Татьяна Скулина
Проект «Воспитываем патриотов»
▼ Скачать +Заказ
Проект
«Воспитываем патриотов»
Воспитатель:
Скулина Т. А.
Актуальность проблемы:
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Почему?
Публикация «Проект „Воспитываем патриотов“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2023
Сегодня с бешеным темпом жизни у людей происходит подмена настоящих ценностей и искажение реальности. Материальные ценности доминируют над духовными. В нашем веке присутствует столько лишней информации. Вокруг со всех сторон только и слышны негативные высказывания по отношению к нашей стране. Что у людей меняются чувства к Родине. Искажаются представления о патриотизме, доброте, великодушию, меняется отношение к событиям нашей истории.
Когда у человека есть чувство патриотизма, гордости и радости за свою страну, он всегда более устойчив в жизни, ему есть на что опереться даже в самые сложные времена. Чувство патриотизма дает человеку особую силу духа, способствует формированию здоровой психики. Именно поэтому воспитание чувства патриотизма – приоритетная задача во все времена.
Главные ростки чувства патриотизма начинаются с первых впечатлений, восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он радуется, изумляется и что вызывает улыбку и отклик в его душе. Чувства и ощущения еще не осознаны, но, пропущенные через непосредственное детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности будущего патриота. Основой формирования будущей личности является именно эти чувства защищенности и безопасности, гармонии и красоты. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование нравственных основ личности, накопление опыта правильного поведения и гармоничных взаимоотношений с другими людьми.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы привить любовь к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны.
Задачи:
формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);
формирование духовно-нравственных отношений;
формирование любви к культурному наследию своего народа;
воспитание уважения к труду;
развитие интереса к русским традициям, промыслам;
толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям;
воспитания патриотизма и чувства гордости за свою страну.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Формы работы: НОД, познавательные игры, способствующие реализации данной цели, экскурсии, игры-путешествия, развлечения, праздники.
Совместная деятельность воспитателя и детей:
Чтение художественной литературы, энциклопедий.
Обсуждение прочитанных книг.
Беседы о природе.
Игры (дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные).
Труд в уголке природы и на участке.
Просмотр видеофильмов, познавательных мультфильмов о природе и обсуждение их.
Викторины.
Рисование и конструирование.
Ответы на вопросы детей.
Рассматривание картин русских художников, иллюстраций о природе.
Прослушивание музыкальных произведений русских классиков, таких как П. Чайковский, С. Прокофьев.
Чтение и заучивание стихотворений о природе русских поэтов.
Самостоятельная деятельность детей:
Рассматривание иллюстративных книг о природе, рассматривание альбомов «Россия – Родина моя!», «Наша Армия».
Сюжетно-ролевые игры.
Театрализованная деятельность.
Работу по патриотическому воспитанию осуществляю по следующим разделам:
«Моя семья»
Цель: воспитывать чувство любви к близким родственникам.
Патриотическое воспитание у ребенка начинается с отношения к семье, привязанности к самым близким людям - родителям, к родному дому. Чувство Родины неразрывно связано с тем местом, где ребенок родился и живет. С первых лет жизни мы прививаем любовь к близким людям. Поэтому такие праздники, как День матери, Фестиваль семьи очень полезны. На Фестивале семьи мы организуем встречи с родителями, где они проводят мастер классы, презентации, показывают с детьми номера, рассказывают о своих профессиях. И дети воспринимают своих мам и пап как тружеников, вносящих вклад в общее дело. При этом чувство любви дополняется чувством гордости и уважения.
«Наш город Новосибирск»
Цель: расширять представления детей о родном городе и родном крае, воспитывать чувство ответственности, бережное отношение к природе.
Любовь к Отечеству начинается с любви к родному краю. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историей, культурой, географией, природой родного края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Мы знакомим детей с улицами города, объясняем, почему так или иначе называется улица и в честь кого названа.
«Обычаи, традиции, культура»
Цель: Знакомство детей с историей, культурой нашей страны, предметами народно-декоративного искусства. Прививать чувства радости и гордости за свою Родину.
