Жанна Бабкина
Краткосрочный проект о растениях и птицах нашего края
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект
о растениях и птицах нашего края.
Авторы: Бабкина Жанна Викторовна, Семененкова Ирина Николаевна
Вид проекта : информационно – творческий.
Цель проекта :
1. Сформировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта.
2. Расширить и обобщить представления детей о животных и растениях нашего края.
3. Воспитывать экологическое сознание, познавательный интерес.
4. Обобщить представления детей о лесе как экологической системе.
Проблема:
Публикация «Краткосрочный проект о растениях и птицах нашего края» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- В мире растений. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы нашего края, области
- Птицы нашего края. Проекты
- Птицы. Проекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
В летний период наблюдался повышенный интерес детей по экологической теме. Чтобы сохранить любознательность ребят, мы решили организовать проектную деятельность.
План действий:
1. Познавательно – исследовательская деятельность:
- наблюдение за насекомыми с использованием лупы и микроскопа
(жук носорог, куколка мотылька, комара, блохи, крыло пчелы)
- «Сюрприз с продолжением»
Встреча с гигантской гусеницей на клумбе участка в конце лета. Спустя месяц, мы заметили необычное насекомое, летающее над цветком флоксов. Это оказалась колибри средней полосы России или бабочка бражник. Мы с интересом наблюдали, как бабочка порхала над кустом и своим длинным, тонким, белым хоботком доставала нектар из каждого цветка флокса.
- Прогулка к пруду. С целью изучения растительности (ивовые кусты) и птиц, населяющих данный водоем. Дети рассматривали и кормили целую утиную семью.
- посадка тюльпанов на клумбе участка для прогулок.
2. Коммуникативная деятельность.
- Беседы о птицах :
«Чем интересна кукушка?», «Почему у трясогузки длинный хвост?», «Жизнь диких уток», «Виды уток», «Разновидности семейства совиных», «Синичка». (Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?», «Беседы о русском лесе», С. Шустов «Птицы наших лесов и полей»)
- Разгадывание загадок о растениях и животных.
3. Чтение художественной литературы.
-заучивание стихотворений «Кукушка», «Сова», осенние стихи.
- чтение сихов «Лесные этажи», «Осина», «Осенний пир», «Рябина» из книги Т. А. Шорыгиной «Беседы о русском лесе», И. Соколов-Микитов «Русский лес».
4. Творческая деятельность (продуктивная).
- коллективная аппликация «Осенний ковер», «Осеннее дерево»
- лепка «Рябина», «Ежик».
- оригами «Зайчик с листом», «Кукушка», «Синичка», «Сова»
- конструирование из природного материала «Бабочки»
- детско-родительские работы «Осенний сувенир»
5. Игровая деятельность.
- пальчиковая игра «10 птичек-стайка», «Ножки, где вы были?»
- подвижная игра «Изобрази птицу», «Совушка», «Бай качи-качи-качи…»
6. Итог. Экскурсия в лес.
Цели:
• организовать коллективную прогулку совместно с родителями;
• понаблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе;
• расширить и углубить знания об объектах природы: познакомиться с новым кустарником – орешником (лещиной, узнать и рассмотреть этажи природы (леса)
• воспитывать в детях чувство взаимопомощи и поддержки.
Ход прогулки:
Вводная беседа об осени
• Назовите сегодняшнее число, день, месяц.
• Назовите по порядку осенние месяцы.
• С чего начинается осень в природе?
• Назовите первые приметы наступающей осени.
• Какая из них главная?
На участке детского сада ребята замечают гостью - куклу, которая пришла с письмом.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Варя.
Я очень расстроена и пришла к вам за помощью.
Сегодня утром я гуляла по парку, наблюдала за птичками, любовалась природой и так увлеклась, что потеряла свою корзинку. Мне нельзя без нее возвращаться домой, потому что это бабушкин подарок и он мне дорог.
Я знаю, что вы очень хорошие и дружные ребята и надеюсь, что меня не оставите в беде.
К письму прилагаются четыре картинки с цифрами 1- пень, 2-лист липы, 3- лист орешника, 4- лист клена.
Дети принимают решение помочь Варе и отправляются по маршруту в парк.
Основная часть экскурсии
Вопросы:
Какое сегодня небо? Как, по сравнению с летом, светит солнышко? (Небо прозрачное, плывут облака, в небе птицы летят стайками.)
