Лариса Васильева
Проект «Волшебная страна «Здоровей-ка»
▼ Скачать
Паспорт детско-родительского проекта :
«Волшебная страна «Здоровейка»
средней группы (4-5 лет)
Подготовили воспитатели :
Н. А. Чернова,Л. Е. Васильева
Актуальность:
«Забота о здоровье – это важнейший труд. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Проект „Волшебная страна „Здоровей-ка“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Здоровье детей и его состояние относится к числу важнейших характеристик, определяющих положение детей в обществе, отражает состояние всего общества. В последние годы сложилась тревожная ситуация в отношении состояния здоровья детей-дошкольников. Именно в этой возрастной категории наблюдается рост заболеваемости. Для достижения гармонии с природой, самими собой необходимо учиться заботиться о своем здоровье с детства. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредством здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни.
Проблема:
Охрана жизни и укрепление физического здоровья детей- одна из основных задач дошкольного образования. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребёнка, желание всё узнать и всё попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм. Большую роль в этом играет семья. Среди родителей было проведено анкетирование на тему: «О здоровье всерьёз» с целью выяснить, как в их семьях приобщают детей к ЗОЖ.
В анкетировании приняли участие 6 человек, это родители воспитанников.
Практически единогласно (83%) родители воспитанников выделили следующие аспекты, на которые необходимо обратить внимание не только в семье, но и в детском саду. Среди них: соблюдение режима, рациональное питание, полноценный сон, достаточное пребывание на свежем воздухе, физкультурные занятия, закаливающие мероприятия, здоровая гигиеническая среда.
В качестве закаливающих процедур, родителями было отмечено: облегченная форма одежды на прогулке и в группе, хождение босиком, систематическое проветривание помещений группы, умывание лица, шеи, рук до локтя водой комнатной температуры.
Поэтому нами было принято решение разработать и реализовать проект «Волшебная страна «Здоровейка»
Цель проекта : формировать у детей основы здорового образа жизни; добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения к своему здоровью и к здоровью окружающих, углублять и систематизировать представления детей о факторах, влияющих на состояние своего здоровья и окружающих.
Задачи проекта :
Образовательные: расширять знания и навыки детей по гигиенической культуре, продолжать знакомить детей с частями тела и органами чувств; закреплять знания о правильном питании, о полезных и вредных продуктах, сформировать представление о режиме дня и пользе его соблюдения, формировать потребность в ежедневной двигательной активности, познакомить с понятием «закаливание»
Развивающие: развивать культурно-гигиенические навыки, совершенствовать культуру питания, физические качества, развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием; способствовать развитию речи детей, наблюдательности, внимания, памяти, мышления, любознательности, познавательной активности
, интереса, творческих способностей.
Воспитательные: воспитывать сознательную установку на здоровый образ жизни, желание заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих, воспитывать желание заниматься физическими упражнениями и спортом, воспитывать доброе отношение к окружающим
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое», «Социально- коммуникативное развитие»
Сроки реализации проекта : 7.11.-11.11.2022 г
Вид проекта : информационно-практико-ориентированный, краткосрочный.
Целевая группа (участники) : заместитель заведующего, дети дошкольного возраста (4-5 лет, педагоги: Чернова Н. А., Васильева Л. Е., родители.
Ожидаемые результаты: в совместной работе мы, взрослые, сможем научить детей следить за своим здоровьем, беречь его и осмысленно относиться к своему здоровью
План реализации проекта :
1 этап. Подготовительный
-анкетирование родителей
-составление плана работы;
-разработка содержания проекта;
-создание проблемной ситуации;
-подбор предметов личной гигиены, муляжи (овощей и фруктов, продуктов питания, спортивного инвентаря
-подбор наглядного и иллюстрационного материала (картинки, фото, открытки, альбомы и т. д.);
-подготовка художественной литературы (рассказы, сказки, стихотворения, пословицы, поговорки, загадки);
-подготовка материалов к беседам по теме проекта;
-подбор подвижных, дидактических, словесных, пальчиковых игр;
-подборка дыхательной гимнастики, зрительной, самомассажа
-подготовка материалов для творчества;
- подборка консультаций для родителей, изготовление папок-передвижек.
