ноутбук с картинками зимующих птиц (которые дети отгадали) .
Педагог: Правильно, снегирь.
(Влетает «снегирь»-ребенок в маске)
Воспитатель: Кто к нам прилетел в гости? Как догадались (ответы детей)
Снегирь: Я слышал, вы много знаете о нас – зимующих птицах. Тяжело нам зимой. Будет зима мягкая и тёплая – мы выживем, а будет лютая – трудно нам придётся. Под снегом нелегко себе корм добывать, а голодному и замёрзнуть не долго. Вот и тянемся мы, птицы, зимой поближе к жилью на
человека, надеемся на его помощь и доброту.
Воспитатель: Ребята, а как мы, люди, можем помочь птицам зимой? (подкармливать птиц, делать кормушки)
Воспитатель: Дорогой снегирь! Хочешь, ребята прочитают стихотворение о птичьей столовой? (А. Александрова «Столовая для птиц». Читает ребенок)
Снегирь: Молодцы, ребята, спасибо! Но построить кормушку нелегко. Знаете ли вы, как сделать кормушку для птиц?
6. Презентация кормушек.
Дети рассказывают, как они делали кормушку со своими родителями.
7. Игра «Покорми птицу»
Снегирь: Но, сделать кормушку мало, надо знать какой корм можно положить для птиц.
(на столе на блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины)
Снегирь: Уберите лишнее, что птицы есть не будут. Перед вами – модели, обозначающие птиц.
- Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем)
- Какая птица любит сало? (выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем)
- Какая птица зимой питается ягодами рябины? (выбрать модель)
- Какая птица питается семенами еловых и сосновых шишек? (выбрать модель)
Воспитатель:- А теперь послушайте загадку.
- Эта птица зимующая. У нее голова, крылья черного цвета. Хвост тоже черный, но с очень красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой как стрела. А по бокам перышки совсем белые. Поэтому эту птицу назвали белобокой. (Сорока)
Послушайте и посмотрите, какая история приключилась с одной вороной.
8. Театрализованное представление в исполнении детей «Как сорока клеста судила»
Список используемой литературы:
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду /А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991.
2. Савельева Е. А. Тематические загадки и веселые игры для пальчиков: метод. пособие для работы с детьми дошкольного возраста / Е. А. Савельева.
3. Киреева Л. Г. Формирование экологической культуры дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2008.