Через народное искусство дети в доступной форме и на близком материале усваивают язык своего народа, его нравы и обычаи. Для ознакомления детей мы посещаем мини музей «Русская изба», который находится в нашем детском саду, где дети могут познакомиться с историей, традициями, игрушками, предметами народно-декоративного искусстванашего народа.
Также проводятся праздники в русско-народном стиле.
Обязательно учим потешки, играем в народные игры и т. п.
«Любовь к природе»
Цель: Формирование бережного и заботливого отношения к родной природе, ко всему живому.
Чувство Родины неразделимо от воспитания любви к родной природе. Поэтому мы приобщаем детей к миру природы: наблюдения на прогулке, экскурсии или занятия по ознакомлению детей с природой, читаем книги, сказки, энциклопедии, учим стихи о природе русских поэтов и проводим конкурсы чтецов. А также учим бережному отношению ко всему живому и природе. Для этого проводим различные экологические проекты, такие как знакомство с Красной книгой и т. п.
«День Победы»
Цель: воспитывать чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызвать желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.
В нашем детском саду 9 мая является одним из главных праздников. И проводится он масштабно. У нас проводится свой парад. Каждая группа представляет определенный род войска, свою форму. Обязательно проходит бессмертный полк детей вместе с родителями. Выпускаются в небо белые шары, как дань памяти и уважения тем людям, кто подарил нам эту великую победу. А чтобы дети осознанно воспринимали происходящее, мы прежде совершаем с детьми экскурсию в прошлое, знакомим с основными веками нашей страны и народа. В частности, в доступной форме и на конкретных примерах их бабушек и дедушек рассказываем о ВОВ, о фронтовых подвигах русского народа, о значении победы для всех нас, даем детям такие понятия как "долг перед страной"» «любовь к Отчизне», «военная присяга» и др.
«Великий русский язык»
Цель: приобщать детей к богатствам русской литературы.
Чтение художественной литературы:
Русские народные сказки, былины.
Русские народные песенки, потешки.
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане» и т. д.
С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».
С. Михалков «Дядя Степа».
Сказка П. Бажова «Серебряное копытце".
Пришвин М. М. рассказы о природе, животных.
В. Бианки рассказы о природе.
Е. Пермяк «Волшебные краски», «Березовая роща», «Знакомые следы», «На все цвета радуги», «Птичьи домики» и т. д.
В. Чаплина «Крылатый будильник», «Воробьиная наука», «Ежиное семейство», «Жаворонок», «Лесная кормушка», рассказы «Медвежонок» и т. д.
Н. Сладков рассказы о природе и животных.
Чарушин Е. «Рябчонок» и другие рассказы о животных.
Г. Скребицкий Г. «Митины друзья», «Лесное эхо» и другие рассказы о природе.
К. Ушинский «Жалобы зайки», «Весна», «Два плуга», «Хлеб», «Как рубашка в поле выросла», «История одной яблоньки», «Ласточка», «Кукушечка», «Лето» и другие рассказы о природе.
В. П. Катаев «Дудочка и кувшинчик», «Грибы», «Пень», «Голубок».
Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, я использую репродукции картин, иллюстрации в книгах, наглядные пособия. Кроме чтения дети очень любят и легко воспринимают сюжеты, разыгранные с помощью настольного театра. Сами с удовольствием инсценируют спектакли уже по знакомым произведениям.
Чтение книг направлено на формирование у детей образа героя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину, формирует желание быть защитником земли, на которой ребенок родился и вырос, которую как зеницу ока берегли предки. Примеры героических поступков главных героев литературных произведений способствуют пониманию того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своим близким, к своему народу, из чувства ответственности перед ними.
Игры, способствующие патриотическому воспитанию:
Основным видом деятельности детей является игра, поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Игры, способствующие патриотическому воспитанию, формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметов окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, о Родном крае, об Армии, о Защитниках отечества, об истории своей страны, ее традициях и обычаях, знакомит с разными профессиями и дает представления о видах трудовой деятельности, закрепляет знания детей о правилах этикета, поведения в общественных местах.
