Юлия Гурова
Проект «Волшебница осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта : воспитатели, музыкальный руководитель, дети подготовительной группы, родители.
Вид проекта : творческий, краткосрочный
Срок реализации проекта : октябрь-ноябрь, 2014 год
Проблема: недостаточность знаний о признаках золотой осени, слабая активизация в речи слов – прилагательных, характеризующих время года – осень, нежелание работать с природным материалом.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Волшебница осень“» размещена в разделах
Ознакомление с природой имеет существенное значение для гармоничного, полноценного развития личности дошкольника. Экологическое воспитание занимает особое место в развитии ребенка. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.
Трудно представить себе воспитание и развитие детей без привлечения в помощники педагогу природы - этого самого естественного источника красоты. В последнее время остро стоит вопрос экологии окружающей среды, поэтому на занятиях с детьми дошкольного возраста необходимо прививать любовь к природе и бережное отношение к ней. Чтобы любить природу, ее надо знать, а чтобы знать, необходимо изучать и наблюдать за изменениями, происходящими в природе. В процессе познания природы не только формируются и развиваются эстетические чувства и вкусы, но и чувство ответственности за свои поступки. Если ребенок научится наблюдать за природой, то он научится и ценить окружающий его мир. В связи с этим, главная задача педагога – правильно организовать исследовательскую деятельность детей и учить их наблюдать и делать выводы из своих наблюдений.
Цель проекта : Расширение представления детей об осени.
Ускорение развития речи и интеллекта, направленные на формирование речевой сферы, познавательных процессов, эмоционально-волевой и нравственной сферы.
Задачи:
- систематизировать знания детей по теме «Осень»;
- уточнять, обогащать и активизировать словарный запас;
- развивать связную речь;
- развивать восприятие, внимание, память, мышление и воображение;
- воспитывать экологическую культуру и основы безопасного поведения
- воспитывать желание активно участвовать в изготовлении поделок из природного материала;
- воспитывать моральные качества: доброта, чуткость, сострадание, умение сопереживать.
Этапы реализации проекта :
I этап – организационно – подготовительный
Подобрать детскую и методическую литературу, пособия (картины, дидактические, подвижные, пальчиковые игры, атрибуты для сюжетно – ролевых игр;
Разработать конспекты НОД по образовательным областям: ПОЗНАНИЕ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО, КОММУНИКАЦИЯ;
II этап – практический
Рассматривание картин, иллюстраций по теме.
Проведение НОД по образовательным областям согласно режиму образовательной деятельности.
Экскурсии в осенний парк, краеведческий музей и целевые прогулки вокруг детского сада.
Проведение игр (дидактических,пальчиковых, подвижных, сюжетно – ролевых, театрализованных, игр со стихами, этюдов на имитацию.
Чтение художественной литературы по теме.
Сбор природного материала.
Беседы с родителями, совместное изготовление поделок из природного материала, из овощей, фруктов.
Конкурс сказок "Волшебница Осень" - совместная работа родителей с детьми.
Выставки детских рисунков, работ по аппликации, конструированию и ручному труду.
Реализация практического этапа проекта.
1. Цикл НОД по образовательным областям и разным видам деятельности.
а) ПОЗНАНИЕ «Экскурсия в осенний парк», «Осень золотая», «Как звери готовятся к зиме (экскурсия в краеведческий музей)»
Цель: расширение представлений детей о золотой осени, осенних изменениях в природе, погоде, жизни диких животных.
б) ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО: «Букет для Осени», «Осень в зеркало гляделась», «Осенний парк», «Осень рисует», «Осень золотая», «Дождик, лей, лей, лей.» (рисование); «Блюдо с фруктами и ягодами», «Грибы», (лепка, аппликация, «Грибы для белочки», «Красивый ёж» (аппликация из природного материала, «Корзинка с фруктами» (аппликация); «Колючий недотрога», «Мухомор» (поделки из пластилина).
в) Игра-соревнование «Кто больше знает?».
