Аниса Лукманова
Проект «Волшебный мир сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Волшебный мир сказок»
Вид проекта : Творческий, групповой, средней продолжительности.
Участники проекта : Воспитанники подготовительной группы «В», воспитатели, родители.
Актуальность проекта : В духовно-нравственном воспитании ребенка немаловажную роль играют сказки. Малыш постоянно просит почитать их или поставить аудиокассету, чтобы ещё и ещё раз услышать про своих любимых героев. Ребенок часто подражает им, старается быть на них похожим. Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства, способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Цель: Формировать умение сочинить сказку на самостоятельно выбранную тему с использованием разнообразных лексических средств и языковых особенностей русской сказки.
Задачи: 1. Формировать знания о композиционных особенностях русской сказки.
2. Учить детей воспринимать образное содержание произведений, осмысливать характеры персонажей.
3. Развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства.
4. Подвести детей к осознанию и пониманию образных выражений в русских сказках.
5. Развивать умение воспроизводить и употреблять в своей речи образные выражения.
6. Воспитывать интерес, любовь к языковому богатству и желание самостоятельно сочинять сказки.
Ожидаемый результат: Воспитанник, имеющий представление о композиционных особенностях русской народной сказки, способный организовать свою деятельность, умеющий сочинять сказки и творчески использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства, применять полученные знания, умения, навыки в игровой, художественно-продуктивной деятельности; владеющий исследовательскими умениями наблюдать, сравнивать, анализировать, задавать вопросы, умением выступать перед аудиторией, любящий родной язык.
Проблема: Мы испытываем трудности при сочинении сказок и хотим научиться сочинять интересные сказки.
Что мы знаем: 1. Сказки рассказывают детям родители. (Денис).
2. В с казках рассказывается о том, чего не бывает в жизни. (Илона).
3. Сказки добрые, народные. (Мадина).
4. В сказках очеловечивают животных. (Лена).
5. В сказках звери разговаривают. (Карнелия).
6. В сказках бывает волшебство. (Рауф).
7. В сказках действия повторяются трижды. (Мадина).
Что мы хотим узнать: 1. Как сочиняют сказки? (Максим).
2. Какие сказки есть у разных народов? (Арина).
3. Что нужно знать, чтобы придумать интересную сказку? (Мадина).
4. Как герои сказок говорят? (Кирилл).
5. Какие существуют татарские сказки? (Денис).
6. Какие волшебные слова бывают в сказках? (Ксюша).
7. Кто придумывает сказки? (Олег).
Что сделаем, чтобы узнать: 1. Прочитаем в книгах.
2. Спросим у родителей (Лена).
3. Рассмотрим картинки по сказкам в книжном уголке. (Мадина)
4. Найдем информацию в Интернет (Максим).
5. Найдем информацию в библиотеке. (Арина)
6. Спросим у взрослых. (Денис)
Реализация проекта.
Подготовительный этап.
1. Подобрать художественную литературу, сборники сказок для чтения, заучивания и рассказывания детям.
2. Подобрать предметные и сюжетные картинки по различным сказкам для рассматривания.
3. Подготовить материал для художественно-продуктивной деятельности.
Основной этап.
Познавательная деятельность.
1. Беседа «Что за прелесть эти сказки!».
2. Познавательные сообщения: «А знаете ли вы,
• чем сказка отличается от других произведений?»
• какие в сказках у каждого зверька прозвища: мышка…лягушка…зайчик…лисичка и т. д?»
• какие сказки учат доброте и щедрости?»
3. Беседа и рассматривание «Иллюстрированные русские народные сказки».
4. Занятие «Литературная викторина по сказкам».
5. Просмотр презентации на мультимедиа «Дорогами сказок».
Художественно – эстетическая деятельность.
1. Просмотр на мультимедиа презентации «Викторина по сказкам А. С. Пушкина».
2. Слушание и рассказывание русских народных сказок и сказок народов мира с использованием мультимедиа.
3. Чтение и выделение сказочных слов и выражений из разных сказок.
4. Отгадывание загадок, заучивание поговорок и пословиц о русских народных сказках.
5. Сочинение сказок и загадок вместе с детьми.
6. Драматизация и инсценировка сказок детьми, показ настольного театра по сказкам.
Художественно- продуктивная деятельность.
1. Аппликация «Избушка трех медведей», оригами «Гуси- лебеди».
2. Совместная деятельность «Обведи трафарет персонажа из любимой сказки и раскрась».
3. Рисование «Моя любимая сказка», «Лягушка – путешественница», «Стрекоза и Муравей»; лепка «Лягушонка в коробчонке», герои сказок.
Игровая деятельность.
Дидактические игры:
• «Скажи по- другому»
• «Кто назовет больше сказочных слов»
• «Назови сказку и расскажи о чем картинка».
Подвижные игры с использованием художественного слова.
• «Стадо»
• «Где купался, Иванушка?»
• «Из- за леса, из- за гор»
Задание детям и родителям: сочинить сказку, используя сказочные слова и выражения, нарисовать рисунки к своей сказке.