-изготовление дидактических игр ; атрибутов для подвижных игр
-изготовление пособий педагогами: умывальник «Мойдодыр», «Макет челюсти (зубы)», «Пирамида здоровья»,«Часы», «Режим дня»
-оформление стенгазеты: «Волшебная страна «Здоровейка»»
II этап. Основной
Содержание деятельности по проекту
II. Основной этап.
Дни недели Деятельность,осуществляемая в ходе режимных моментов ; индивидуальная коррекционная работа, работа с родителями. Ответственные
7 ноября
«Уроки Мойдодыра» Беседа «Чистота- залог здоровья» Игровая мотивация: в гости приходит «Мойдодыр»
Ц: довести до сознания детей необходимость и важность соблюдения гигиенических процедур, поддержания чистоты тела, продуктов, помещений.
Рассматривание картинок из серии: «Внимание-микробы», «Чистота- залог здоровья»
Лаборатория: «Чистим зубы- избавляемся от микробов» Ц: закрепить правила ухода за зубами, правильной чистке и уходе за зубной щёткой
Чтение художественной литературы:
К. Чуковский «Мойдодыр», К Кузнецов «Замарашка»
Ц: воспитывать стремление всегда выглядеть чистыми, аккуратными
Подвижные игры: «Зайка серый умывается…», «Найди себе пару» Ц: развивать двигательную активность
Пальчиковая гимнастика: «Моем руки чисто-чисто» Ц: развивать мелкую моторику
Зрительная гимнастика: «Тренажёр» с использованием объё мных предметов Ц: способствовать снятию зрительного напряжения
Дидактическая игра: «Сенсорная коробка» (предметы гигиены) Ц: развитие тактильных ощущений
Настольная игра (пазлы) : «Что для чего?» Ц: развивать логическое мышление
Практическое упражнение: «Моем руки правильно» Ц: закрепить навыки последовательного мытья рук
Коррекционно-развивающая работа воспитателей:
Дидактическая игра "Найди тень"(предметы личной гигиены). Ц: формировать умение детей находить заданные силуэты путем наложения, называть эти предметы личной гигиены; развивать зрительное восприятие
Работа с родителями:
Папка-передвижка для родителей «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей 4-5 лет»
Воспитатели:
Н. А. Чернова
Л. Е. Васильева
8 ноября
«Азбука питания» Беседа: «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу» Игровая ситуация: приход доктора Айболита и Карлсона Ц: сформировать понятие о важности правильного питания, представления о полезной и вредной пище; закрепить названия овощей, фруктов, продуктов питания
Рассматривание картинок из серии: «Пища должна быть разнообразной», «Что и как нужно есть», «Поведение во время еды»
Дидактические игры: «Угадай на вкус», «Съедобное-несъедобное» Ц: развитие вкусовых ощущений
Дид. игра: «Вылечим зубы» Ц: развитие мелкой моторики, тонких дифференцированных движений пальцев рук
Дид. игра: «Полезная и вредная еда» Ц: развитие связной речи, обогащение словарного запаса
Подвижные игры: «У медведя во бору…», «Найди, что спрятано» Ц: закрепить правила игр
Физкультминутка: «Обжора» Ц: снятие утомления
Пальчиковая гимнастика: «Засолка капусты», «Компот» Ц: развитие крупной и мелкой моторики
Пластилинография «Овощи и фрукты» Ц: совершенствование мелкой моторики, глазомера, координации движений руки
Самомассаж с использованием варежек-массажё ров Ц: оздоровление организма
СРИ: «Магазин полезных продуктов» Ц: закрепить полученные знания о полезных продуктах, здоровом питании
Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Айболит», «Робин-Бобин Барабек» (пер. с анг.) Ц: развивать интерес к профессии врача, закрепить правила правильного питания
Коррекционно-развивающая работа воспитателей
Дидактическая игра: «Лабиринты» Ц: развивать координацию движения по схеме «глаз- рука»
Дид. игра: «Вылечим зубы» Ц: развитие мелкой моторики, тонких дифференцированных движений пальцев рук
Дид. игра: «Полезная и вредная еда» Ц: развитие связной речи, обогащение словарного запаса
Работа с родителями.
