Вера Ермакова
Проект «Волшебная пуговица» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Волшебная пуговица"
МБДОУ ЦРР Д/c 196
Выполнил:
воспитатель
1 категории
Ермакова В. А
Даже самое странное собирательство не является пустым занятием, поскольку оно обогащает человека, расширяет его кругозор, вырабатывает зоркость, которая позволяет видеть то, чего не видят другие.
Л. А. Жаданов
Тип проекта : исследовательско – творческий.
Цель проекта : формирование у детей естественно-научных представлений о предметах окружающего мира через их исследовательскую деятельность.
Задачи проекта :
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Пуговицы, пуговки
- Пуговицы. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
• развитие стремления к поисково-познавательной деятельности;
• организовать совместную поисково-познавательную деятельность дошкольников, педагогов, родителей;
• развитие мыслительной активности и творческих способностей;
• совершенствование аналитического восприятия, стимулирование интереса к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения;
• развитие коммуникативных навыков;
• обогащение сенсорного опыта детей;
• развитие лексико-грамматического строя речи;
• развитие познавательных процессов и мелкой моторики рук;
• воспитание нравственно - волевых качеств;
• применение полученных знаний в жизнь.
Участники проекта : воспитатели МБДОУ детского сада №196 -Ермакова Вера Александровна, Скотникова Ю. В, дети средней группы (возраст 4-5 лет, родители воспитанников, преподаватель ИЗО, преподаватель физической культуры, кастелянша детского сада.
Предполагаемые результаты реализации проекта :
• заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования;
• повышение уровня познавательных процессов и мелкой моторики рук;
• улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизации позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада;
• создание коллекции пуговиц в группе.
Срок реализации: долгосрочный
Этапы реализации проекта :
1) организационный;
2) практический (январь-февраль)
3) презентационный.
Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.
В любом возрасте дети пытливы и любознательны, задают взрослым множество вопросов. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными.
Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого.
Занимаясь изучением познавательных интересов, тесно связанных с познавательной активностью, психологи выделяют их в особую область интересов человека В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются: внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.
Актуальность работы по коллекционированию с детьми дошкольного возраста заключается в том, что это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску.
Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь с занятиями по ФЭМП, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием, художественным творчеством и др.
Другой немаловажной причиной занятий с детьми коллекционированием является проблема детских стрессов, которые являются следствием дефицита положительных эмоций. Так как в группах все чаще встречаются дети с неровным поведением, двигательно-активные, тревожные, малообщительные, застенчивые, то многие проблемы установления взаимоотношений с такими детьми можно решить, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого. Стойкость пытливого отношения детей к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или относятся к нему равнодушно. Разумеется, процессом коллекционирования необходимо управлять. Истинное и полезное коллекционирование начинается со систематизации и изучения собираемого, оно расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. С коллекционирования часто начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий. Стойкость такого пытливого отношения ребенка к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или угашают его своим пренебрежительным отношением. Но если родители, воспитатели поддерживают интересы ребенка, если направляют познавательную деятельность ребенка, то формируются ценнейшие черты личности - любознательность, пытливость, наблюдательность. Эти качества личности придают активности ребенка четкую познавательную направленность.
1 этап Организационный. Введение детей в проблему.
Формы работы с детьми:
• Постановка проблемы через образовательную ситуацию в режиме дня. Чтение сказки о пуговке.
• Обращение к опыту. Постановка детской цели. Поможем пуговке найти друзей.
• Беседа с детьми «Что мы знаем о пуговице?». Цель: выявить представление детей о пуговицах, разработка маршрута. (Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что будем делать).
• Основные направления поиска : что означает слово «пуговица», что означает слово «коллекция», «коллекционирование»,чем пользовались люди, когда пуговиц ещё не было, какие были первые пуговицы, из каких материалов бывают пуговицы, чем пуговицы похожи и чем отличаются, как их можно использовать.
Формы работы с родителями:
Создание папки-передвижки : «История пуговицы», проведение консультации «Коллекция пуговиц- как средство развития познавательной активности и психических процессов у детей дошкольного возраста».
• Обсуждение темы, цели и задач проекта.
• Подобрать методическую, познавательную и художественную литературу, иллюстративный материал.
• Разработка маршрута проекта.
• Обсуждение продуктов реализации проекта.
• Подобрать материалы для коллекции, игрушки, атрибуты для игровой деятельности.
2 Этап Практический этап. Основной.
Формы работы с детьми:
Познавательная деятельность.