Игра «Добрые слова»
Цель: Закреплять умения детей использовать в речи «добрые» слова. Воспитывать доброжелательность, положительное отношение друг к другу.
Игра «Как я дома помогаю»
Цель: Воспитывать заботливое отношение к членам семьи. Патриотическое воспитание.
Игра «Волшебные слова»
Цель: Воспитывать доброжелательное отношение друг к другим людям. Закреплять умение проявлять вежливость. Расширять словарный запас ребенка набором вежливых слов. Патриотическое воспитание.
Игра «Найди флаг, герб»
Цель: Знакомить детей с символикой родной страны, учить выделять флаг, герб России из числа флагов других стран. Патриотическое воспитание.
Игра «Дружная семейка»
Цель: Воспитывать интерес к своей семье, уважительное отношение к членам семьи.
Дидактическая игра «Наша страна»
Цель: Закреплять знания детей о нашей Родине, ее столице.
Дидактическая игра «Собери символы нашей страны»
Цель: Знакомить детей с символикой родной страны. Развивать логическое мышление, память ребенка. Патриотическое воспитание.
Дидактическая игра «Расскажи о месте достопримечательности»
Цель: Закреплять знания детей о родном городе, стране, полученных в процессе бесед. Патриотическое воспитание.
Игра «Профессии»
Цель: Продолжать знакомить детей с профессиями людей. Воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий и их деятельности.
Дидактическая игра «Народные промыслы»
Цель: Научить узнавать детей разные виды деятельности. Прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы. Патриотическое воспитание.
Игра «Экскурсовод»
Цель: воспитывать интерес к жизни города и страны. Патриотическое воспитание. Развивать память, мышление. Закреплять знания достопримечательностей города, памятников. Воспитывать любовь к родному городу.
Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Цель: Обращать внимание детей на то, что добрые чувства, дела и поступки вызывают чувство уважения, дружбу и любовь.
Дидактическая игра «Узнай по описанию кто это»
Цель: Закреплять знания детей о животном мире родного края, страны. Прививать любовь к Родному краю, Родине.
Дидактическая игра «Чей домик?»
Цель: Закреплять знания детей о животном мире родного края, страны.
Дидактическая игра «С какого дерева листок?»
Цель: Закреплять знания детей о природе родного края, страны.
Дидактическая игра «Зеленая аптека»
Цель: Закреплять знания детей о лекарственных растениях родного края, о правильном использовании их в лечебных целях.
Дидактическая игра «Малая Красная книга»
Цель: Закреплять знания детей о редких растениях и животных, птиц нашего края, страны, занесенных в «Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности.
Дидактическая игра «Назови ласково»
Цель: Совершенствовать речь детей как средства общения, воспитывать дружеские взаимоотношения. Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные слова.
Дидактическая игра «Я люблю…»
Цель: Воспитывать уважительное, заботливое отношение к близким людям, друг к другу.
Дидактическая игра «Продолжи пословицу»
Цель: Знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление.
Дидактическая игра «Подбери узор»
Цель: Знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Дидактическая игра «Отгадывание загадок об Армии, солдатах, Родине, растительном и животном мире, природе»
Цель: Закреплять умение загадывать и отгадывать загадки на нравственно-патриотическую тему.
Дидактическая игра «Скажи - какая?»
Цель: Развивать логическое мышление, память, речь, формировать навыки подбора определений к слову.
Дидактическая игра «Какие праздники ты знаешь?»
Цель: Закреплять знания детей о праздниках. Развивать у детей сообразительность, память.
Настольная игра «Путешествие по России»
Цель: Познакомить детей с особенностями даже самых отдаленных уголков нашей страны.
Сюжетно-ролевые игры:
Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней дети реализуют полученные знания об окружающем мире, проявляют самостоятельность, выдумку, инициативу, учатся общаться друг с другом, приобщаются к миру взрослых, стремятся к дальнейшему познанию жизни. Именно в игре проявляются основные качества ребенка как личности и как маленького гражданина своей Родины.
«Семья»,
«Детский сад»,
«Почта»,
«Пограничники»,
«Моряки»,
«Космонавты»,
«Магазин» и др.