Лариса Грушина
Проект для дошкольников «Воркута — жемчужина севера»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка к проекту
«Воркута – жемчужина Севера»
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному городу, краю и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу и родной стране. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться воспитатель?
Публикация «Проект для дошкольников „Воркута — жемчужина севера“» размещена в разделах
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному краю, городу у него проявляются в чувстве восхищения своим краем и городом. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувства привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, города, работниками детского сада, при знакомстве с местными достопримечательностями.
Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю, городу, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и достопримечательностях. Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного “созревания”. Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе реализации проект по ознакомлению детей с родным краем и родным городом.
Цель проекта :
1. Познакомить детей с государственной и городской символикой, с культурой Коми края, особенностями и достопримечательностями города, в котором мы живем.
2. Закрепить знания детей о Коми Республике, о народах Севера, познакомить с их бытом, музыкальным творчеством, играми, сказками; расширить представления детей о животных, растениях, птицах тундры.
3. Воспитывать любовь к «малой Родине», гордость за достижения своего города.
Задачи:
1. Воспитывать нравственно-патриотические чувства детей, эстетического отношения к жизни и искусству.
2. Воспитывать у детей уважение к Коми культуре, дружбе между детьми разных национальностей.
3. Создать условия для формирования нравственно – патриотических качеств личности ребенка, как первоначальной основы общей культуры будущего человека.
4. Формировать умения дружно играть, развивать социальные чувства детей, их коллективное взаимоотношение.
5. Формировать представление о значении нашего города для страны.
6. Систематизировать знания о названии улиц и площадей, достопримечательностях города.
7. Вызывать чувства восхищения красотой родного города.
8. Воспитывать чувство гордости за свой город и свой край.
9. Активизировать и расширять словарный запас дошкольников.
Ожидаемый результат:
1. Повысить интерес родителей к совместной деятельности с детьми за пределами детского сада,
2. Увеличить и систематизировать материалы и знания по теме «Мой любимый город».
3. Создать в группе уголок «Моя малая родина».
4. Закрепить стойкий интерес детей к новым играм, песням современным и Коми народных композиторов.
Используемые методы:
игра
беседа
моделирование
презентации
демонстрация наглядных пособий
- использование художественной литературы
- фотовыставка «Поздравляем тебя, Воркута»
-выставка детских творческих работ
-создание лепбука
-создание в группе уголка «Моя малая Родина»
Паспорт педагогического проекта
Структура Содержание
Тема «Воркута – жемчужина Севера»
Адресация проекта
Дети, воспитатели и родители воспитанников
Руководитель проекта Грушина Л. С., воспитатели МБДОУ №41
Участники проекта Дети подготовительной группы
Возраст воспитанников 6-7 лет
Особенности проекта По характеру создаваемого продукта:
- информационно-практико-ориентированный.
По количеству участников: групповой
По продолжительности: краткосрочный (1 неделя)
По профилю знаний: межпредметный
По уровню контактов: на уровне образовательного учреждения
Цель проекта Воспитывать любовь к «малой Родине»
Задачи проекта 1. Воспитывать нравственно-патриотические чувства детей, эстетического отношения к жизни и искусству.
2. Воспитывать у детей уважение к Коми культуре, дружбе между детьми разных национальностей.
3. Создать условия для формирования нравственно – патриотических качеств личности ребенка, как первоначальной основы общей культуры будущего человека.
4. Формировать умения дружно играть, развивать социальные чувства детей, их коллективное взаимоотношение.
5. Формировать представление о значении нашего города для страны.
6. Систематизировать знания о названии улиц и площадей, достопримечательностях города.
7. Вызывать чувства восхищения красотой родного города.
8. Воспитывать чувство гордости за свой город и свой край.
9. Активизировать и расширять словарный запас дошкольников.
Ресурсы проекта Необходимое обеспечение:
-методические материалы
-Художественная литература: коми народные сказки
«Фома», «Про бедняка Момэта и богатого барина», «Яг-Морт», «Три брата и сестра», «Солдат, скупой мужик и злой царь», «Федот стрелец», «Тридцать женихов», «Миф о Йиркапе», «Как Иван нужду закопал», «Господин Иван Сарапанчиков»
-электронные ресурсы (материалы сети интернет)
Предполагаемые продукты проекта Ожидаемые положительные результаты проекта :
Продукты деятельности педагогов:
• Серия бесед
• Картотека загадок
• Дидактические игры «Кто чем питается», «Один – много», «Найди животных Севера», «Кто лишний, что лишнее»
• Картотека подвижных игр Коми народа
• Конспект развлечения «День города»
• Консультация для родителей «Что должен знать ребенок о родном городе»
• Альбомы «Пословицы и поговорки народа Коми», «Сборник стихов о родном городе», «Наш город Воркута», «Животные и птицы тундры», «Растительный мир тундры», «Коми народные сказки», «Интересные задания», «Викторины, занятия, беседы»
• Лепбук «Мой северный край»
• Презентации: «Народный Коми орнамент», «Северное сияние», «Воркута – жемчужина Севера», «Интерьер коми избы»
• Создание в группе уголка «Моя малая Родина»
Продукты деятельности детей:
• Выставка детских работ «Я люблю Воркуту»
• Аппликация «Герб Коми края и герб России»
• Макет «Тундра»
• Лепка «Северный олень»
Продукты деятельности родителей:
• Фотовыставка «Поздравляем тебя, Воркута»
• Участие семей в развлечении «День города»
• Фотоальбом «Я люблю свой город»
• Диск с песнями о Воркуте
Этапы работы над проектом.