Изготовление варежек-массажё ров Воспитатели:
Н. А. Чернова
Л. Е. Васильева
Родители детей.
9 ноября
«Чтобы был во всём порядок, в жизни нужен распорядок» Беседа: «Режим дня»
Сюрпризный момент: в гости приходит Кот Леопольд
Ц: сформировать у детей представление о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья
Рассматривание сюжетных картинок : «На прогулке», «Приятного сна»
Чтение стихов о режиме дня: Я Аким «Ночь уходит», Т. Шорыгина «Зачем соблюдать режим?», В Маяковский «Пять дел перед сном» Ц: уметь отвечать на вопросы по содержанию произведений
Подвижные игры: «Сбей кеглю», «Перелёт птиц» Ц: развивать меткость движений, двигательную активность
Пальчиковая гимнастика: «Это я» Ц: развивать мелкую моторику
Зрительная гимнастика: «День-ночь» (перчатки) Ц: снятие зрительного утомления
Решение проблемных ситуаций. : «Что будет, если…» Ц: формирование познавательных интересов и действий через решение проблемных ситуаций, развитие логического мышления
Загадки про время суток, дни недели
Ц: развитие речи, обогащение словарного запаса, расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире
Сказки- фантазёрки
Ц: развитие связной речи, мышления, воображения, детского словотворчества
Дидактическая игра: «Части суток» Ц: закрепить представления о последовательности частей суток
Ходьба по дорожкам-раздражителям Ц: массаж стоп, профилактика плоскостопия
Коррекционная работа воспитателей :
Игра" Поймай мяч" Ц: развивать умение непрерывного слежения глазами за движениями предметов
Работа с родителями.
Консультация для родителей «Нужен ли ребёнку дневной сон?»
Изготовление и обновление дорожек-раздражителей Воспитатели:
Н. А. Чернова
Л. Е. Васильева
10 ноября
«Движение- это жизнь» Беседа: «Спорт- это важно»
Игровая мотивация: в гости приходит Волчок
Ц: способствовать становлению у детей ценностей ЗОЖ: занятия физкультурой и спортом очень полезны для здоровья человека
Рассматривание иллюстраций из серии : «Виды спорта»
Чтение художественной литературы: В. Голявкина «Про Вовкину тренировку», А. Барто «Зарядка», Т. А. Шорыгина «Зарядка и Простуда»
Ц: закрепить представления о важности занятий физкультурой
Подвижные игры: «Мы-весёлые ребята», «Подбрось-поймай», «Пройди по следам», «Пройди лабиринт»,
«Подбери по форме предмет и пройди дорожку»
Ц: развивать двигательную активность
Дыхательная гимнастика: «Сдуй бабочку с цветка», «Ветерок в бутылке», «Воздушный футбол»
Ц: укрепление мышц дыхательной системы
Дыхательные тренажё ры: «Цветные пёрышки», «Пингвинёнок», «Дудочка», «Ромашка», «Остужаем чай»
Ц: развивать силу дыхания
Загадки про спорт
Экскурсия в спортзал «Секция Каратэ» Ц: организация познавательного физкультурного досуга детей через посещение спортивной школы
Коррекционная работа воспитателей
Дидактическая игра: «Волшебная бумага» Ц: формировать умение детей обводить изображение через кальку
Работа с родителями
Фотоотчёт родителей о том, как в их семьях приобщают детей к ЗОЖ Воспитатели:
Н. А. Чернова
Л. Е. Васильева
Учитель-дефектолог
Е. В. Красноперова
11 ноября
«Если хочешь быть здоров- закаляйся!» Беседа: «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья» Ц: познакомить детей с такими природными факторами как солнце, воздух и вода и их влиянием на здоровье и жизнь человека
Игра- запоминалочка: «Чтобы нам не заболеть»
Ц: закрепить правила здоровья