• Беседа : «История пуговицы», «Коллекционирование». Дошкольники узнали, что царь Петр I приказал пришивать пуговицы к рукавам солдатских мундиров для того, чтобы те после еды не вытирали рукавами рот и нос. А в средние века стоимость некоторых пуговиц была выше стоимости шубы. Дети узнали, какими были первые пуговицы, пуговицы царских особ, мундирные или форменные пуговицы, дизайнерские. Просмотр иллюстраций. Рассматривание кукол в разных национальных одеждах.
-Загадки о пуговице.
-Стихи о пуговице.
-Пословицы и поговорки о пуговицах.
-Приметы о пуговицах.
• Экскурсия по детскому саду в кабинет кастелянши.
Игровая деятельность
• Дидактические игры:
• «Собери пирамидку из пуговиц»
• «Ожерелье»
• «Пуговичный массаж».
• на сравнение «Составь узор из пуговицы»,
• «Составь цифры, букву из пуговицы»
• «Нанизывание пуговиц на шнурок по цвету, форме, величине»,
• игра на внимание «Какой пуговицы не стало?»
• «чудесный мешочек» и др.
Сюжетные игры: «Магазин»
Подвижные игры «Перебежки», «Кто больше перенесёт пуговиц», «Кто дальше бросит мешочек из пуговиц», «Попади в цель», «Кто больше мешочков перенесёт на голове», «Мышеловка», «Перенеси на палочках» и др.
Игровая ситуация:
• Помоги другу застегнуть пуговицы»
• «У кого какая пуговица»
• «Откуда я»(дети отгадывают, какой одежде принадлежит пуговица : военных, полицейских, медиков и т. д)
• «Если у тебя оторвалась пуговица на пальто…»
• «Какие пуговицы блестят на солнце?»
• Образовательная игровая ситуация по ФЭМП «Пуговицы разные, все очень важные!»(пуговицы маленькие-большие, тонкие-толстые, разные по форме., сравнение, прямой и обратный счёт, состав числа.)
• У кого больше пуговиц на одежде»
• Моделирование ситуации помощи,
безопасного поведения при выходе на улицу и др.
Босохождение по ковру из пуговиц в рамках режима дня.
Продуктивная деятельность.
• Рисование: «Весёлая пуговица»
• Лепка: составление из пуговиц
узоров на пластилине «Бабочки»
• Конструирование: создание объёмных
конструкций из пуговиц : «Гусеница».
• Коллективная работа «Весна
Экспериментально-поисковая деятельность.
• Рассматривание пуговиц под лупой, микроскопом.
• Знакомство с качествами и свойствами материалов из которых сделаны пуговицы.
• Игры-эксперименты с пуговицами (сравнение по-величине, форме, цвету).
• Опыты-эксперименты с пуговицами (взвешивание, тонет -не тонет, измерение)
Речевая деятельность:
Составление описательных рассказов о пуговицах.
• Речевые упражнения «Какая пуговица?».
• «Подбери и расскажи»
• Придумывание сказок и историй о пуговицах.
Музыкальная деятельность:
Мастерская по изготовлению шумового музыкального инструмента из пуговиц (маракас). Игра на музыкальных инструментах в группе.
Формы работы с родителями:
Беседы с родителями о важности данной проблемы
• Консультация для родителей: «Развивающие игры с пуговицами».
• Привлечение родителей к пополнению коллекции пуговиц новыми экспонатами.
• Мастерская по изготовлению салфеток, оформлению их пуговицами.
• Смотр поделок, выполненных совместно с родителями.
3 Этап презентационный. Заключительный.
Представление коллекции пуговиц
Выставка выполненных совместно с детьми, родителями поделок из пуговиц.
Просмотр презентации проекта «Волшебная пуговица».
Вывод
• В рамках проекта, были задействованы все образовательные области.
• Создана коллекция пуговиц в группе.
Полученную коллекцию мы планируем использовать на занятиях по развитию речи, по изобразительной деятельности, развитию элементарных математических представлений, в экспериментально-поисковой деятельности, проведении дидактических и сюжетных игр, исследовательской деятельности.
Участие в проекте способствовало повышению познавательной активности детей. Они стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием.
Проект оказался интересным для всех его участников. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада. История пуговицы настолько охватила детей и их родителей, что они стали создавать семейные коллекции пуговиц. Оказалось, что существует научное название данного вида коллекционирования - филобутонистика (от англ. button - пуговица).
Главное, чему научил проект и детей, и взрослых - это осознание того, что даже самая обычная вещь может хранить удивительную историю своего появления. Поэтому очень важно построить совместную деятельность с детьми таким образом, чтобы она максимально была приближена к исследовательско -познавательной деятельности.