Цель: обобщение и систематизация знаний детей об овощах и фруктах, грибах.
г) Вечер досуга «Ах картошка, ты картошка».
Цель: в интересной и увлекательной форме систематизирование у детей знаний о картофеле.
2. КОММУНИКАЦИЯ И ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
а) рассматривание картин В. Серова «Октябрь», «Осенний день» (из серии «Четыре времени года» О. Соловьёвой);
б) чтение рассказа Г. Скребицкого «Осень», сказки К. Ушинского «История одной яблоньки», стихотворения А. К. Толстого «Осень, обсыпается весь наш бедный сад.»;
в) заучивание стихотворений И. Мазина «Осень», В. Левин
«Осень»; З Федоровская.
г) загадывание и отгадывание загадок по теме «Осень», «Овощи-фрукты», «Грибы».
Цель: закрепление у детей знаний о признаках золотой осени.
е) сюжетно – ролевые игры «Овощной магазин «Деревня»,
«Ателье», «Путешествие в лесу».
Цель: уточнение и расширение знаний об овощах.
Совместная деятельность детей и родителей:
- изготовление поделок из даров осени;
- экскурсии в магазин или на рынок, в осенний парк, краеведческий музей;
- заучивание стихотворений об осени;
- сочинение осенних сказок.
III этап – рефлексивно – обобщающий
- Выставка поделок из даров осени «Что нам осень принесла?»;
- Конкурс сказок "Волшебница Осень";
- Праздник «Разноцветная осень»;
- Сборник рассказов об осени;
- Просмотр видеофильмов об осени.
Подведение итогов:
В результате непосредственной образовательной деятельности: формирование целостной картины мира, познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности, рисования, лепки, аппликации, бесед, чтения художественной литературы у детей сформировались представления об осени, ее признаках и дарах.
Мы удовлетворены проведенной работой и результатами проекта. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
Дети знают и называют:
- осенние месяцы
- большое количество овощей, фруктов и осенних даров;
- осенние приметы и явления :
- пословицы, поговорки, стихи об осени;
Дети стали более раскрепощены и самостоятельны, у детей обогатился словарный запас
В свободной деятельности широко применяют пение песен, хороводов, используют для этой деятельности наряды и атрибуты, любят делать поделки из природного материала.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
В проекте использовалось оборудование: музыкальный центр, компьютер, мультимедийный проектор. Для проекта было приобретено : диск для презентации, файлы, папки, самоклеющаяся бумага.
Используемая литература:
1. С. Н. Николаева «Юный эколог». Мозаика- Синтез Москва 2005г.
2. О. А. Скоролупова «Осень» части 1,2. Москва 2005г.
3. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми». Воронеж 2004г.
4. Н. В. Коломнина «Занятия по экологии в детском саду». Москва 2008г.
5. Л. Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию»
6. Климанова Л. Ф., Виноградская Л. А., Горецкий В. Г. \ Литературное чтение\\ – М., Просвещение, 2008 г.
7. “Круглый год”\ русский земледельческий календарь. \\ – М., Правда, 1989 г.
8. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М. :Карапуз, 2000.
9. Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии. М. : Перемена, 1996.
10. Рыжова Н. А. О проекте «Национальной стратегии экологического образования в Российской федерации. Дошкольное воспитание № 6, 2001.
11. Ягодин Г. А. Воспитать гражданина планеты. Обруч № 2, 1997.
12. Проблемы и перспективы экологического воспитания в
дошкольных учреждениях. М. : ВООП, 1998.
13. Рыжова Н. А. О программах экологического образования
дошкольников. Дошкольное образование № 11, 2004
14. maam.ru/
15. myshared.ru
16. /nsportal.ru/
17. dohcolonoc.ru
18. teremok117.ru
19. mamapapakid.ucoz.ru
20. scastliwymalish.ru/moya-metodisheskaya-kopilka/
21.www.metodichka.hotbox.ru