Посмотрите на землю. Какие изменения произошли по сравнению летом? (Трава не яркая, она пожухла, вянет.)
Какие изменения происходят с деревьями? (Листики на деревьях начинают желтеть; в лужице 2 – 3 листика, упавших с дерева.)
. Как вы думаете, в какую погоду листьев облетает больше?
. Почему?
Первая остановка у пня
• Ребята рассматривают огромный пень,
• изучают годичные кольца,
• узнают об истории этого старого дерева (лопнувшая кора, улей внутри ствола,
• находят в листве баночку с загадками (читают родители)
• Загадки
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. Береза
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. Елка
Кудри в речку опустила,
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. Ива
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки. Лиственница
Все в покое, замер ветер,
И деревья все молчат.
Нет, не все еще - у этих
Листья тихо шелестят. Осина
Кар-кар-кар! - кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут ее? Ворона
Кто в беретке ярко-красной,
в черной курточке атласной? На меня он не глядит,
все стучит, стучит, стучит. Дятел
В лесу на ветке она сидит,
Одно "ку-ку" она твердит,
Года она нам всем считает,
Птенцов своих она теряет.
"Ку-ку" то там то тут,
Как птицу эту зовут? кукушка
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее. (сорока)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. Снегирь
Вторая остановка между тремя липами
• Дети сравнивают стволы деревьев,
• находят более древнее дерево,
• рассказывают стих с движениями «Осень в гости пришла»
Осень в гости пришла, - раскрываем руки в стороны
Дождь и ветер принесла. – показываем капельки, как фонарики
Ветер дует, задувает, - круговые движения руками
С веточек листы срывает.
Листья по ветру кружатся - повороты
И под ноги к нам ложатся. – приседают и опускают руки вниз
Ну, а мы гулять пойдем - шагают
И листочки соберем.
• Беседуют о птицах :
-Каких птиц можно встретить в парке и в лесу?
-Чем питаются птицы?
-Почему многие улетают в теплые края?
- Чем интересна кукушка?
• рассказывают про кукушку и вспоминают стих:
На лесной опушке слышится «ку-ку»,
Кукует кукушка, где-то на суку.
В лес густой, зеленый нас зовет она,
Там березки, клены, свежесть, тишина.
• Проводится подвижная игра «Кто как кричит»
(Дети по картинкам определяют птицу и имитируют ее голос и движения.)
• Находят вторую баночку с пословицами и объясняют:
«Лес без птиц и птицы без леса не живут»
«Всякая птица своим клювом сыта»
Третья остановка у орешника
• Ребята рассматривают листья кустарника.
Воспитатель дает небольшую информацию об орешнике. (Лещина (орешник) - это куст, достаточно большой и красивый. Еще этот куст очень удивительный, так как весной в апреле на его веточках в первую очередь появляются мужские, а потом только женские сережки. Мужские сережки намного длиннее, чем женские и они похожи на осиные сережки. А вот женские сережки достигают всего два миллиметра, очень маленькие. И только в мае, когда на улице станет совсем тепло, начнут распускаться листья. Листья на орешнике крупные, слегка вытянутой округлой формы, кончик листика заострен, по краю листика есть зазубрины. Из-за того, что на лещине крупные листья, веточки на кусте смотрятся очень пушистыми. В августе начинают созревать плоды-орехи, которые спрятаны в скорлупу. Эти орехи называют фундуком. Больше всего орешник начинает плодоносить после 10 - летнего возраста.
- Скажите, ребята, а где люди могут использовать эти плоды? (В шоколаде, печенье, в медицине делают настой из скорлупы орехов)
• Дети наряжают молодые кустики цветными ленточками.
• В листве встречается очередная баночка с сюрпризом: лесные орехи очищенные и в скорлупе. Дети лакомятся.
Четвертая остановка на кленовой полянке
• Дети наблюдают и слушают краткий рассказ воспитателя об этажах леса:
1этаж - мхи.
2 этаж - трава, цветы, грибы (дети перечисляют знакомые названия)
3 этаж - кустарники (определяют по картинкам)
4 этаж - деревья
• Рассматривают и сравнивают молодые зеленые клены и кленовый разноцветный ковер на поляне.
• Воспитанники обнаруживают корзинку, потерянную Варей. В ней находят сладкие грибочки и все угощаются.
В завершении – общее фото