Художественно-эстетическое развитие. Рисование на тему: «Солнце, воздух и вода» Ц: формировать умение выразительно отображать в рисунке образы (солнце, воздух, вода) как источники здоровья
Чтение стихов : И. Семёнов «Как стать Неболейкой?», О Емельянова «Если хочешь быть здоров…» Ц: как научить детей самостоятельно поддерживать организм в здоровом состоянии
Зрительная гимнастика «Тренажёр с использованием объёмных предметов» Ц: способствовать снятию зрительного напряжения
Подвижные игры: «Ловишки», «Кто ушёл?» Ц: повысить положительный настрой и укрепить психоэмоциональное здоровье
«Основы первой помощи, которые нужно знать детям» (рассказ медсестры) Ц: формировать умение оказывать себе элементарную помощь, обращаться за помощью ко взрослым при заболевании, травме
СРИ: «Больница для Айболита» (с элементами театрализации) Ц: формировать умение обыгрывать сюжет, используя воображение и ранее полученные знания
Самомассаж «Неболейка» (массаж биологически активных зон) Ц: профилактика простудных заболеваний
Ц: снятие эмоционального напряжения
Самомассаж с использованием массажных мячей
Самомассаж «Су-Джок» Ц: развивать навык собственного оздоровления
Пословицы и поговорки про здоровье
Релаксация с использованием музыкального сопровождения
Коррекционная работа воспитателей :
Д/и «Найди отличия» Ц: развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие
Работа с родителями:
Папка-передвижка «Бережём здоровье с детства или 10 заповедей ЗОЖ»
Изготовление фитомедальонов с чесноком
Порекомендовать родителям посетить «Соляную комнату»
Воспитатели:
Н. А. Чернова
Л. Е. Васильева
III этап. Заключительный
Продукт проекта : «Уголок здоровья»
Результаты проекта
Для детей.
У детей расширились представления о здоровом образе жизни и его значимости для человека, появилось бережное отношение к своему здоровью.
Для родителей. Родители осознали важность своего участия в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни.
Для воспитателей. Обогащена предметно-развивающая среда необходимым оборудованием, пополнена учебно-методическая база в данном направлении.
Через проведение консультаций, бесед, игр повысился уровень педагогической компетентности в области физического развития и приобщения к ЗОЖ.
Выводы:
В результате реализации проекта «Волшебная страна «Здоровей-ка» у детей сформировались умения и навыки в физическом развитии, понимание необходимости заботиться о своем здоровье, родители обогатили свои знания относительно физического здоровья дошкольников, воспитатели повысили уровень педагогической компетентности в области физического развития и приобщения к ЗОЖ.
В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дети узнали много нового и интересного. У детей проявился познавательный интерес к своему здоровью.
Родители поддержали педагогов, проявляли инициативу и творчество в подготовке домашних заданий. Каждой семьёй была изготовлена стенгазета, в которой размещены фото членов их семей о том, как дома приобщают детей к ЗОЖ. Совместная деятельность взрослых и детей способствовала укреплению внутрисемейных связей, побудило родителей задуматься о важности овладения элементарными нормами и правилами ЗОЖ. Мы надеемся, что проводимая работа поможет детям почувствовать необходимость в соблюдении правил здоровья, научит бережно и заботливо относиться к себе и окружающим людям.
Таким образом, цель проекта достигнута путем успешного решения поставленных задач.