Заключительный этап. Презентация проекта – презентовать альбомы «Мы сочиняем сказки», «Мы сочиняем загадки» перед сверстниками в других группах.
Отчёт о реализации проекта «Волшебный мир сказок».
В ходе работы над произведениями устного народного творчества, а именно, сказками была установлена проблема развития речи наших воспитанников: становление словесного творчества, а точнее, формирование общих художественно – творческих способностей детей. В ходе дальнейшей беседы с детьми мы составили модель трех вопросов «Что мы знаем о сказках? Что хотим узнать? Что будем делать, чтобы узнать?». Таким образом, наша работа над проектом началась с проблемы : мы испытываем трудности при сочинении сказок и хотим научиться сочинять интересные сказки.
Мы составили план работы на месяц. В течение первой недели мы знакомили воспитанников со сказками : русскими народными сказками, с авторскими сказками, сказками народов разных стран. Вторую неделю мы посвятили знакомству с композиционными особенностями русской народной сказки, умению слышать и выделять в тексте выразительные средства, понимать образные выражения. Третью неделю наши воспитанники учились воспроизводить и употреблять в своей речи образные выражения из сказок. И в четвертую неделю, мы сочиняли сказки и готовились к презентации проекта.
Решали поставленные задачи через разнообразные виды деятельности. В ходе беседы с воспитанниками «Что за прелесть эти сказки!» мы расширили и систематизировали их представления о русских сказках. Развивали у воспитанников умение задавать вопросы и отвечать на них, связную речь, мышление, любознательность.
Организуя познавательные сообщения «А знаете ли вы?.» мы познакомили детей с композиционными особенностями русских народных сказок, чему учат сказки, какими именами названы в сказках персонажи и какими красивыми эпитетами характеризуются герои сказок. Таким образом, обогащали словарь воспитанников новыми понятиями и сказочными выражениями. Просмотр на мультимедиа слайдов «Дорогами сказок» способствовало осознанию средств художественной выразительности и помогало донести до детей эстетическую сущность сказок.
После чтения сказок и беседы, дети выполняли различные творческие задания: учились выделять в тексте выразительные средства, повторяя образные слова и выражения, воспитанники задумывались над их прямым и переносным смыслом. Так же при помощи дидактической игры «Скажи по – другому» («Объяснялки») закрепили способность понимать выражения с переносным значением, т. е. фразеологизмы, объяснять их значение, подбирать близкие по смыслу слова, развивали интерес, желание и умение использовать крылатые выражения в своей речи. Далее мы со своими воспитанниками выбрали из различных сказок выражения и сказочные слова персонажей сказок и составили большой перечень сказочных слов и выражений, при помощи которых в дальнейшем мы с детьми придумали дидактическую игру «Кто больше назовет сказочных слов и выражений». Дидактическая игра «Назови сказку и расскажи о чем картинка» способствовала развитию словесного творчества детей и умению точно и выразительно передавать свои мысли и чувства при пересказе.
Мы предложили детям трафареты различных героев сказок для обведения и раскрашивания. Таким образом, мы развивали у воспитанников наглядно-образное мышление, графические навыки, любознательность, интерес к чтению сказок, умение организовать свою деятельность. В ходе выполнения аппликации «Избушка трех медведей», оригами «Гуси – лебеди» у детей развивали способность организации действий. Они ставили цель своей работы, объясняли, как будут ее выполнять, самостоятельно выбирали материал для работы. Подводя итог своей деятельности, дети анализировали ее, сравнивали замысел с результатом. В ходе совместной деятельности дети лепили героев и персонажей из сказок : «Лягушонка в коробчонке», животные – герои сказок; стремились передать возникший в их воображении образ в своем рисунке. Таким образом, руками детей был создан альбом «Мы рисуем любимые сказки».
В ходе работы над проектом дети с удовольствием играли в новые подвижные игры с использованием художественного слова: «Стадо», «Где купался, Иванушка», «Сидит, сидит зайка», «Из- за леса, из- за гор…», «Тетери». Это способствовало воспитанию любви к художесвенному слову и интереса к народным играм.
В реализации проекта активное участие приняли родители. Для них были предложены консультации «Как читать детям?», «Какие сказки читать ребенку на ночь?», с целью заинтересовать их темой проекта. Мы проводили индивидуальные беседы с родителями по теме проекта, чтобы нацелить их на совместную деятельность с детьми по сочинению интересных сказок. Родители вместе с детьми посетили городскую библиотеку, чтобы развивать в своем ребенке стремление общаться с книгой. Родителей совместно со своими детьми сочинили сказки, что позволило нам с воспитанниками создать альбом «Мы сочиняем сказки».
Результат реализации проекта. Подводя итог реализации проекта, мы можем сказать, что наши воспитанники, имеют представление о композиционных особенностях русских народных сказок, умеют слышать и выделять в тексте выразительные средства, понимают образные выражения и могут употреблять их в своей речи, т. е. сочинять интересные сказки. Они умеют творчески применять полученные знания, умения, навыки в игровой, художественно-продуктивной деятельности, способны организовать свою деятельность, у них хорошо развито воображение. Дети нашей группы владеют исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, могут выступать перед аудиторией.