Этапы работы Продолжительность Содержание работы Ответственный за реализацию Предполагаемый результат
Вводный
Цель: Способствовать развитию интереса к деятельности 1 день Вводная беседа
Цель: выявление знаний о родном городе, постановка проблемы и определение схемы пути познания.
Блок 1 — вводная часть. Введение в тему курса, установление правил поведения
Блок 2 — информационный. Беседа на тему «Что я знаю о Воркуте»
Воспитатели
подготовительной группы
Интерес у детей к происходящему и стимул к познавательной деятельности.
Обучающий
Цель: способствовать развитию и накоплению опыта и необходимой информации о родном городе, развивать логическое мышление детей и способность анализировать. 1 неделя Познавательный цикл:
Беседы с детьми «Мой Северный город – Воркута»
Цель: Формирование представлений детей о родном городе (его достопримечательностях);
«Труд шахтера»
Цель: Дать детям представление о шахте, познакомить с шахтерскими профессиями, рассказать о их работе. Воспитывать уважение к труду шахтеров;
Беседа на тему «Достопримечательности нашего города»
Цель: формировать представление детей о родном городе, его достопримечательностях
• НОД «Это город мой и твой – он зовется Воркутой»
Цель: формирование у ребенка чувства любви, патриотизма к родному городу и системы ценностных отношений к природе родного края.
НОД Тема: «Воркута – самый лучший город на Земле»
Цель: посредством игрового взаимодействия расширять и конкретизировать представления детей об истории и природе родного города.
• Просмотр презентаций «Народный Коми орнамент», «Северное сияние», «Воркута – жемчужина Севера», «Интерьер коми избы»
• Чтение Коми народных сказок
• Разучивание пословиц, поговорок и стихов
• «Вечер загадок о родном крае»
Воспитатели подготовительной группы
Конспекты бесед и НОД
Презентации: «Народный Коми орнамент», «Северное сияние», «Воркута – жемчужина Севера», «Интерьер коми избы»
Альбом «Коми народные сказки»
Альбомы «Пословицы и поговорки народа Коми», «Сборник стихов о родном городе»
Картотека загадок
Практический
Цель:
. 1 неделя Работа с наглядным материалом:
Цель: Развивать наблюдательность, мыслительные процессы (сравнение, различение, обобщение и анализ, логическое мышление; обогащать речь детей, расширять кругозор, вовлекать в процесс приобретения знаний.
• Выставка детских творческих работ «Я люблю Воркуту»
• Фотовыставка «Поздравляем тебя, Воркута»
• Аппликация «Герб Коми края и герб России»
• Лепка «Северный олень»
• Создание макета «Тундра»
• Дидактические игры.
Цель: способствовать развитию познавательной деятельности
1. «Кто чем питается»,
2. «Один – много»,
3. «Найди животных Севера»,
4. «Кто лишний, что лишнее»
Родители
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Фотоальбом «Я люблю свой город»
Макет «Тундра»
Серия дидактических игр
Творческий
Цель: обеспечить проявление творческих способностей у дошкольников, закрепить понятие - малая Родина. Формировать умение замечать красоту городских улиц, расширять представления детей о родном городе в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к родному краю. 1 неделя Творческие литературные и музыкальные встречи.
Цель: формировать литературно-образное восприятие произведений разных жанров; развивать поэтический слух, чувство языка и словесного творчества детей, обогащать художественно-изобразительными средствами речь детей; вызвать эмоциональное восприятие литературных и музыкальных произведений.
• «Я расскажу о природе Воркуты»
• Викторина «Знатоки родного края»
Цель: Закрепление знаний детей о родном крае.
• Праздник «День города» (с участием родителей)
Воспитатели
Воспитатель
Грушина Л. С.
Воспитатель
Грушина Л. С.
Музыкальный руководитель
.
Физрук
Альбомы «Животные и птицы тундры», «Растительный мир тундры»
Конспект викторины
Конспект праздника